Миграция и трансформация национальных государств Европы

Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям существования. Решающее значение приобретают силы, способные контролировать эти процессы и вносить в них элементы упорядоченности и целенаправленности.
Существует мнение, что интеграционные процессы ведут к стиранию государственных границ и ослаблению государственного суверенитета.

Нелегальная иммиграция в последние десятилетия стала неотъемлемой чертой европейских стран, несмотря на принятие законов, запрещающих незаконное пребывание иностранцев. В течение многих лет Европа была заинтересована в нелегальной трудовой иммиграции, выгодной как работодателям, так и государству в целом. Именно поэтому правительства западноевропейских стран недостаточно активно препятствовали проникновению извне нелегальной рабочей силы.

 

Стремительное увеличение численности мигрантов и расширение географии нелегальной иммиграции объясняются различными факторами экономического и политического характера. Усиление иммиграционного контроля в европейских странах, которое коснулось практически всех категорий мигрантов, ограничило возможности легального въезда и стало причиной более активного использования нелегальных каналов. Оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции с высокой долей точности вряд ли возможно. Тем не менее, наибольшее число незаконных иммигрантов сосредоточено во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании.
Миграция, культура и этничность оказались взаимосвязанными, а порождаемый миграцией конфликт рассматривается как следствие увеличения числа культур внутри одной страны. Германия, Великобритания, Нидерланды и Швейцария описываются теперь как мультикультурные общества, им рекомендуется уделять больше внимания этому “факту”. Концепцию Хантингтона можно оценивать как самостоятельный, но отнюдь не бесспорный подход к пониманию современных процессов глобализации. Впрочем, не менее проблематичны представления исследователей, трактующих “транснациональную миграцию” как основу глобализации и игнорирующих при этом связь глобализации и мультикультурного общества.
28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, была принята “Конвенция о статусе беженцев”. В ней давалось определение понятию "беженец" и устанавливались общие основания, на которых должен быть предоставлен статус беженца. Конвенция запрещала какую-либо дискриминацию в отношении беженцев. Частью прав беженцы получали возможность пользоваться наравне с гражданами, частью на тех же условиях, что и иностранцы.
Конвенция допускала высылку беженца в интересах государственной безопасности.Именно этот документ послужил основой для европейского законотворчества по вопросам миграционной политики. 

 

В период с 1976 г. по 1984 г. различными представительными органами Европейского союза были подписаны следующие документы:
“Рекомендация о де-факто беженцах” @1976 г.),
“Декларация о территориальном убежище” @1977 г.),
“Рекомендация государствам членам о согласовании национальных процедур, касающихся убежища” @1981 г.),
“Рекомендация государствам членам о защите лиц, формально не признаваемых беженцами” @1984 г.).
Ситуация изменилась после 1989 г. С одной стороны, новых решений в миграционной политике требовала новая миграционная ситуация: наплыв беженцев, прибытие трудовых мигрантов и этнических мигрантов “евреи” и “этнические немцы” из Восточной Европы), рост этнических и национальных конфликтов в бывших социалистических странах.
С другой стороны, процессы глобализации и европейской интеграции, которые больше нельзя было игнорировать, заметно сузили возможности национальных социальных государств влиять на многие политические, экономические и правовые явления. Миграция как фактор размывания национального суверенитета Любое национальное государство характеризуется наличием суверенитета. Удерживая монополию на легитимное насилие, государство обладает правом и возможностями контролировать действия граждан на своей территории. Открывая подданным возможности для участия в системах экономики, права, здравоохранения, образования, национальное государство создало условия для того, чтобы они стали политически активными гражданами.
Для современных социальных государств нежелательная иммиграция во многих отношениях стала показательным феноменом. Она ставит разделенные территориально и выстроенные по национальному принципу общества перед проблемой, которая угрожает их способности к экономической и социальной интеграции. Игнорирование этой проблемы опасно, так как она способна нарушить стабильность и функциональность политических систем.
Многочисленные примеры того, как различные государства пытаются решить эту проблему, показывают их ограниченную способность контролировать процессы глобальных социальных перемен, в том числе и миграционные процессы.
Стоит напомнить, что иммиграция имеет много форм:
 постколониальные, этнические, трудовые, семейные, контрактные и нелегальные мигранты, беженцы и т. д. Так, 1 января 2000 г. впервые за почти 90 летний период в истории ФРГ вступили в силу поправки в закон о гражданстве, предусматривавшие получение гражданства детьми иностранцев, рожденных в Германии в том случае, если один из родителей являлся резидентом страны в течение 8 лет. 1 апреля 2003 г. был изменен Закон о гражданстве Нидерландов. С этого момента обязательным условием натурализации иностранных граждан становилось пребывание на территории страны в статусе постоянного резидента в течение S лет, а также прохождение теста на владение голландским языком и знание основных принципов развития голландского общества.
10 апреля 2003 г. премьер-министр Франции Жан Пьер Раффарен и министр по социальным делам Франсуа Фийон представили в прессе программу правительства по улучшению процесса интеграции легальных иммигрантов. Современные либеральные общества в Европе и Северной Америке, как правило, обладают слабой идентичностью; многие из них гордятся своим плюрализмом и мультикультурализмом, утверждая, таким образом, что их идентичность состоит в отсутствии идентичности. При этом существование национальной идентичности во всех современных либеральных демократических государствах является неоспоримым фактом.
Чем бы ни объяснялась неспособность Европы в полной мере интегрировать своих мусульманских граждан, она уже стала одной из движущих сил терроризма, своего рода бомбой с часовым механизмом. Терроризм, в свою очередь, провоцирует ответную реакцию популистских политиков и отдельных социальных групп, угрожая, таким образом, самому существованию европейской демократии. В Европе гораздо сложнее, по сравнению с США, призвать мусульман отказаться от групповых прав, в первую очередь, из-за традиций уважения к правам общин и так и не произошедшего полного отделения церкви от государства. Существование финансируемых за счет государства христианских и иудейских школ в ряде европейских стран не добавляет веса аргументам против государственного финансирования религиозного образования для мусульман.

 

Миграция и трансформация национальных государств Европы


В Европе существуют все предпосылки для создания национальных идентичностей, в меньшей степени связанных с этническим происхождением или религией. Наиболее известным прецедентом является французское республиканство, которое в своей классической форме не признавало отдельные общинные идентичности и использовало государственную власть для гомогенизации французского общества.
По мере увеличения угрозы терроризма и городских бунтов во Франции все более интенсивно обсуждаются причины поражения современной модели интеграции. Возможно, эта ситуация частично сложилась из-за отказа от предыдущей модели гражданства в пользу одной из версий мультикультурализма. Запрет на ношение мусульманских головных уборов, вступивший в силу в 2004 г., стал возвращением к старой концепции гражданства.
Нелегальная иммиграция является важнейшим стратегическим приоритетом во внешней политике ЕС, прежде всего, из-за его расширения. Выгоды от расширения Европейского союза страны участницы ощутят в будущем, но оплачивать этот процесс придется “старым” членам союза уже сейчас. Хотя половина европейцев поддерживает расширение ЕС, часть населения, тем не менее, боится увеличения безработицы из-за притока дешевой восточноевропейской рабочей силы. В последнее время все чаще звучат требования о необходимости введения ограничений на иммиграцию из Центральной и Восточной Европы, несмотря на то, что свободное передвижение граждан является одним из основополагающих принципов ЕС.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*