Модернизация и трансформация валютного регулирования и валютного контроля

В данной статье автор рассматривает насколько совершенна модель валютного регулирования в стране, какие дополнительные меры необходимо применять для модернизации и трансформации валютного регулирования и валютного контроля в конкретных экономических условиях. Комплексный анализ теоретических и практических аспектов валютного регулирования, а также предложений по совершенствованию его в современных экономических условиях.

Необходимость совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля широко дискутируется в российской печати и в средствах массовой информации. Появляются публикации о невозможности эффективного противодействия утечке капитала с помощью мер валютного контроля. При этом иногда делается вывод, что России валютный контроль не нужен вообще. Следует отметить, что это утверждение не имеет оснований.

Данный факт скорее свидетельствует о том, что, несмотря на явно положительные результаты проводимой политики в области валютного регулирования и валютного контроля, последние должны совершенствоваться. В настоящее время наиболее продуктивными представляются следующие пути их трансформации.

 

Валютный контроль в целях борьбы с отмыванием криминальных капиталов и обеспечения прозрачности финансовых операций существует во многих странах - как развитых, так и стран с переходной экономикой. При этом его существование нигде не рассматривается как противоречие либеральной модели рыночной экономики. Международный опыт показывает, что система валютного контроля в том или ином виде предусматривает осуществление мониторинга числе валютных операций для выявления противоправных действий в кредитно-финансовой, налоговой и бюджетной сферах, а также четкую и работоспособную организационную структуру, состоящую из специализированных государственных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Что касается организационной структуры, то международный опыт свидетельствует: высокая эффективность государственного финансового контроля во многом является следствием того, что эту работу выполняют специализированные организации. В Великобритании это FSA, в США -FinCEN Италии - Валютное бюро при Банке Италии, Испании -SEPBLAC. В целом из 53 национальных органов финансовой информации (FIU), входящих на сегодняшний день в авторитетную международную организацию Г руппа Эгмонт, примерно половина органов входит в состав правоохранительных органов и силовых структур, а остальные (характерно для развитых стран) - в ведомства финансово-экономического блока либо являются самостоятельными структурами.

Как видим, в практике всех ведущих индустриальных стран на смену валютному контролю пришли системы государственного контроля за финансовыми операциями. В РФ валютное регулирование и контроль на сегодняшний день являются единственным инструментом, способным противодействовать утечке капитала. Соответственно резкая либерализация валютного контроля, либо его отмена может неблагоприятно сказаться на экономической ситуации в государстве в целом, поскольку законодательная база, предусматривающая комплексное применение инструментов, использование которых позволяет эффективнее бороться с утечкой капитала и с отмыванием преступных доходов, в настоящее время отсутствует.

В системе валютного регулирования и валютного контроля велика роль уполномоченных банков.

Практика применения норм валютного законодательства показывает, что нередко нарушения валютного законодательства происходят по вине уполномоченных банков. Все эти нарушения можно разделить на умышленные и неумышленные, и происходят они в основном из-за несовершенства валютного законодательства. Однако опыт работы уполномоченных банков в сфере валютных операций и международных расчетов, позволяет определить проблемы связанные с действующим валютным законодательством. В соответствии с существующим законодательством основное бремя ответственности за соответствием проводимых операций требованиям валютного законодательства РФ лежит на уполномоченных банках, как агентах валютного контроля. При этом надо отметить, что отсутствие нормативных документов, регулирующих проведение отдельных видов операций, усложняет практическую деятельность участников системы валютного контроля.

Например, до сих пор отсутствуют четкий порядок совершения расчетов за услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности, не определен порядок расчетов в иностранной валюте между физическими лицами.

Кроме того, в ряд нормативных документов неоднократно вносились дополнения и изменения, в результате чего первоначальные документы были изменены до неузнаваемости. Ярким примером изложенного служит Инструкция Банка России № 7 от 29.06.1992            г. Возможно, в целях облегчения работы с такими нормативными документами, имеет смысл ввести новые нормативные акты, регулирующие соответствующие области валютного законодательства, как это уже сделано с Инструкциями Банка России № 19 от 12.10.1993 г., № 30 от 26.07.1995 г., № 16 от 16.07.1993г.

Некоторые нормативные документы имеют двойственное толкование, много актов, взаимно противоречащих друг другу. Также встречаются противоречия в рамках одного нормативного документа. Например, пунктом 6.4 совместной Инструкции Банка России и ГТК РФ от 13.10.1999 г. № 86-И и № 01-23/26541 (соответственно) определено, что при непоступлении УК от ГТК России Банк на основании ГТД, представленной Экспортером, самостоятельно формирует УК по истечении 45 календарных дней с даты, указанной в графе «Д» ГТД. Однако в описании порядка формирования Ведомости банковского контроля установлено, что сведения о движении товаров отражаются Банком в первый рабочий день после получения от Экспортера ксерокопии ГТД.

Надо отметить, что многие практические вопросы не нашли своего отражения в действующих нормативных документах ЦБ РФ.

Также, к путям совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля, можно отнести увеличение числа пользователей информационной базы данных среди органов валютного контроля, что позволит вовлечь в процесс информационного обмена по каналам электронной связи всех контролирующих органов (например, налоговых органов). Широкое использование телекоммуникационного обмена позволило бы значительно сократить документооборот и трудоемкость проводимой уполномоченными банками работы по представлению информации, нередко дублируемой в различные инстанции.

Понятно, что даже самая совершенная нормативная база не сможет охватить весь спектр возможных операций. Всегда будут вопросы, не охваченные нормативной базой. Сложившаяся практика обращения уполномоченных банков в Банк России за консультациями не позволяет в большинстве случаев получать ответ оперативно. Поэтому было бы целесообразно в законодательном плане установить конкретные сроки предоставления ответа со стороны ЦБ.

 

 

Решение имеющих место проблем валютного регулирования и валютного контроля, создание эффективно работающей системы, упрощение обмена информацией между участниками возможно лишь в процессе взаимодействия всех сторон системы, совершенствования нормативной базы, а также унификации методов контроля.

Таким образом, усовершенствование действующего таможенно-банковского валютного контроля должно включать, следующие меры:

-              распространить систему валютного контроля на все внешнеторговые операции. До сих пор валютным контролем не охвачен экспорт и импорт услуг, что объясняется сложностью определения моментов начала и окончания выполнения услуг, то есть неясно, как проконтролировать была ли вообще услуга;

-              создать системы учета и мониторинга, совершенных через уполномоченные банки валютных операций резидентов, и единую базу данных о нарушениях законодательства.

Сформированная база данных на основе постоянного мониторинга за репатриацией в РФ валютной выручки от экспортных операций и платежей по импортным операциям позволит оперативно выявлять факты нарушений валютного законодательства и принимать адекватные меры по их пресечению. Существенным недостатком системы валютного регулирования и валютного контроля является отсутствие оперативности. Наличие большого срока прохождения информации с момента обнаружения органами и агентами валютного контроля до реального применения санкций к нарушителю позволяет последнему самоликвидироваться за этот период, что также ведет к утечке валюты. Необходимо, также, внесение изменений в организацию документооборота, например, ввести единый документ, заменяющий паспорт сделки, учетную карточку и т.д. Очевидна целесообразность разработки типовых документов, которые выдавались бы таможенным органом экспортерам в подтверждение отдельных случаев не поступления таможенной выручки.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*