Политические и правовые системы зарубежных стран
После краха фашизма и окончания Второй мировой войны перед Италией встала задача создания нового демократического режима. В июне 1946 г. на референдуме большинство итальянцев сделало выбор в пользу республиканского строя. Начавшее свою работу в том же месяце Учредительное собрание к концу 1947 г. разработало новую Конституцию, которая вступила в силу с 1 января 1948 г., преобразовав Италию в парламентскую республику. Так началась история Первой республики. Политическую составляющую этой истории обусловливали как внутренние, так и внешние факторы. Одним из главных внутренних факторов был пропорциональный избирательный закон, который благоприятствовал избранию в парламент депутатов от большого количества партий. Это порождало нестабильность исполнительной власти: среднестатистическое итальянское коалиционное правительство держалось меньше года вместо пяти, установленных по закону. Нередко законопроекты «прыгали» между двумя палатами, в них вносилось огромное количество поправок, а их докладчики подвергались обструкции со стороны малых политических сил. Большие сложности, как правило, возникали и при формировании правящих коалиций.
В числе внешних факторов, сыгравших существенную роль в жизни республики, на наш взгляд, нужно назвать ее положение в качестве прифронтового государства. В Италии действовала самая крупная коммунистическая партия в Западной Европе (далее: ИКП), которая в течение второй половины XX в. оказывала мощное воздействие на умы итальянцев и стабильно добивалась на выборах высоких результатов (например, в 1976 г. -34,4 %). Впрочем, будучи самой крупной оппозиционной партией, она так и не смогла в течение полувека войти в правительство и получить реальные рычаги власти на национальном уровне.
В итоге на пересечении внутренних и внешних факторов сформировалась так называемая система «блокированной» демократии, или «несовершенная биполярная система». С одной стороны - правящий блок во главе с партией христианских демократов (далее: ХДП), которая строила на антикоммунистической идеологии свое политическое могущество и позиционировала себя как «плотина» против сокрушительной коммунистической волны. В правящую коалицию входили в разное время также либеральная, республиканская, социал-демократическая и социалистическая партии. С 1980 г. эти партии (далее: ИЛП, ИРП, ИСДП и ИСП) сформировали вместе с ХДП пятипартийный блок, который в целом продержался до кризиса 1992-1993 гг. С другой стороны располагалась ИКП, которая находилась в оппозиции и не имела эффективных средств контроля над правящей коалицией.
Несменяемость власти привела со временем к снижению способности политического строя реагировать на внешние (европейская интеграция) и внутренние вызовы, высокому уровню коррупции в высших эшелонах власти. В феврале 1992 г. в г. Милане вспыхнул коррупционный скандал, в который постепенно были вовлечены виднейшие представители итальянского политического истэблишмента. Начался кризис Первой республики, в ходе которого исчезли с политической арены почти все правящие партии, в первую очередь ХДП и ИСП. Партийно-политическая система Италии претерпела значительные изменения.
В политической системе Первой республики нашли себе место и наследники фашистской идеологии, которые не смирились с поражением своего кумира и стали выступать за создание «лучшего» строя. В 1946 г. появилась неофашистская партия «Итальянское социальное движение» (далее: ИСД), которая начала борьбу против парламентской республики уже в ходе первой легислатуры. С этого момента и в течение последующего полувека она находилась в политической изоляции, и поэтому ее представители так же, как и коммунисты, ни разу не входили ни в одно правительство и как следствие в меньшей степени были замешаны в коррупционных скандалах. Более того, во время кризиса крайне правая партия даже стала пользоваться более широкой популярностью.
Тем не менее (хотя и по другим причинам) она не смогла выйти из него без изменений. Именно в 1992-1993 гг. начался процесс трансформации ИСД. В середине 1993 г. партия впервые выступила в нескольких коммунах под вывеской «
Таким образом, целью нашего исследования является анализ причин трансформации неофашистского движения в Италии. Мы предпримем попытку ответить на следующие вопросы: каким образом кризис Первой республики повлиял на этот процесс? Когда именно и почему началась эволюция крайне правого движения? Что заставило руководителей партии отказаться от прежнего названия и курса и создать новую партию?
Падение Берлинской стены стало важной предпосылкой изменений как на левом, так и на правом фланге партийно-политической системы Италии. Еще одним условием трансформации ИСД стала смена поколений внутри партии: на место ветеранов движения, которые были воспитаны еще при фашистском режиме, в руководство ИСД пришли молодые лидеры, сформировавшиеся в рамках парламентской республики, демократического государства.
Среди причин трансформации партии крайне правых мы выделяем три основных. Во-первых, это коррупционные скандалы, которые привели к исчезновению с политической арены ряда правящих партий, в том числе ИСП и отчасти ХДП. В результате этого «высвободился» умеренно-консервативный электорат, который лидеры ИСД попытались привлечь на свою сторону. Во-вторых, и это наиболее важная причина, изменение избирательных законов как для местных органов самоуправления, так и для национального парламента. В некотором смысле закон, касавшийся коммун с населением свыше 15 000 чел., оказал даже большее влияние на трансформацию неофашистской партии, чем «компромиссный» вариант для Сената и Палаты депутатов. Сюда же следует отнести результаты референдума, проведенного 18 апреля 1993 г. Наконец, в-третьих, на трансформацию ИСД и переход к НА оказал значительное влияние Сильвио Берлускони, способствовавший легитимации крайне правого движения и изменивший баланс сил на правом фланге партийно-политической системы Италии перед парламентскими выборами в марте 1994 г.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ