Применение электронного мониторинга при исполнении домашнего ареста в Венгрии

Первое устройство электронного монито­ринга (далее: ЭМ) было разработано в США в середине 1960-х гг. Свое законодательное за­крепление устройства ЭМ получили в 1968 г., когда впервые был принят Закон об электрон­ном наблюдении, однако активно электронные браслеты («кандалы») применяются в Запад­ной Европе и США лишь с 1995 г. Основное назначение этих устройств состоит в контроле условно осужденных или лиц, находящихся под домашним арестом, а также осужденных, отбывших срок за тяжкие преступления. С ян­варя 2006 г. электронными браслетами снаб­жаются выпущенные под залог члены пре­ступных группировок, а в штате Калифорния вместо них преступникам выдают пейджер, который они обязаны носить с собой.

Применение электронного мониторинга при исполнении домашнего ареста в Венгрии

Главными целями разработки и внедрения устройств ЭМ в пенитенциарную практику яв­ляются экономия тюремных мест и денежных средств, снижение ущерба тюрьмам, а также снижение повторных правонарушений. С дру­гой стороны, использование указанных уст­ройств позволит осужденному оставаться до­ма, работать, не покидать семью.
В теории права существует различие меж­ду домашним арестом как мерой пресечения в уголовном судопроизводстве и как основным видом наказания. В качестве основного вида наказания домашний арест применяется, на­пример, в США. Напротив, в уголовном су­допроизводстве Венгрии данный вид ареста используется как мера пресечения, применяе­мая к подозреваемому и обвиняемому до су­дебного разбирательства.
Домашний арест в качестве альтернативы тюремному заключению (с использованием электронного мониторинга или без такового) позволяет лицу, заключенному в тюрьму на определенный срок, находиться дома, прино­сить пользу своей семье, обществу, государст­ву.  Подтверждением нахождения осужденного в установленном месте является наличие элек­тронного сенсорного датчика, застегнутого на лодыжке ноги такого осужденного, а также те­лефонных линий, связанных с центральным компьютером, постоянно посылающим сиг­нал. Если этот сигнал прерывается осужден­ным, вышедшим за пределы предписанного радиуса действия ресивера, то домашний ком­пьютер регистрирует дату и время пропавшего сигнала. Компьютер также фиксирует дату и время возобновления сигнала. Если происхо­дит прерывание сигнала в период, когда осуж­денный должен находиться дома, то на про­верку выезжает сотрудник службы пробации и в последующем при установлении факта на­рушения такой осужденный может быть под­вергнут заключению под стражу.
Электронный мониторинг обеспечивает сокращение расходов на содержание осуж­денных, а также служит действенным сред­ством его ресоциализации.
Существуют два основных вида уст­ройств ЭМ: первое устройство работает по технологии передачи сигнала, второе явля­ется запрограммированным контактом. Система, постоянно посылающая сигнал, или как ее называют «активная форма», со­стоит из трех основных частей: трансмит­тера, ресивера и центрального компьютера. Трансмиттер в форме браслета застегивает­ся на осужденном и начинает передавать кодированный сигнал регулярными интер­валами на подключенный к телефонной линии ресивер. Последний, получая такие сигналы, передает их на центральный ком­пьютер. Компьютер сопоставляет любые прерванные сигналы с установленным вре­менем пребывания осужденного дома и по­сылает сигнал тревоги сотруднику службы пробации в случае незаконного отсутствия.
При запрограммированном контакте или пассивной форме системы ЭМ компьютер программируется на звонки осужденному в любое время или в специально определенные часы и затем регистрирует такие результаты. Когда звонок поступает домой или на работу, осужденный может подтвердить свое присут­ствие разными способами. Некоторые осуж­денные могут носить устройство, зафиксиро­ванное на запястье, которое посылает сигнал на телефон, тем самым подтверждая присутст­вие осужденного на месте во время проведе­ния проверки. Некоторые запрограммирован­ные контактные системы можно использовать с помощью технологии подтверждения голоса. Таким образом, при звонке система сличает
голос осужденного с его же голосом, но ранее записанным на компьютер. Другие системы работают через пейджер, которые звонят по специальному номеру. Такие системные тех­нологии помогают установить месторасполо­жение осужденного (дом, работа, школа и т. д.) в определенный момент времени.

Ранее ни одно из мониторинговых уст­ройств не было способным отслеживать весь путь передвижения осужденного. Скорее всего они просто подтверждали факт наличия или отсутствия осужденного в определенные часы. Сравнительно недавно ряд американских ком­паний разработали специальную трекинговую систему для использования в уголовно-испол­нительной системе. Это так называемая GPS (global positioning satellite) - система, позво­ляющая круглосуточно отслеживать маршру­ты передвижения осужденных. Если осужден­ный нарушил условия ЭМ, то GPS-система может запеленговать его местонахождение, тем самым облегчая для правоохранительных органов операцию по его задержанию.
В течение 2000 г. в Европе ЭМ приме­нялся более чем к 31 тыс. осужденных. При этом необходимо отметить, что данный эксперимент привел к положительным ре­зультатам. Однако вопросы, касающиеся эффективности устройств ЭМ, снижения издержек, уровня ресоциализации осуж­денных все еще остаются открытыми.
Выше было отмечено, что домашний арест в Венгрии является мерой пресечения и используется вместо заключения под стражу. Данный вид ареста ограничивает право подсудимого на свободное передви­жение и свободный выбор места своего пребывания. При этом подсудимый может покидать предписанное ему место нахож­дения по причинам, определенным судеб­ным решением, и прежде всего для меди­цинского лечения. Порядок и сроки испол­нения домашнего ареста как меры пресече­ния регулируются положениями, относя­щимися к порядку исполнения досудебного заключения. Суд с согласия подсудимого может возложить функции по мониторингу его месторасположения на полицию. При этом порядок осуществления ЭМ регули­руется специальным нормативным право­вым актом, имеющим свои особенности. В частности, домашний арест не применяется к военнослужащим, проходящим срочную службу в вооруженных силах.
Если подсудимый нарушает правила до­машнего ареста или без уважительных причин не посещает установленные зако­ном процессуальные процедуры, он может быть заключен под стражу. В таких случа­ях домашний арест в отношении подсуди­мого может быть заменен на содержание под стражей с наложением дисциплинарно­го взыскания или без такового.
Суд, назначая домашний арест, устанав­ливает место жительства, в котором подоз­реваемый обязан пребывать. Полиция мо­жет контролировать это посредством пат­рулирования, при котором сотрудники мо­гут проверить подсудимого в любой мо­мент как лично, так и с помощью ЭМ. Од­нако в последнем случае необходимо со­гласие самого подозреваемого. После по­лучения такого согласия подсудимый дол­жен явиться в отдел полиции для фиксации необходимого оборудования (браслета), который крепится на невидимом другим людям месте тела и не должен сковывать движения осужденного и нарушать его по­вседневную жизнедеятельность. Полиция в обязательном порядке предоставляет лицу информацию по эксплуатации полученного электронного оборудования.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в использовании устройств ЭМ, статистические данные свидетельствуют, что домашний арест в Венгрии не получил широкого распространения.

Домашний арест в Венгрии является сравнительно молодым, но динамично раз­вивающимся правовым институтом, имеющим по сравнению с другими страна­ми свои особенности. По мнению одного из аспирантов университета Пекс Венгрии А. Тан, «общество не приемлет такую фор­му заключения, и, кроме того, Венгрия не готова к ЭМ. Скорее всего, ответ на этот вопрос кроется в культуре, менталитете людей, общественном взгляде и, возможно, политической воле».
Тем не менее изучение венгерского опы­та по осуществлению домашнего ареста с помощью ЭМ позволяет подойти к реше­нию вопроса об исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и в Рос­сии. Анализ недостатков и достоинств электронных браслетов в практике их при­менения за рубежом позволяет определить аспекты правового и организационного обеспечения применения ЭМ в уголовно-исполнительной системе России.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*