Великобритания глазами советского туриста (путевые заметки 70-х годов). Часть 2
Содержание:
↑ Великобритания глазами советского туриста (путевые заметки 70-х годов). Часть 2
↑ Серебряный юбилей английской королевы
Елизавета II, ныне здравствующая королева Великобритании, отметила в начале 1977 г. 25-летний юбилей своего правления. Во всех магазинах и магазинчиках, во всех пабах (пивных) и ресторанах, на улицах, на (обеденных) салфетках, на всех витринах, даже на окнах лондонских домов — везде в различной форме прославлялся юбилей правления королевы. К моему великому изумлению, королева смотрела на меня даже с подставки под горячие кастрюли и сковородки (это я обнаружил в одном из хозяйственных магазинов). В общем, даже в конце года все жили этим юбилеем, все разными путями хотели сделать “бизнес” даже на своей королеве. И это как-то довольно просто увязывалось с уважительным отношением в общем-то к устаревшему символу королевской власти. Я сам
слышал фразу: “наша королева хорошая, она много работает и много делает для своего народа”. И это говорил человек с высшим образованием, преподаватель русского языка в английском университете, хорошо знающий международную жизнь. Просмотреть список самых лучших
Календарь Ее Величества как королевы и главы государства расписан тщательно и детально на год и два вперед. Поездки в другие государства и официальные церемонии обставляются как театрализованные зрелища, чтобы произвести максимум впечатления. Официально королева Британии является и главой Сообщества наций (Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нигерия и ряд государств и зависимых территорий общим числом до 35), и визиты ее в эти страны запоминаются как пышный спектакль. Последние сеансы кино и передачи на телевидении заканчиваются государственным гимном “Боже, храни королеву”.
↑ Английская школа
28 сентября был тем днем, когда мы смогли в какой-то мере познакомиться с системой школьного образования в Англии. Я говорю “в какой-то мере”, так как все достаточно сложно и запутано, чтобы можно было дать оценку тому, как и чему учат английских ребят.
Во время экскурсии всю нашу группу разбили на четыре подгруппы, и я в составе шести человек попал в среднюю общеобразовательную школу в пригороде Нориджа. Нашим гидом был преподаватель русского языка в этой школе, мистер Бриан Хильме.

Учиться в Англии начинают с 5 лет в “infant schools”, т. е. в школе для малышей. В начальной школе ребята учатся до 11 лет и затем сдают экзамены. Результаты этих экзаменов навсегда делят ребят на “умных” и “глупых”.
“Умные” могут продолжать свое образование в “grammar school” — классической школе, окончание которой дает им возможность поступить в университет. А “глупые” пойдут либо в “modern school” — современную школу, либо в техническую школу, без каких-либо шансов на поступление в вуз, либо (это в лучшем случае) в общеобразовательную школу, которая практически тоже не оставляет никакой надежды на высшее образование. Это жестокая и по сути своей классовая система. Известно, что из каждой сотни английских ребят, поступивших в школу, в университеты и вузы поступают только четверо, двое — после окончания классической и двое — после окончания общественной школы.
Существуют частные и общеобразовательные школы. Частные школы платные, они отвергают субсидии Министерства просвещения или местных властей. Но они отвергают и всякое вмешательство в свои дела. Программа обучения, характер предметов, форма учащихся и даже расцветка их галстуков — все это определяет принадлежность к той или иной частной школе.
Современные реформы образования в России во многом повторяют этот опыт западных стран. И возможность появления “современных Ломоносовых” из сельской глубинки становится весьма проблематичной.
Итак, мы находимся в средней общеобразовательной школе. Здесь 1275 учащихся и 85 учителей. Ежегодный прием — до 300 новых учеников. Около половины учителей — мужчины (это тоже особенность английской школы). Возраст ребят от 12 до 16 лет. Желающие поступить в университет могут остаться еще на 2—3 года, чтобы получить хорошие отметки.
Причем результаты школьных экзаменов и являются определяющими для поступления в университет. Никаких вступительных экзаменов, как у нас, в вузе уже не сдают. Есть три ступени государственных экзаменов после окончания средней школы (опять дифференциация на “умных” и “глупых”). Первая — просто экзаменационная сессия, которую сдают все и получают справку об окончании школы. Вторая — около 20 % более способных детей сдают экзамены по более сложной программе. Третья — прошедшие вторую ступень (тоже не более 20 %), сдают экзамены по самой сложной программе и получают право зачисления в университет.

Вначале классы в школе формируются по 25—30 человек. Но затем с ходом учебного процесса понятие “класс”, в нашем понимании, исчезает и постепенно формируются, я бы сказал, учебные группы по интересам. Этому способствует вторая особенность английского образования — факультативность, право выбора предметов самим школьником.
Обязательных предметов в школе три: английский язык, математика и один из учебных (научных) предметов. На эти занятия приходит каждый. Все остальные предметы — на выбор.
Учебники выдаются всем школьникам бесплатно. Однако и здесь есть интересные моменты. Наш гид, являясь преподавателем русского языка, например, считает, что учебник русского языка, который имеется, очень сложен, труден для усвоения. И он совершенно свободно расстается с ним, применяя для обучения руководство (разговорник) Би-Би-Си под названием “Очень приятно”, с помощью которого в более доступной форме и с большим интересом, по мнению преподавателя, можно изучить русский язык.
И, наконец, хоть и не совсем приятно, но об этом стоит сказать. Это о системе наказаний в английской школе. Страна Диккенса — единственная в Западной Европе, где порка вполне законна. В 70-х годах телесные наказания не были запрещены ни в одном из 104 школьных округов Англии и Уэльса, и только в Лондоне они отменены в начальных школах.
В наши дни британский парламент все же большинством голосов добился отмены средневекового телесного наказания в школах.
Существовал определенный ритуал, подробная запись о каждой порке вносилась в карательный реестр школы: кто, когда и за что был наказан. Справедливости ради хочу сказать, что в школе, которую мы посетили, розог не видели, но учитель показал нам во дворе школы одного толстого мальчугана, который оказался первым хулиганом школы, и его ждало какое-то наказание за мелкую кражу.
Как ни странно, вышеупомянутые “ценности британской цивилизации” решительно поддерживались британским парламентом. И еще печально, что мало кто из родителей протестовал против порки их детей в школе. Результаты опроса 3000 родителей, опубликованные в журнале “Woman’s own”, свидетельствовали, что 75 % родителей одобряли телесные наказания школьников.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ