Великобритания глазами советского туриста (путевые заметки 70-х годов). Часть 2

Великобритания глазами советского туриста (путевые заметки 70-х годов). Часть 2

Серебряный юбилей английской королевы

Елизавета II, ныне здравствующая королева Великобритании, отметила в начале 1977 г. 25-летний юбилей свое­го правления. Во всех магазинах и ма­газинчиках, во всех пабах (пивных) и ресторанах, на улицах, на (обеденных) салфетках, на всех витринах, даже на окнах лондонских домов — везде в раз­личной форме прославлялся юбилей правления королевы. К моему велико­му изумлению, королева смотрела на меня даже с подставки под горячие ка­стрюли и сковородки (это я обнаружил в одном из хозяйственных магазинов). В общем, даже в конце года все жили этим юбилеем, все разными путями хо­тели сделать “бизнес” даже на своей королеве. И это как-то довольно про­сто увязывалось с уважительным от­ношением в общем-то к устаревшему символу королевской власти. Я сам

слышал фразу: “наша королева хоро­шая, она много работает и много дела­ет для своего народа”. И это говорил человек с высшим образованием, пре­подаватель русского языка в англий­ском университете, хорошо знающий международную жизнь. Просмотреть список самых лучших отелей в абу даби, вы сможете на сайте planetofhotels.com

Календарь Ее Величества как коро­левы и главы государства расписан тща­тельно и детально на год и два вперед. Поездки в другие государства и офици­альные церемонии обставляются как театрализованные зрелища, чтобы про­извести максимум впечатления. Офи­циально королева Британии является и главой Сообщества наций (Канада, Но­вая Зеландия, Австралия, Нигерия и ряд государств и зависимых территорий общим числом до 35), и визиты ее в эти страны запоминаются как пышный спектакль. Последние сеансы кино и передачи на телевидении заканчивают­ся государственным гимном “Боже, храни королеву”.

Английская школа

28 сентября был тем днем, когда мы смогли в какой-то мере познакомиться с системой школьного образования в Англии. Я говорю “в какой-то мере”, так как все достаточно сложно и запутано, чтобы можно было дать оценку тому, как и чему учат английских ребят.

Во время экскурсии всю нашу груп­пу разбили на четыре подгруппы, и я в составе шести человек попал в среднюю общеобразовательную школу в приго­роде Нориджа. Нашим гидом был пре­подаватель русского языка в этой шко­ле, мистер Бриан Хильме.

Учиться в Англии начинают с 5 лет в “infant schools”, т. е. в школе для ма­лышей. В начальной школе ребята учат­ся до 11 лет и затем сдают экзамены. Результаты этих экзаменов навсегда делят ребят на “умных” и “глупых”.

“Умные” могут продолжать свое об­разование в “grammar school” — клас­сической школе, окончание которой дает им возможность поступить в уни­верситет. А “глупые” пойдут либо в “modern school” — современную шко­лу, либо в техническую школу, без ка­ких-либо шансов на поступление в вуз, либо (это в лучшем случае) в общеоб­разовательную школу, которая практи­чески тоже не оставляет никакой на­дежды на высшее образование. Это жестокая и по сути своей классовая система. Известно, что из каждой сот­ни английских ребят, поступивших в школу, в университеты и вузы посту­пают только четверо, двое — после окончания классической и двое — пос­ле окончания общественной школы.

Существуют частные и общеобра­зовательные школы. Частные школы платные, они отвергают субсидии Ми­нистерства просвещения или местных властей. Но они отвергают и всякое вмешательство в свои дела. Програм­ма обучения, характер предметов, форма учащихся и даже расцветка их галстуков — все это определяет при­надлежность к той или иной частной школе.

Современные реформы образова­ния в России во многом повторяют этот опыт западных стран. И воз­можность появления “современных Ломоносовых” из сельской глубинки становится весьма проблематичной.

Итак, мы находимся в средней об­щеобразовательной школе. Здесь 1275 учащихся и 85 учителей. Ежегод­ный прием — до 300 новых учеников. Около половины учителей — мужчи­ны (это тоже особенность английской школы). Возраст ребят от 12 до 16 лет. Желающие поступить в уни­верситет могут остаться еще на 2—3 года, чтобы получить хоро­шие отметки.

Причем результа­ты школьных экза­менов и являются определяющими для поступления в университет. Ни­каких вступитель­ных экзаменов, как у нас, в вузе уже не сдают. Есть три ступени государственных экзаме­нов после окончания средней школы (опять дифференциация на “умных” и “глупых”). Первая — просто экзамена­ционная сессия, которую сдают все и получают справку об окончании шко­лы. Вторая — около 20 % более спо­собных детей сдают экзамены по бо­лее сложной программе. Третья — прошедшие вторую ступень (тоже не более 20 %), сдают экзамены по самой сложной программе и получают пра­во зачисления в университет.

Вначале классы в школе формиру­ются по 25—30 человек. Но затем с хо­дом учебного процесса понятие “класс”, в нашем понимании, исчезает и постепенно формируются, я бы ска­зал, учебные группы по интересам. Это­му способствует вторая особенность английского образования — факульта­тивность, право выбора предметов са­мим школьником.

Обязательных предметов в школе три: английский язык, математика и один из учебных (научных) предметов. На эти занятия приходит каждый. Все осталь­ные предметы — на выбор.

Учебники выдаются всем школьни­кам бесплатно. Однако и здесь есть ин­тересные моменты. Наш гид, являясь преподавателем русского языка, напри­мер, считает, что учебник русского язы­ка, который имеется, очень сложен, тру­ден для усвоения. И он совершенно сво­бодно расстается с ним, применяя для обучения руководство (разговорник) Би-Би-Си под названием “Очень прият­но”, с помощью которого в более дос­тупной форме и с большим интересом, по мнению преподавателя, можно изу­чить русский язык.

И, наконец, хоть и не совсем прият­но, но об этом стоит сказать. Это о сис­теме наказаний в английской школе. Страна Диккенса — единственная в За­падной Европе, где порка вполне закон­на. В 70-х годах телесные наказания не были запрещены ни в одном из 104 школьных округов Англии и Уэльса, и только в Лондоне они отменены в на­чальных школах.

В наши дни британский парламент все же большинством голосов добил­ся отмены средневекового телесного наказания в школах.

Существовал определенный ритуал, подробная запись о каждой порке вно­силась в карательный реестр школы: кто, когда и за что был наказан. Справедли­вости ради хочу сказать, что в школе, которую мы посетили, розог не видели, но учитель показал нам во дворе шко­лы одного толстого мальчугана, кото­рый оказался первым хулиганом шко­лы, и его ждало какое-то наказание за мелкую кражу.

Как ни странно, вышеупомянутые “ценности британской цивилизации” решительно поддерживались британс­ким парламентом. И еще печально, что мало кто из родителей протестовал про­тив порки их детей в школе. Результаты опроса 3000 родителей, опубликован­ные в журнале “Womans own”, свиде­тельствовали, что 75 % родителей одоб­ряли телесные наказания школьников.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*