Некоторые аспекты развития советского выездного туризма в 1980-1991 гг. (на примере туристического обмена с капиталистическими странами). Часть 6

Некоторые аспекты развития советского выездного туризма в 1980-1991 гг. (на примере туристическо­го обмена с капиталисти­ческими странами). Часть 6

Можно также отметить еще один немаловажный аспект, характерный для советского выездного туризма. Зачастую едва ли не основной целью зарубежного тура для многих людей становилось приобретение высокока­чественных, модных и технически более совершенных товаров народного пот­ребления, всегда дефицитных в СССР. Более того, как вспоминают некото­рые выезжавшие за рубеж туристы (из числа близких родственников автора), очень часто впечатление, производи­мое на многих советских граждан мага­зинами капиталистических стран, было вполне сопоставимо с впечатлением от знакомства с выдающимися историко­культурными памятниками мирового значения — Собором Парижской Бо­гоматери, Лувром, Колизеем, музеями Ватикана, Парфеноном, Букингемским дворцом и др. Основными товарами, приобретаемыми за границей, являлись одежда, обувь и сопутствующие аксес­суары, электронная и бытовая техника, аудио- и видеопродукция, парфюмерия и косметика. Предпочтение отдавалось товарам производства капиталистичес­ких стран (Западной Европы, США, Японии), поэтому советские турис­ты стремились выехать именно в эти страны. Часто ввиду ограниченности валютных средств покупки соверша­лись в ущерб коллекционированию традиционных памятных сувениров, дополнительному самостоятельному посещению музеев и галерей. Купить товары иностранного производства стремились практически все советские туристы, выезжавшие за рубеж. При этом в соответствии с модными тен­денциями менялся и типичный набор предметов потребления, привозимых из-за рубежа, — от бытовой техники до жевательной резинки и куклы Барби.

В сравнении с последним периодом советской истории на современном российском туристическом рынке мож­но отметить как расширение географии зарубежных туров, так и появление и активное развитие новых для отечес­твенного рынка видов отдыха и туриз­ма, в том числе и в капиталистических странах — спортивного (главным обра­зом горнолыжного), лечебно-оздоро­вительного, пляжного, тематического, образовательного туризма и т.д. Бук­вально каждый год разрабатываются и внедряются программы, включающие посещение новых (опять же для рос­сийского рынка) туристических цент­ров. Остались в прошлом ограничения на покупку и вывоз иностранной ва­люты, распределительная система реа­лизации мест в туристических группах через профсоюзы. Приобрести тур в Вену по самым лучшим ценам, вы сможет на сайте wrs.com.ua. 

Однако выезд в капиталистическую страну и сегодня имеет ряд проблем и сложностей. Так, строгий анкетный отбор кандидатов на приобретение пу­тевок сменился не всегда простым и лояльным визовым режимом, действую­щим в отношении российских граж­дан со стороны консульств некоторых государств, например США, Канады, Великобритании, некоторых стран Шенгенского соглашения. При этом нельзя не отметить, что и советские, и сегодняшние ограничения подобного характера можно назвать прямым на­рушением принятой в 1985 г. Между­народной хартии туризма в части права граждан на свободу передвижения и не допуска каких-либо дискриминацион­ных мер в отношении туристов (ст. 1 и ст. 5 соответственно).

Для многих туристов не потеряло своей актуальности и приобретение за рубежом различных товаров, набор ко­торых с советских времен практически не изменился. Более того, эта мотива­ция породила новый для российского туристического рынка вид зарубежных поездок — шоп-туры (основные на­правления — Турция, ОАЭ, Польша, Италия), а также их разновидности — так называемые шубные туры (покупка шуб главным образом в Греции и ОАЭ) и туры за автомобилями (предлагаемые в Германии, Японии и Южной Корее).

Кроме того, поездки в капиталисти­ческие страны на сегодняшний день так же, как и в советское время, являются весьма дорогостоящими: современный выездной туризм развивается только на коммерческой основе и поэтому на людей с низкими доходами, которых в России, к сожалению, еще очень мно­го, изначально не ориентирован.

Таким образом, в 1980—1991 гг. ту­ристический обмен между СССР и капиталистическими странами значи­тельно расширялся и неуклонно воз­растал, приобретая долговременный, крупномасштабный характер, став впоследствии надежной основой ор­ганизации современного выездного туризма. В то же время, вопреки рас­пространенной в наши дни тенденции видеть лишь отрицательное в советской эпохе, нельзя не отметить, что и сегод­ня выездной туризм, являясь одним из наиболее сложных в организационном, социально-экономическом, а иногда и политическом плане видом отдыха и путешествий, имеет ряд существенных недостатков и проблем, пока не нашед­ших своего решения.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*