Некоторые аспекты развития советского выездного туризма в 1980-1991 гг. (на примере туристического обмена с капиталистическими странами). Часть 6
Некоторые аспекты развития советского выездного туризма в 1980-1991 гг. (на примере туристического обмена с капиталистическими странами). Часть 6
Можно также отметить еще один немаловажный аспект, характерный для советского выездного туризма. Зачастую едва ли не основной целью зарубежного тура для многих людей становилось приобретение высококачественных, модных и технически более совершенных товаров народного потребления, всегда дефицитных в СССР. Более того, как вспоминают некоторые выезжавшие за рубеж туристы (из числа близких родственников автора), очень часто впечатление, производимое на многих советских граждан магазинами капиталистических стран, было вполне сопоставимо с впечатлением от знакомства с выдающимися историкокультурными памятниками мирового значения — Собором Парижской Богоматери, Лувром, Колизеем, музеями Ватикана, Парфеноном, Букингемским дворцом и др. Основными товарами, приобретаемыми за границей, являлись одежда, обувь и сопутствующие аксессуары, электронная и бытовая техника, аудио- и видеопродукция, парфюмерия и косметика. Предпочтение отдавалось товарам производства капиталистических стран (Западной Европы, США, Японии), поэтому советские туристы стремились выехать именно в эти страны. Часто ввиду ограниченности валютных средств покупки совершались в ущерб коллекционированию традиционных памятных сувениров, дополнительному самостоятельному посещению музеев и галерей. Купить товары иностранного производства стремились практически все советские туристы, выезжавшие за рубеж. При этом в соответствии с модными тенденциями менялся и типичный набор предметов потребления, привозимых из-за рубежа, — от бытовой техники до жевательной резинки и куклы Барби.

В сравнении с последним периодом советской истории на современном российском туристическом рынке можно отметить как расширение географии зарубежных туров, так и появление и активное развитие новых для отечественного рынка видов отдыха и туризма, в том числе и в капиталистических странах — спортивного (главным образом горнолыжного), лечебно-оздоровительного, пляжного, тематического, образовательного туризма и т.д. Буквально каждый год разрабатываются и внедряются программы, включающие посещение новых (опять же для российского рынка) туристических центров. Остались в прошлом ограничения на покупку и вывоз иностранной валюты, распределительная система реализации мест в туристических группах через профсоюзы. Приобрести
Однако выезд в капиталистическую страну и сегодня имеет ряд проблем и сложностей. Так, строгий анкетный отбор кандидатов на приобретение путевок сменился не всегда простым и лояльным визовым режимом, действующим в отношении российских граждан со стороны консульств некоторых государств, например США, Канады, Великобритании, некоторых стран Шенгенского соглашения. При этом нельзя не отметить, что и советские, и сегодняшние ограничения подобного характера можно назвать прямым нарушением принятой в 1985 г. Международной хартии туризма в части права граждан на свободу передвижения и не допуска каких-либо дискриминационных мер в отношении туристов (ст. 1 и ст. 5 соответственно).

Для многих туристов не потеряло своей актуальности и приобретение за рубежом различных товаров, набор которых с советских времен практически не изменился. Более того, эта мотивация породила новый для российского туристического рынка вид зарубежных поездок — шоп-туры (основные направления — Турция, ОАЭ, Польша, Италия), а также их разновидности — так называемые шубные туры (покупка шуб главным образом в Греции и ОАЭ) и туры за автомобилями (предлагаемые в Германии, Японии и Южной Корее).
Кроме того, поездки в капиталистические страны на сегодняшний день так же, как и в советское время, являются весьма дорогостоящими: современный выездной туризм развивается только на коммерческой основе и поэтому на людей с низкими доходами, которых в России, к сожалению, еще очень много, изначально не ориентирован.
Таким образом, в 1980—1991 гг. туристический обмен между СССР и капиталистическими странами значительно расширялся и неуклонно возрастал, приобретая долговременный, крупномасштабный характер, став впоследствии надежной основой организации современного выездного туризма. В то же время, вопреки распространенной в наши дни тенденции видеть лишь отрицательное в советской эпохе, нельзя не отметить, что и сегодня выездной туризм, являясь одним из наиболее сложных в организационном, социально-экономическом, а иногда и политическом плане видом отдыха и путешествий, имеет ряд существенных недостатков и проблем, пока не нашедших своего решения.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ