Церковь и Итальянские государства в XVIII в.

Книга Марио Роза, известного специалиста в области истории католицизма, - это сборник авторских работ 1981-1994 гг. Стержневая идея сборника (и об этом пишет автор во введении) - взаимосвязь и взаимовлияние общественных отношений, политики итальянских государств в XVIII в. и католицизма.

 

Церковь и Итальянские государства в XVIII в.

 

Автор начинает исследование с реформистских инициатив Муратори в первое десятилетие XVIII в., анализирует янсенистское направление итальянского католицизма. М. Роза отмечает, что итальянская историография последних двух десятилетий ХХ в. сосредоточила внимание на осмыслении религиозной истории в контексте социальных изменений, однако при этом феномен янсенизма, этого столь важного явления для истории католицизма XVIII в., продолжает рассматривать в «политическом измерении».

Своеобразной кульминацией развития янсенистских идей явилась реформаторская деятельность в церковной области Великого герцога Тосканского Пьетро Леопольдо. Были проведены мероприятия не только законодательного характера, ограничивающие церковные привилегии (ограничение права «мертвой руки», отмена налогового иммунитета церковных организаций, упразднение инквизиции, ликвидация ордена иезуитов). Пьетро Леопольдо попытался осуществить реформу церкви и построить город в миниатюре. В своей реформаторской деятельности он опирался на епископа Пистойи и Прато Шипионе де Риччи. От епархиального синода последний добился принятия явно янсенистских положений - о благодати, об автономии местной церкви по отношению к папе. Было предложено реорганизовать церковные ордена, отменить вечные обеты, упростить культ, запретить почитание мощей. Однако эти реформы не были осуществлены, поскольку вызвали сильное сопротивление со стороны большинства духовенства. Но, несмотря на неудачи реформаторского движения, законодательные мероприятия Пьетро Леопольдо в церковной области, ограничивающие привилегии духовенства, остались в силе.

Автор показывает, как на протяжении века под влиянием антиклерикальных и антирелигиозных учений итальянских и европейских просветителей зрела идея о необходимости церковных реформ. Влияние просветителей сказывалось, в частности, в том, что в легатствах изучались экономические и финансовые проблемы, духовенство обращалось к темам социальной пользы, просветительской идее разума, не оставались без внимания новые науки, переосмысливалась христианская моральная философия, по-новому трактовался вопрос осуществления политической власти - как социальной опоры, действующей по евангельским законам и законам человеколюбия.

Особое внимание в этой связи автор уделяет реформаторской деятельности папы Пия VI, попытавшегося ввести новшества в области сельского хозяйства (осушение болот, введение нового кадастра) и финансов.

В отдельной статье автор показывает, как обновленный идеями Просвещения католицизм проявлялся в конкретной деятельности епископов, священников в отношении паствы.

Еще одна статья посвящена вопросу воспитания и образования будущих правителей итальянских государств на примере анализа книги янсениста Жака-Жозефа Дюге (Duguet), которая имела большой успех как при дворе Марии Терезии, так и при савойском дворе. В этом труде, наряду с размышлениями в янсенистском духе о политической власти, об ответственности того, кто призван управлять судьбами государств католической Европы, в политическом ключе рассматривались темы роли страстей и мотивации пользы в деятельности правителей.

М.Т.Сильвестрини исследует вопрос, в какой мере конфликт светской власти с римской курией повлиял на политические и социальные изменения в Савойском государстве. Конфликт светской власти с церковью касался вопросов владения бенефициями, инквизиции, назначения священников и аббатов, духовной и светской юрисдикции.

Автор рассматривает политику реформ Виктора Амедея II, прежде всего административных и финансовых, направленных на ограничение привилегий духовенства. Была проведена судебная реформа, созданы государственные школы, благотворительные учреждения перешли в ведение королевской администрации.

В это время среди духовенства и юристов распространяются галликанские доктрины и доктрины светского управления. В результате всех этих процессов, утверждает автор, в Савойском государстве сформировалось поколение духовенства, более тесно связанного со светской властью правителя, нежели с Римской церковью, и получавшего должности благодаря сильным клиентурным связям при туринском дворе. В 1727 г. был заключен конкордат с церковью, который дал возможность савойским правителям практически осуществлять контроль над духовенством.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*