Политические и правовые системы зарубежных стран

После краха фашизма и окончания Второй мировой войны перед Италией встала задача соз­дания нового демократического режима. В июне 1946 г. на референдуме большинство итальянцев сделало выбор в пользу республиканского строя. Начавшее свою работу в том же месяце Учреди­тельное собрание к концу 1947 г. разработало новую Конституцию, которая вступила в силу с 1 января 1948 г., преобразовав Италию в парла­ментскую республику. Так началась история Первой республики. Политическую составляющую этой истории обусловливали как внутренние, так и внешние фак­торы. Одним из главных внутренних факторов был пропорциональный избирательный закон, который благоприятствовал избранию в парламент депутатов от большого количества партий. Это порождало не­стабильность исполнительной власти: среднестати­стическое итальянское коалиционное правительство держалось меньше года вместо пяти, установленных по закону. Нередко законопроекты «прыгали» меж­ду двумя палатами, в них вносилось огромное коли­чество поправок, а их докладчики подвергались об­струкции со стороны малых политических сил. Большие сложности, как правило, возникали и при формировании правящих коалиций.

В числе внешних факторов, сыгравших сущест­венную роль в жизни республики, на наш взгляд, нужно назвать ее положение в качестве прифрон­тового государства. В Италии действовала самая крупная коммунистическая партия в Западной Ев­ропе (далее: ИКП), которая в течение второй поло­вины XX в. оказывала мощное воздействие на умы итальянцев и стабильно добивалась на выборах высоких результатов (например, в 1976 г. -34,4 %). Впрочем, будучи самой крупной оппози­ционной партией, она так и не смогла в течение полувека войти в правительство и получить реаль­ные рычаги власти на национальном уровне.

В итоге на пересечении внутренних и внеш­них факторов сформировалась так называемая система «блокированной» демократии, или «не­совершенная биполярная система». С одной сто­роны - правящий блок во главе с партией хри­стианских демократов (далее: ХДП), которая строила на антикоммунистической идеологии свое политическое могущество и позициониро­вала себя как «плотина» против сокрушительной коммунистической волны. В правящую коали­цию входили в разное время также либеральная, республиканская, социал-демократическая и со­циалистическая партии. С 1980 г. эти партии (да­лее: ИЛП, ИРП, ИСДП и ИСП) сформировали вместе с ХДП пятипартийный блок, который в целом продержался до кризиса 1992-1993 гг. С другой стороны располагалась ИКП, которая на­ходилась в оппозиции и не имела эффективных средств контроля над правящей коалицией.

Несменяемость власти привела со временем к снижению способности политического строя реагировать на внешние (европейская интегра­ция) и внутренние вызовы, высокому уровню кор­рупции в высших эшелонах власти. В феврале 1992 г. в г. Милане вспыхнул коррупционный скандал, в который постепенно были вовлечены виднейшие представители итальянского полити­ческого истэблишмента. Начался кризис Первой республики, в ходе которого исчезли с политиче­ской арены почти все правящие партии, в первую очередь ХДП и ИСП. Партийно-политическая система Италии претерпела значительные изме­нения.

В политической системе Первой республики нашли себе место и наследники фашистской идеологии, которые не смирились с поражением своего кумира и стали выступать за создание «лучшего» строя. В 1946 г. появилась неофаши­стская партия «Итальянское социальное движе­ние» (далее: ИСД), которая начала борьбу про­тив парламентской республики уже в ходе пер­вой легислатуры. С этого момента и в течение последующего полувека она находилась в поли­тической изоляции, и поэтому ее представители так же, как и коммунисты, ни разу не входили ни в одно правительство и как следствие в меньшей степени были замешаны в коррупционных скан­далах. Более того, во время кризиса крайне пра­вая партия даже стала пользоваться более широ­кой популярностью.

Тем не менее (хотя и по другим причинам) она не смогла выйти из него без изменений. Именно в 1992-1993 гг. начался процесс транс­формации ИСД. В середине 1993 г. партия впер­вые выступила в нескольких коммунах под вы­веской «lezard» (далее: НА) с намерением привлечь умеренно настроенный электорат. К концу 1993 г. проект окреп и стал новой стратегической линией руководства ИСД. В январе 1994 г. НА был создан как объединение консервативных сил. Его основу составили пред­ставители ИСД, к которым примыкали бывшие христианские демократы, а также деятели либе­рального, правого толка. В итоге в марте 1994 г. новая политическая организация добилась круп­ного успеха на выборах в парламент (13,5 %), и 5 ее представителей стали министрами в первом правительстве Сильвио Берлускони. В январе 1995 г. в г. Фьюджи состоялось два конгресса: первый ликвидировал ИСД, второй официально дал жизнь новой партии - НА. «Поворот во Фьюджи» сопровождался частичным отказом от прежней идеологии. Впоследствии партии суж­дено было проделать значительный путь в сто­рону центра, в ходе которого ее лидеры оконча­тельно отказались от фашистских корней и кото­рый завершился объединением с неолиберальной партией Берлускони в 2009 г.

Таким образом, целью нашего исследования является анализ причин трансформации неофа­шистского движения в Италии. Мы предпримем попытку ответить на следующие вопросы: каким образом кризис Первой республики повлиял на этот процесс? Когда именно и почему началась эволюция крайне правого движения? Что заста­вило руководителей партии отказаться от преж­него названия и курса и создать новую партию?

Падение Берлинской стены стало важной предпосылкой изменений как на левом, так и на правом фланге партийно-политической системы Италии. Еще одним условием трансформации ИСД стала смена поколений внутри партии: на место ветеранов движения, которые были воспи­таны еще при фашистском режиме, в руково­дство ИСД пришли молодые лидеры, сформиро­вавшиеся в рамках парламентской республики, демократического государства.

Среди причин трансформации партии крайне правых мы выделяем три основных. Во-первых, это коррупционные скандалы, которые привели к ис­чезновению с политической арены ряда правящих партий, в том числе ИСП и отчасти ХДП. В резуль­тате этого «высвободился» умеренно-консерватив­ный электорат, который лидеры ИСД попытались привлечь на свою сторону. Во-вторых, и это наибо­лее важная причина, изменение избирательных за­конов как для местных органов самоуправления, так и для национального парламента. В некотором смысле закон, касавшийся коммун с населением свыше 15 000 чел., оказал даже большее влияние на трансформацию неофашистской партии, чем «ком­промиссный» вариант для Сената и Палаты депута­тов. Сюда же следует отнести результаты референ­дума, проведенного 18 апреля 1993 г. Наконец, в-третьих, на трансформацию ИСД и переход к НА оказал значительное влияние Сильвио Берлускони, способствовавший легитимации крайне правого движения и изменивший баланс сил на правом фланге партийно-политической системы Италии перед парламентскими выборами в марте 1994 г.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*