Таможенная система Швеции XVIII в. и её преобразования
История таможенной службы Швеции XVIII в. и особенности ее преобразования под воздействием политических и экономических условий страны в шведской историографии изучены очень слабо. Исследователи, занимавшиеся проблемами экономического развития XVIII в., обращали свое внимание прежде всего на характеристику шведского меркантилизма и основные государственные мероприятия в этом направлении. Э. Экегорд, Э. Хекшер и С. Хегберг рассматривали в своих научных трудах торговую политику Швеции и связанную с ней тарифную практику. Историки, специализировавшиеся на изучении политических и правовых процессов, не касались темы, связанной с таможенной системой государства.
Первым автором, посвятившим свою работу вопросам организации таможенного управления в первой половине XVIII в., стал К. Веннберг. На основании исторических документов он составил рассказ, рассчитанный на широкий круг читателей, о том, как решался вопрос о таможенной аренде, и какие результаты принесла аренда в это время.
Краткий обзор истории таможенной политики Швеции в XVIII в., но без описания ее таможенной системы дал в конце XIX в. в своей статье Й. Линдстрем.
В ХХ в. появилось всего несколько работ, касающихся истории таможенной службы шведского государства XVIII столетия, в которых авторы в основном анализировали изменения, произошедшие в 1700-1720-х гг. в таможенной системе Швеции.
К юбилею таможенного ведомства в 1986 г. вышла книга Я. Бергрена и Г. Нильзена, где впервые было представлено обозрение истории шведской таможни XVII—XX вв.
Среди опубликованных источников по истории таможенной системы Швеции центральное место занимает официальное издание государственных указов за 1718—1799 гг. и 15-томное собрание Р. Модее, включающее в себя основные правительственные законы и постановления с 1718 по 1794 гг.,в т.ч. касающиеся организации таможенной службы и таможенной аренды.
Неопубликованные источники, позволяющие проследить изменения в организации таможенной службы, сосредоточены в Государственном архиве Швеции (RA) и, прежде всего, в фонде Архива Каммар-коллегии и в фонде Центрального таможенного архива до 1825 г., где хранятся делопроизводственные документы таможенных ведомств и отдельных таможен, контракты, заключенные с Генеральным таможенным арендным обществом, переписка таможенных органов с центральными учреждениями.
Центральное таможенное ведомство Швеции появилось в 30-х гг. XVII в. Управление таможнями неоднократно менялось, и между Каммар- и Коммерц-коллегиями шла непрерывная борьба за влияние на таможни и участие в решении таможенных вопросов. «Форма правления» 1719 и 1720 гг., как важнейший из основных законов государства, и инструкция для коллегий 1723 г. отдавали центральное руководство таможнями Каммар-коллегии, а Коммерц-коллегии поручали выработку тарифов. При решении таможенных вопросов общего характера, таких, например, как контроль за исполнением законов, выработка инструкций для служащих, требовалось мнение обеих коллегий .
В связи с большими военными расходами и территориальными потерями государства в ходе Северной войны морские и внутренние таможни были сданы в аренду частным лицам. Правительство разрабатывало план заключения единого арендного контракта в отношении всех морских таможен. Осуществить замысел сразу не удалось. Во-первых, за время аренды (1714—1716 гг.) таможенные поступления уменьшились, и государство осталось в убытке, и, во-вторых, из-за нестабильного состояния таможенного дохода в условиях военного времени не нашлось желающих взять на себя аренду.
В 1718 г. главный директор Морской таможни Йохан Эренпройс решился на заключение контракта с Каммар-коллегией. В таможенном управлении Й. Эренпройс ратовал более всего за освобождение таможенного ведомства от растущего влияния коллегий, консерватизм и бюрократизм которых, по его мнению, мешал борьбе с контрабандой и сковывал всю таможенную деятельность. Контракт начинал действовать с 1 июля 1718 г. в отношении всех морских таможен государства. По истечении арендного года Эренпройс должен был уплатить 488 700 далеров серебром — сумму, равную доходу за предшествующий год. Из прибыли, о которой арендатор отчитывался перед государством, он оставлял себе в качестве вознаграждения 16%. При подведении итогов аренды выяснилось, что государственный доход в чистом виде составил 866 906 далеров. Успеху Й. Эренпройса способствовала небольшая реорганизация таможенного управления и новый тариф 1718 г., в котором повышались экспортные пошлины на железо и вместо запретов на импорт устанавливались умеренные ввозные пошлины.
Таможенные служащие, независимо от их чина и должности, должны были наблюдать за честностью работы друг друга и докладывать Главному директору Большой морской таможни об обнаружении нарушений. Наказания за отдельные виды нарушений отличались суровостью и подчеркивали значение таможенной службы для государства. Всякий, кто осмеливался уйти в рабочее время по своим делам без разрешения Главного директора, лишался службы. Досмотрщик, покинувший свой пост, терял половину годового жалования. За употребление спиртных напитков в служебное время в первый раз досмотрщик наказывался 8-дневным тюремным заключением, во второй раз срок заключения удваивался, после третьего же раза нарушителя увольняли. Данные положения Регламента свидетельствовали и о проблемах с кадровой дисциплиной, которые существовали в таможнях. Особенно трудно было найти надежных досмотрщиков, но постоянная служба и жалование являлись факторами, привлекавшими представителей небогатых слоев городского населения на таможенную службу.
Регламент Большой морской таможни действовал на протяжении всего XVIII в. — как в арендный период, так и во время государственного управления. Резких поворотов в отношении кадровой структуры администрация старалась избегать, т.к. для нее было совершенно ясно, что от работы служащих низового звена в основном и зависят результаты сбора таможенных налогов. Региональное управление в XVIII в. до конца не оформилось. Провинциальных инспекторов со временем упразднили, вместо них в 1790 г. появились районные начальники с контрольными и инспекционными функциями. Внутренние таможни Швеции имели свои собственные инструкции для персонала и, как правило, сдавались в аренду частным лицам.
В XVIII в. шведская таможенная система часто реорганизовывалась, и четкая структура таможенных органов еще не сложилась. Изменения в сфере политического управления страны и экономического курса правительства вносили коррективы в структуру таможенной системы.
Шведское руководство неоднократно сталкивалось с необходимостью решения сложных финансовых проблем. Таможенные поступления являлись одним из источников пополнения государственного бюджета, поэтому правительство постоянно искало наилучший вариант стабильного получения этих доходов, в т.ч. через организацию таможенной аренды. Слабость и несовершенство государственного аппарата при дефиците средств на его содержание стали еще одной причиной использования арендных отношений в таможенной системе. Наконец, рост влияния городского бюргерства, повышение их требовательности и критики в адрес государственных органов заставляли правительство прибегать к аренде. Арендные отношения в таможенной системе сохранялись длительное время и, несмотря на жесткую критику, приносили государству финансовую пользу.
Основной проблемой в деятельности низового звена таможенной системы была борьба с контрабандой. Однако малочисленность таможенной охраны вместе с существовавшими торговыми запрещениями и недостатками внутреннего производства не позволяли таможенным органам справиться с этой проблемой. Фискальная задача, возложенная на таможенную службу, решалась достаточно успешно, но неоднократные реорганизации таможенного управления позволяют сделать вывод о неудовлетворенности правительства состоянием таможенных дел Швеции в XVIII столетии.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ