Способы образования новых землевладений и землепользовании
Способы образования новых землевладений и землепользовании
Новые землевладения и землепользования сельскохозяйственного назначения могут образовываться на землях: специального фонда; фонда перераспределения; фонда переселения; переданных в ведение сельской (поселковой) администрации (в черте и за чертой населенных пунктов); реформируемых сельскохозяйственных предприятий.
Основная задача межхозяйственного землеустройства при образовании новых землевладений и землепользовании на землях специального фонда заключается в формировании этого фонда за счет земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в разряд менее ценных угодий. До составления проекта межхозяйственного землеустройства проводят инвентаризацию всех земель района, определяют земли, которые войдут в специальный фонд. Инвентаризация проводится систематически и может иметь вид самостоятельных землеустроительных работ.
Фонд перераспределения формируется с помощью схемы перераспределения земель административного района. Аналогичная схема может составляться и по отдельным хозяйствам, имеющим большие площади.
Схема должна обеспечивать местную (районную) администрацию необходимой информацией для оперативного изъятия и предоставления земель.
Содержание схемы перераспределения земель включает:
· определение размера и размещение земельных угодий и участков, включаемых в фонд перераспределения;
· установление потребности в земле для развития личного подсобного хозяйства, организации крестьянских хозяйств, коллективного садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства и других целей;
· распределение земель фонда между новыми землевладельцами и землепользователями;
· оценку земель фонда, определение их качественных, количественных характеристик и нормативов для установления земельного налога, арендной платы за землю, различных компенсационных платежей;
· установление режима и условий использования земли;
· разработку мероприятий по инженерному обустройству территория и развитию необходимой инфраструктуры.
В ходе межхоэяйственного землеустройства на землях, переданных в ведение сельской администрации, устанавливают черту сельских населенных пунктов, определяют перспективы развития личного подсобного хозяйства, местоположение и площади земель для сенокошения и выпаса скота, огородничества и садоводства, индивидуального жилищного строительства и др. Производится отграничение земель, переданных в ведение местной администрации в натуре.
Предоставление земель реформируемых сельскохозяйственных предприятий — колхозов, совхозов и др. — работникам, выходящим из их состава и пожелавшим вести самостоятельное крестьянское хозяйство, проводится на основе соответствующих проектов межхозяйственного землеустройства реорганизуемых хозяйств и проектов отвода земель конкретным собственникам.В проектах отвода земель нужно определить границы, площадь землевладения, режим и условия использования выделяемого земельного участка, получить исходные данные для установления земельного налога.
В целях создания равных условий хозяйствования новым землевладельцам следует выделять земельные участки, оценка которых по плодородию и местоположению не ниже средней кадастровой оценки земель по хозяйству в целом.
Основные виды и содержание работ по межхозяйственному землеустройству в условиях реформирования земельных отношений представлены на рис. 16.
При размещении крестьянских хозяйств и их групп на землях специального фонда, фонда перераспределения и фонда переселения руководствуются следующими принципами:
1. Интенсивные производственные типы крестьянских (фермерских) хозяйств (овощеводческие, свекловодческие, молочно-картофелеводческие и др.) следует размещать недалеко от мест реализации продукции (районных центров, крупных населенных пунктов); хозяйства, производящие малотранспортабельную скоропортящуюся продукцию, — вблизи дорог с твердым покрытием.
2. Выделяемые земельные массивы по площадям, составу угодий, их качеству, местоположению, форме, конфигурации, размещению границ должны обеспечивать благоприятные условия для производственной деятельности крестьянских хозяйств в соответствии с их специализацией, технической оснащенностью, размерами, не вызывая неудобств в использовании расположенной рядом общественной земли и недостатков землевладения и землепользования (дальноземелье, чересполосица, вклинивание). Желательно выделять земли по возможности в одном месте, компактные, удобно расположенные относительно хозяйственных центров, водоисточников, дорог.
3. За крестьянскими (фермерскими) хозяйствами должны закрепляться все виды угодий, размещаемых в пределах их земельных массивов или тяготеющих к ним, объекты социальной и производственной инфраструктуры (дороги, лесные полосы, полевые станы, гидротехнические сооружения и др.) за исключением тех, которые имеют межхозяйственное или общехозяйственное значение. Массивы земель должны также включать и несельскохозяйственные угодья, создающие нормальные условия для отдыха и жизнедеятельности людей, сохраняющие природу (участки леса и кустарников, болота, водоемы и др.).
4. Однотипные по специализации, а также ,'йхнологически взаимосвязанные сельскохозяйственные предприятия в целях создания условий для кооперирования, организации совместных пунктов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и ее хранению, других элементов межхозяйственной инфраструктуры необходимо размещать на одном массиве или на небольшом расстоянии друг от друга.
5. Земли крестьянского хозяйства желательно удобно располагать по отношению к местожительству крестьянина и различным инженерным сетям, обеспечивающим нормальное функционирование хозяйства (линиям электропередачи, теплосетям, газо- и водоснабжению, телефонным линиям).
При формировании землепользовании крестьянских хозяйств на основе аренды должна быть предотвращена обезличка в использовании земли путем предоставления ее на длительный срок и в постоянных границах. За крестьянами должно .закрепляться преимущественное право повторной аренды бывших в их пользовании земельных участков, а также преимущественное право получения арендного участка в собственность на основе выкупа. Небольшие сроки аренды не стимулируют проведение капитальных улучшений земель и не порождают заинтересованности в рациональном их использовании.
Арендатор имеет право осуществлять на арендуемом земельном участке по согласованию с арендодателем производственное и другое строительство. Размещение строительных объектов должно осуществляться с учетом землеустроительных, архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических и других требований. При этом земля должна использоваться в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления.
Интенсивность использования земли, закрепленной за арендатором, структура посевов, применяемые технологии возделывания и чередования культур, системы удобрений, обработка почвы не должны истощать землю, способствовать развитию эрозии, загрязнять окружающую среду. Обязанность землеустроительной службы и местной администрации — постоянно контролировать использование и охрану земель, соответствие системы ведения хозяйства проекту землеустройства.
Земля выделяется арендаторам с учетом имеющегося числа трудоспособных, материально-технического оснащения и перспектив развития хозяйства. Арендаторы наряду с использованием земли и других основных средств производства, получаемых в аренду (рабочего и продуктивного скота, машин и механизмов, зданий и сооружений), могут приобретать на правах общей или личной собственности тракторы, сельскохозяйственные машины, автомобили, производственные и культурно-бытовые постройки и оборудование за счет собственных средств, кредитов банка или заемных средств хозяйства.
В случаях, когда крестьянское хозяйство дополнительно к имеющемуся земельному массиву, находящемуся в собственности (владении), арендует участок земли, желательно, чтобы последний примыкал к основному массиву, тогда его возможно будет в будущем присоединить к крестьянскому землевладению.
При предоставлении земельных участков в аренду исходят из следующего:
- выделение земель кооперативам, производственным подразделениям и отдельным гражданам не должно создавать неудобств в использовании общественных земель (чересполосицы, вклинивании, вкрапливаний и др.);
- земельные участки по возможности следует отводить целыми массивами, контурами, севооборотами, площадями орошаемых и осушенных земель во избежание дробления и разобщения;
- при отводе земель необходимо сохранять устойчивые элементы сложившейся организации территории (лесополосы, основные дороги, каналы и др.), так как любые организационные перестройки наносят серьезный ущерб экономике хозяйства;
- земельные массивы по возможности должны быть компактными, правильной конфигурации, не разобщенными трудно преодолеваемыми естественными и искусственными преградами (оврагами, болотами, железными дорогами, автомагистралями и ДР.);
- между земельным массивом и хозяйственным центром должна быть устойчивая дорожная связь;
- выделяемые земельные массивы по качеству должны соответствовать специализации хозяйства, применяемой системе земледелия, уровню технической оснащенности и др.
Требования к установлению границ землевладений (землепользовании) крестьянских хозяйств следующие:
1. Границы совмещают с естественными рубежами — живыми урочищами (реками, ручьями, оврагами, опушками леса и т. д.) и искусственными преградами (каналами, дорогами и т.д.) во избежание чересполосицы, дробления участков, мелкоконтурности угодий.
2. Границы размещают прямолинейно, без изломов, с углами поворотов, близкими к 90°, для удобства использования сельскохозяйственной техники, снижения площадей недопащек, клиньев, поворотных полос на открытой местности (особенно пашне).
3. Границы проектируют по водоразделам, тальвегам, совмещают с элементами гидрографической сети, а на склонах проектируют по линиям стока, чтобы предотвратить эрозию почв.
4. Границы совмещают с границами экологически однородных участков для соблюдения требований экологии.
В районах мелиорации размещение границ под острым углом к горизонталям иногда приводит не к смыву почвы, а к намыву мелкозема в нижних частях вогнутых склонов, особенно около яесных полос. Проектирование границ по горизонталям может привести к застою воды на полях и задержанию сроков сева. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо проводить соответствующие расчеты и проектировать границы либо под острым углом к горизонталям, либо строго поперек склона.
Оценка может осуществляться с использованием коэффициентов эрозионной опасности размещения границ относительно линий стока. Расчет коэффициентов проводят по всему периметру землевладения и землепользования крестьянского хозяйства.
Для соответствующих углов отклонений могут использоваться следующие коэффициенты: до 10° — 0,3; 10—20° — 0,5; 20—30° — 0,7; 30-40° - 0,9; 40-60° - 1; 60-70° - 0,8; 70-80° - 0,5; 80-90° — 0,2. Если средневзвешенная величина коэффициента для всего периметра землевладения превышает 0,6—0,7, необходимо скорректировать размещение границ или предусмотреть дополнительные противоэрозионные мероприятия по всей длине эро-зионно опасных участков.
Размещение границ хозяйств на мелиорированных землях должно согласовываться с расположением ирригационной и осушительной сетей, каналов, гидросооружений, своеобразием доставки поливной воды к полям крестьянского севооборота, разработкой плана водопользования. Размещение землевладений крестьянских хозяйств производится в пределах целого поля или поливного участка. Для обеспечения оросительной водой при поверхностном орошении каждое землевладение подтягивается как правило, к одному временному оросителю. В этом случае водовьщелом для крестьянского хозяйства будет служить водозабор во временный ороситель. В связи с этим необходима полная реорпшичадия временной оросительной сети внутри поля. Временный ороситель будет служить границей землевладения крестьянского хозяйства с одной стороны. Временный ороситель, который подает воду в другое крестьянское хозяйство, будет служить границей с другой стороны. Третья сторона границы будет проходить по каналу на участке, а противоположная ей четвертая сторона — по дороге, расположенной в конце временных оросителей.
Поскольку крестьянское хозяйство должно иметь стабильные границы, разумно временный ороситель, подающий воду в крестьянское хозяйство, трансформировать в постоянный канал.
При формировании землевладений крестьянских хозяйств на осушаемых землях особое внимание уделяют обеспечению функционирования осушительной сети в проектном режиме. Распределение земель необходимо производить с учетом строения и размещения осушительной сети. Поддерживать осушительную сеть в рабочем состоянии можно только при условии, что за определенный участок будет отвечать один собственник — хозяин земли. На таком участке располагают независимую от других, функционирующую самостоятельно часть осушительной сеги. Она должна целиком входить в землевладение, либо землевладение должно целиком располагаться на нескольких таких независимых участках.
Элементарный участок должен включать в себя коллектор последнего порядка и подсоединенные к нему дрены. Границы элементарных участков нужно проводить по границам воздействия дрен на окружающие земли.
Зона воздействия дрен в большинстве случаев совпадает с водосборной площадью дрены. Граница зоны между двумя соседними дренами, присоединенными к одному коллектору, при этом будет проходить посередине. Если дрены впадают в соседние коллекторы одного порядка, то граница зон воздействия проходит между их истоками. Если дрена соседствует с каналом проводящей сети или коллекторами другого порядка, граница проходит по каналу или коллектору- При расположении дрен в непосредственной близости от каналов оградительной сети последние являются границами зоны.
При наделении землей членов садоводческих товариществ исадово-огородных кооперативов одновременно с проектом отвода земель разрабатывают проекты организации территории коллективных садов и огородов, в которых устанавливают размер и границы земельных участков каждого члена товарищества (кооператива), зон общего пользования, внутренние дороги и проезды, мероприятия по освоению и улучшению земель и охране природы.
Проекты упорядочения земель, имеющие межхозяйственный характер, могут разрабатываться и по населенным пунктам. В этих проектах устанавливают границы и площади приусадебных участков граждан и других землевладений и землепользовании, резервный приусадебный фонд, режим и условия использования земель, исходные данные для установления земельного налога.
Для поддержания стабильности и устойчивости сельскохозяйственного производства необходимо выполнять следующие требования.
В первую очередь изъятию у сельскохозяйственных предприятий подлежат неиспользуемые и нерационально используемые земли, которые не вовлечены в сельскохозяйственный оборот, выбыли из него или используются недостаточно эффективно с нарушением природоохранных требований из-за низкой трудоо-беспеченности, отсутствия необходимых денежно-материальных ресурсов или бесхозяйственности. При этом площади ежегодно изымаемых нерационально используемых земель должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы после их изъятия колхозы, совхозы и другие предприятия, учреждения и организации могли на оставшихся землях вести производство эффективно без сокращения объемов основной продукции. Кроме того, в резервные фонды или фонды перераспределения в первоочередном порядке могут включаться хмельные участки, добровольно и самостоятельно передаваемые землевладельцами и землепользователями, а также невостребованные земельные доли.
Формирование новых или упорядочение существующих землевладений и землепользовании следует начинать с территорий низкорентабельных или убыточных хозяйств, которые даже с помощью дополнительных экономических мер (изменение специализации, улучшение материально-технического снабжения, кредитование и др.) вряд ли смогут быстро поправить свое положение ввиду несоответствия размеров, состава, площадей и производительных свойств угодий требованиям производства, неудобств в расположении земель, отсутствия квалифицированных кадров и по другим причинам.
В связи с тем что в процессе изъятия земель у действующих сельскохозяйственных предприятий нарушаются структура и сбалансированность производства, организация кормовой базы, се-вообороты, границы и размеры земельных массивов производственных подразделений, полей, рабочих участков, сложившиеся
транспортные и социальные связи, необходима корректировка существующих, а при больших изменениях — разработка новьп проектов землеустройства, позволяющих устранить возникшие недостатки и вести хозяйство экономически эффективно.
Отвод земель больших площадей под коллективные огороды и сады, в особенности в пригородных хозяйствах, для выпаса и сенокошения, личного подсобного хозяйства и других целей может повлечь за собой необходимость перераспределения земель между отдельными смежно расположенными сельскохозяйственными предприятиями. При этом если у близкорасположенных пригородных хозяйств изымаются большие площади, их можно частично компенсировать за счет последовательной передвижки границ рядом расположенных землевладений, с тем чтобы все хозяйства, в том числе и удаленные, были задействованы в распределении земель в целях минимизации потерь общественного производства. Эту работу необходимо проводить в процессе разработки проектов мсжхозяйственного землеустройства с соответствующим технико-экономическим обоснованием.
Землеустройство призвано обеспечить социальную справедливость при предоставлении и изъятии земель, устройстве территории, а также грамотное решение вопросов, связанных с техническим и юридическим оформлением отводов земли, экономическим обоснованием и организацией их рационального и экономически эффективного использования в границах существующих хозяйств.
Вот еще по теме:
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ