Проблемы трансформации и развитие городов в Восточной Германии после «поворота».

 

Трансформационные процессы, начавшиеся после объединения двух государств, в условиях новых экономических отношений привели к изменению структуры самих городов и поиску путей реализации функций. Переход к постиндустриальному обществу и включение в общеевропейский и международный рынки также отразились на городах. Объединение Германии в 1990 г. и перенос западногерманской модели управления и предпринимательства на восточную часть страны вынудили города приспосабливаться к новым условиям. Негативными сторонами «поворота» (так немцы назвали эпоху преобразований) стали искусственное обесценивание предприятий, пространственная централизация рабочих мест, размывание понятия собственности не только на жилые объекты, но и на земельные участки. Пространственная централизация рабочих мест привела к ложному развитию экономики и исключила возможности её саморегулирования. Резкое падение доли промышленного производства во внутреннем доходе Восточной Германии, обусловленное не только плохим состоянием предприятий, но и рядом серьезных ошибок в экономической политике, допущенных под давлением западногерманских интересов, привело к затяжной 20%й безработице, более 1 млн. человек перебралось в старые федеральные земли (Западную Германию). Массированная, финансируемая государством политика развития строительства в пригородах привела к нарастанию процесса убывания городов, в которых еще до падения Берлинской стены уже было 350 000 пустующих квартир в старых домах. Сейчас количество незанятых квартир составляет 1,3 млн., а в 2030 г., согласно прогнозу, оно достигнет 2 млн. К 2050 г. население восточной части Германии может сократиться до половины своей прежней численности .

В западных землях на структуры населения накладывают заметный отпечаток большие города или метрополии (к примеру, Кёльн, Мюнхен, Гамбург, Дюссельдорф), тогда как в восточногерманской сети поселений заметно проявляют себя малые и средние города. Профилирующими сферами деятельности городов ГДР были перерабатывающие отрасли промышленности (в основном производящие средства производства) или производства товаров широкого (народного) потребления и ремесла. 

После объединения как результат конкуренции с западными землями проявились проблемы моноструктурной специализации промышленности (и концентрации производства) и перекосы городской территориальной структуры. Большинство городов, в особенности во вторичном секторе экономики, потеряло традиционную экономическую базу и рабочие места. Пришлось функции специализации превращать в профилирующие функции и активнее развивать их.

Наиболее развитые города, преимущественно находящиеся на юге «новых земель», унаследовали свои достижения в сфере услуг от позднего Средневековья и имперской истории. «Замороженные» и «приторможенные» в эпоху социализма, в рыночной экономике они потребовали рекламы. Поддерживаются старинные ремесла и промыслы (в туристических центрах), имидж средневековых центров, открываются новые образовательные учреждения и привлекательные центры услуг.  Менее развитые восточные и северные города «новых земель» извлекли все преимущества из европейского объединения. Северные приморские города совместно с датскими и шведскими концернами развивают собственную инфраструктуру и создают новые рабочие места. Также крупнейший остров страны Рюген «открыл» свои города-курорты для всего мира. А восточные города совместно с соседними польскими и чешскими «побратимами» трудятся в образовательной и торговой сферах. Активизация приграничного сотрудничества на уровне городов в еврорегионах «Про Европа Виандрина» (ФРГ, Польша) или «Нейсе» (ФРГ, Чехия, Польша) зарекомендовала себя как реальный механизм повышения роли городов и их функций. В городах-близнецах Франкфурт на Одере/Слубице, Губен/Губин и Гёрлиц/ Згоржелец наиболее конкретные формы воплощения приобретают трансграничные мероприятия на местном уровне.

Для наиболее развитых городов юга (прежде всего Лейпцига) в 1990е годы вследствие деиндустриализации (а значит потери ряда функций), интенсивного формирования сектора услуг и демографических изменений было характерно развитие вовне. Эти города пережили схожие процессы. В первой фазе этих процессов жители стали покидать центральную часть Лейпцига (она стала заброшенной) и переезжать на окраину города в новое жилье (не социалистического периода). В основном же из города уезжали в старые земли. Вторая фаза (субурбанизация) проходила, когда достаток позволил иметь загородные коттеджи, и жители переезжают уже за городскую черту (основное время 19931998 гг.) В это время также строится инфраструктура, которую позже окрестят «иллюминированными лугами». Третья фаза  возвращение населения в центральную часть города, джентрификация.

В Саксонии еще одна черта перестроечного процесса  возникновение множества промышленных парков и технологических центров. В начале 1990х годов началось строительство нового ярмарочного центра на севере Лейпцига. Реконструкция вокзала в торгово-развлекательный комплекс в конце 90х, превращение нижних этажей в паркинги привели к увеличению приезжих. В начале 2000х годов в Лейпциге концерны Porsche и BMW построили огромные заводы, что привлекло рабочих и новых жителей.

 

Проблемы трансформации и развитие городов в Восточной Германии после «поворота».

В 1990-е годы в Берлине налаживается совместное с землей Бранденбург планирование территориального развития. Планировщики исходили из того, что развитие городов, расположенных вокруг Берлина, а также региональных центров на пересечении железных дорог на дальней периферии региона способствует ослаблению потока трудовых мигрантов и усиливает экономически окружающие Берлин территории. Был разработан проект создания промышленного кольца вокруг Берлина, что должно уменьшить соответствующую функциональную нагрузку на город, а также способствовать улучшению экологической обстановки внутри города.

Развитием городских территорий в стране занимаются Федеральное Министерство транспорта, строительства и городского развития (Берлин), а также Федеральное Ведомство по вопросам строительства и пространственной организации (Бонн), Институт регионального развития и структурного планирования (Эркнер, Берлин). В сферу ведения Министерства транспорта, строительства и городского развития входит развитие инфраструктуры в восточных землях. Это  дорожное строительство (17 крупных федеральных проектов, соединяющих старые и новые земли), программы перестройки городов (при этом программы для западных и восточных земель сильно различаются), градостроительная охрана исторических памятников, программа «Социальный город» и др.  В 1990е годы появились программы санаций центральных или депрессивных городских районов, брошенных жителями кварталов. К таким городам относится Коттбус (земля Бранденбург). Отчетливый структурный сдвиг индустриальной моноструктуры привел к дифференцированному размещению промышленности, сферы услуг, ремесел и научного сектора. Тем не менее, открытая горная выработка и энергетическое хозяйство остались определяющими отраслями хозяйства. Важнейшие импульсы новому развитию придали заселение города многочисленными средними фирмами и «управлением», колонизация концернами, восстановление Технического университета Бранденбурга и Института Лаузитца, основание новых Ярмарочного центра и Центра конгрессов. Также туризм оказался развивающейся сферой деятельности, не в последнюю очередь благодаря Национальной садоводческой выставке, которая имело здесь место в 1995 г.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*