Современные проблемы и система подготовки государственных служащих в Венгрии
Образовательные профессиональные программы подготовки государственных служащих реализуются на факультете государственного управления Университета экономики и государственного управления. Здесь обучение проводится в течение шести семестров. В колледжах по этой программе обучаются 700 студентов дневной формы обучения на бюджетной основе; 3000 студентов заочной и вечерней форм обучения приняты на коммерческой основе; 300 студентов продолжают образование в университете. Получаемая специальность дает возможность выпускникам занимать посты административных менеджеров, управленческие, финансовые должности, выполнять функции контроля и руководства в государственных учреждениях федерального, но чаще всего местного уровня. Многие уже давно воспользовались услугами связьспецпроекта предоставленными на сайте
Общая система планирования мероприятий по подготовке государственных служащих внедряется во всех сферах государственного управления, как на уровне министерств и государственных учреждений, так и в местных органах власти. Государственный служащий обязан располагать необходимыми начальными навыками для прохождения данной подготовки. Государственные управленцы должны проходить обучение по крайней мере по одной соответствующей программе подготовки каждые четыре года. Государственные служащие высшего звена повышают квалификацию в Венгерском институте государственного управления (ВИГУ).
Другим важным компонентом венгерского профессионально-технического образования в области государственного управления является особая внеакадемическая экзаменационная система, являющаяся основой процесса подготовки государственных служащих. Во-первых, каждый государственный служащий обязан сдать основной экзамен по государственному управлению (при наличии у служащих образования, полученного в колледжах факультета государственного управления в области юриспруденции или государственного управления, они от экзамена освобождаются). Во-вторых, каждый государственный служащий, занимающий управленческий пост, должен сдать специальный экзамен по государственному управлению, который включает классические вопросы государственного управления, организационной структуры Европейского Сообщества, законодательно-конституционные аспекты, государственные финансы и бюджетирование, а также вопросы по специальному разделу, выбранному самим кандидатом. Эти две экзаменационные системы доступны для всех специалистов, окончивших колледж или университет, а не только для государственных служащих или руководителей.
При введении программы «бакалавр - магистр» в рамках Болонской конвенции начиная со следующего года могут произойти по крайней мере два значительных изменения.
Первое. Университетское (или магистерское) образование в области юриспруденции для выпускников колледжа значительно сократится и ограничится четырьмя семестрами (вместо прежних восьми). Ожидается, что взаимосвязь между уровнями обучения, ввиду признания определенных курсов и результатов первого уровня обучения (что заложено в основу будущих межвузовских соглашений о равнозначности курсов и оценок), приведет к более логичной продолжительности обучения на степень магистра. В соответствии с потребностями местных органов власти в трехгодичной подготовке нотариусов представляется целесообразным поддерживать количество выпускников колледжа на прежнем уровне.
Второе. Профессорско-преподавательский состав факультета государственного управления начиная со следующего учебного года приступает к внедрению независимой университетской программы подготовки экспертов в области государственного управления. В зависимости от будущих юридических аспектов обучения по магистерской программе с 2005 года будет введено обучение на степень магистра государственного управления в течение четырех семестров. Эта программа будет проводиться отдельно от программы подготовки адвокатов и, являясь, по сути, уникальной для Венгрии, станет началом для разграничения образования в области государственного управления и юриспруденции на университетском или магистерском уровнях.
Независимая университетская программа, а также магистерская программа со специализацией в области государственного управления имеют большое значение по двум причинам. В течение последних десяти лет карьерные возможности выпускников колледжа на государственной службе, в центральных или местных администрациях значительно снизились. Одним из объяснений такой тенденции является переизбыток обучающихся юридическим специальностям, в результате чего каждый год выпускается около 5000 новых специалистов-юристов. В связи с растущим уровнем безработицы среди юристов многие из них переходят на рынок государственной службы. Это происходит потому, что выпускникам все труднее побороть существующий стереотип, согласно которому выпускники юридических специальностей имеют больше шансов на трудоустройство, нежели выпускники колледжа, специализирующиеся в области государственной службы. Представляется, что и сегодня остается открытым вопрос о том, кто считается наиболее компетентным в области государственного управления: выпускники юридических специальностей или специалисты в области государственного управления.
Новая университетская программа «Магистр государственного управления» (MPA) направлена на выравнивание или по крайней мере на смягчение невыигрышного положения наших выпускников по сравнению с выпускниками со степенью магистра юридических наук. Есть уверенность в том, что рост числа специалистов со степенью MPA значительно повысит уровень государственной службы.
Традиционно в течение последнего семестра предоставляется обязательная профессиональная практика, которая долгие годы существует на уровне колледжа. Развитие такой системы определяется требованиями Консультативного Совета, в который входят наиболее выдающиеся представители государственного управления. На университетском уровне и в рамках программы Магистра государственного управления практика занимает более продолжительный срок и оценивается более строго. Практикант должен развивать творческий подход к решению
вопросов, навыки решения проблем, накапливать профессиональный опыт. Это полезно и для налаживания личных контактов, необходимых для успешного трудоустройства в дальнейшем. Направление на практику координируется факультетом совместно с основными административными учреждениями. Мы также стремимся расширить свои возможности в этой области с целью способствования направлению наших лучших студентов в органы государственного управления других стран (например, такую возможность нам дает сотрудничество с нашими немецкими коллегами). В первую очередь это касается будущих обладателей степени MPA. Такая форма совместных программ обмена (обязательная профессиональная практика) должна быть предметом первостепенной важности при налаживании межвузовских контактов. Во всяком случае наш факультет открыт для работы в подобном ключе.
Институт повышения квалификации, являющийся структурным подразделением нашего факультета, предлагает 8 специальных программ продолжительностью в 4 семестра. В основном это программы для государственных служащих, имеющих опыт работы. Даже государственные управленцы, имеющие опыт работы, заинтересованы в этих программах. Высокое качество таких программ гарантируется за счет привлечения экспертов, лекторов со стороны, которые проводят обучение наряду с преподавателями.
Важное значение имеют программы научных исследований. Так, на факультете юриспруденции реализуется проект преподавания европейского административно-уголовного права. В его рамках анализируется развитие и взаимодействие европейских национальных режимов введения административных репрессивных санкций, а также административно-уголовных полномочий органов ЕС. Другая научно-исследовательская программа направлена на рассмотрение общих проблем законодательства и законотворчества. На факультете государственного менеджмента упор делается на практическое применение электронных систем в управлении. На факультете государственного управления открыты программы по рассмотрению вопросов региональной политики, а также оценке влияния европейской интеграции на ВИГУ. На факультете социологии изучается новый феномен международных отношений.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ