Социально-экономическое последствия глобальных миграций
иСовременные процессы глобализации усиливают и углубляют взаимозависимость всех международных экономических субъектов. Мировая экономика пребывает в состоянии непрерывных изменений. Формируется глобальный хозяйственный комплекс, и национальные хозяйства превращаются в его составные части. Данные тенденции обусловливают невиданный до сих пор размах международной миграции. Только по официальным оценкам ООН, общая численность международных мигрантов в 2005 г. составила 190 млн. чел., или 3% мирового населения. Из них 91 млн. чел. приходится на развитые индустриальные страны, а 51 млн. чел. — на страны со средним уровнем доходов на душу населения. Соответственно, настоящее время в научной литературе определяют как «век мобильности» или «новейшую эру миграции».
Увеличение объемов миграции, которое сопоставимо с численностью населения четырех самых крупных государств мира: Китая, Индии, США, Индонезии, привело к серьезному изменению ее влияния на все стороны общественной жизни. Это влияние никогда ранее не было настолько значительным, интенсивным и масштабным. Оно пронизывает и экономическую, и социальную, и политическую жизнь стран-доноров и стран-реципиентов.

В многочисленных дискуссиях по вопросам социально-экономических последствий миграции в развитых странах обсуждаются принципиально противоположные точки зрения. Миграцию считают причиной и ускорения развития экономики, и замедления темпов ее роста; и повышения уровня занятости местного населения, и роста безработицы; и возрастания доходов государственной казны принимающей страны, и увеличения нагрузки на ее социальную сферу и т.д. Отмечается как вклад интеллектуальной миграции в научные исследования, так и усиление террористической угрозы, межэтнической конфликтности.
С. Кастельс и М. Миллер констатируют существование четырех моделей гражданства, распространенных в западных странах. Эти модели непосредственно зависят от государственной политики в целом, характеризуют отношение общества и государства к проблемам гражданства и национальной идентичности. Они формируются и в определенном общественном контексте: в условиях конкретной иммиграционной, образовательной, культурной политики, а также политики натурализации. Данные четыре модели, или стратегии, определяются как иллюзорная, исключающая, республиканско-имперская и мультикультурная.
Первая стратегия предполагает иллюзорное отношение к иммигрантам, намеренное пренебрежение к иммигрантским общинам. Например, представители государственной власти в Японии и в Италии делают вид, что не знают о большом количестве здесь нелегальных иммигрантов. Безусловно, в этих странах вопрос о гражданском статусе таких людей вообще не рассматривается. Однако подобная «невнимательность» ведет к высокой степени маргинализации общества и ограничениям в правах части населения, а также представляет собой некую форму политического молчания, под маской которого может скрываться местный расизм.
Вторая стратегия — исключающая — модель этнического национализма, в которой основу гражданства составляют родственные отношения, этнический и лингвистический статусы. Эта стратегия преобладает в Швейцарии, Германии и Бельгии, куда иммигранты приезжают в основном по строго регулируемым гостевым рабочим программам. Официально признанный легальный статус иммигрантов, тем не менее, ниже статуса коренных граждан принимающего государства. Вероятность натурализации и получения гражданства здесь очень ограниченна, а официальные и неформальные культурные контакты между иммигрантами и местным населением неравноправны и сдержанны.
Четвертая — мультикультурная стратегия гражданства. Это такая модель, при которой, как правило, миграция становится постоянным явлением, а получение гражданства переселенцам гарантировано. Данная стратегия в идеальной форме предполагает цивилизованный национализм, при котором дружественно сосуществуют разнообразные национальные идентичности и прежние культуры иммигрантов «переплавляются», переосмысливаются и изменяются под влиянием новых волн иммиграции. Такая модель получила название идеальной. Авторы рассматриваемой модели, имеющей место в основном в США, признают асимметричность власти и законности, обусловленную доминированием культуры белых над множеством других культур и групп (испанских, африканских, азиатских). Кроме США, эта модель в настоящее время существует в Канаде, Австралии и Швеции.
История развития человеческого общества показывает, что в настоящее время в развитых странах разные формы привлечения иммигрантов стали доминирующей моделью смешения наций. Все передовые государства являются скорее импортерами рабочей силы, нежели ее экспортерами. Безусловно, иммиграция в развитые страны по-прежнему продолжается.
Россия, переживающая на рубеже XX- XXI вв. демографический спад, вынуждена заниматься поиском выхода из этой сложной ситуации. Она стала активным реципиентом в международном обмене населения. Поэтому изучение опыта развитых государств, столкнувшихся с проблемами миграции гораздо раньше России, позволит повысить эффективность системы управления этими процессами в нашей стране, свести к минимуму их отрицательные последствия и на этой основе достичь максимально положительного эффекта.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ