Государственная политика стран Северной Европы в отношении народа саами

Статья посвящена раскрытию основных направлений государственной политики Норвегии, Швеции и Финляндии в отношении коренного малочисленного народа саами. Основная проблема гармонизации отношений между государством, обществом и саами заключается в противоречии между доминирующей в этих странах ориентацией на индивидуальные права человека и стремлением индигенного населения путем реализации своих коллективных прав добиться культурной автономии. Одним из коренных малочисленных народов, проживающих в современной Европе, являются саами. По последним данным, их насчитывается всего от 60 до 80 тыс. чел. Именно саами представляют собой индигенное население таких северных стран, как Финляндия (от 6 до 8 тыс. чел.), Швеция (от 15 до 25 тыс. чел.) и Норвегия (от 60 до 80 тыс. чел.) .

Опыт этих государств, характеризующихся наиболее высоким уровнем социальной политики, является, на наш взгляд, наиболее интересным с точки зрения гармонизации отношений между доминирующим, более развитым в социально-экономическом отношении этносом и народами, находящимися на ином, значительно более низком уровне развития. В основе северного подхода к социальной политике лежат принципы эгалитаризма, местного самоуправления, индивидуализма, эффективности и социального равенства. Сами по себе не вызывающие сомнения, эти принципы, применяемые в отношении к саами, оказывают противоречивое по своему воздействию влияние на культурную самобытность этого народа. Дело в том, что реализация коллективных прав саами на местное самоуправление и социальное равенство вступает в определенный конфликт с ориентацией северных государств на индивидуальные права человека. Остановимся несколько подробнее на сущности возникающих в связи с этим проблем и специфике поиска их решения в этом регионе земного шара. Саами сегодня — народ, проживающий на территории разных государств, следовательно, они являются субъектами права и институтов той определенной страны, к которой принадлежат. Традиционно саамское общество состояло из самостоятельных территориальных общин, носящих название «сийт». Однако сегодня эта система сохранилась только у саами, живущих в горах, или саамиоленеводов в провинции Финнмарк на самом севере Норвегии и на севере Швеции. При этом следует отметить, что и здесь она существует в измененном виде, поскольку ее основные функции узурпированы системами государственного управления стран Северной Европы. Более того, как свидетельствуют исторические факты, северные страны воспользовались своими правовыми и административными институтами для осуществления принудительной ассимиляции саами. Особую роль в этом сыграла политика, проводимая Норвегией и Швецией, в соответствии с которой все саами были разделены на две группы по принципу отношения к оленеводству. Те, которые относятся к оленеводам, наделены неотъемлемыми правами на землю, рыболовство и охоту, а те, которые таковыми не являются, считаются обычными шведами и норвежцами. Тем самым, саамиоленеводы представляют собой малочисленное и строго контролируемое меньшинство среди всех саами и насчитывают сегодня примерно по 2 500 чел. в Швеции и в Норвегии и примерно еще 1 000 чел. в Финляндии. Короче говоря, основным результатом осуществлявшихся правительствами стран Северной Европы скоординированных попыток ассимиляции саами было создание субкультурных разломов по линии основных занятий среди саами. Для большинства саами это означало отрицание права пользования их собственным языком и культурой, их развития и распространения. Саами получили статус меньшинства, в рамках которого саамская идентичность стала однозначно привязана исключительно к оленеводству, в то время как другие формы выражения культуры подавлялись или просто не признавались. Этот статус меньшинства за последние десятилетия привел к развитию саамского движения, главной целью которого стало стремление к получению статуса культурной автономии в рамках северных обществ. Саамское движение состоит из ряда организаций, каждая из которых продвигает интересы саами во всех трех странах Северной Европы, а в 1956 г. была создан Северный совет саами, в которой вошли и российские саами. Общим принципом движения, зафиксированным в его лозунге: «Саами — единый народ», является культурное, политическое, языковое и экономическое единство саами, выходящее за границы четырех государств.В программе, принятой на Северной конференции саами в 1986 г., был выставлен ряд требований (к каждому их трех социальных государств), направленных на признание и реализацию коллективных прав саами . Среди них особо следует выделить следующие:— предоставление права на самоопределение;— закрепление права на землю и природные ресурсы;— обеспечение социального и культурного сохранения, общинного экономического развития и гарантий защиты традиционных видов деятельности саами;— формальное закрепление участия представителей саами в работе Совета министров северных стран;— признание северными странами международных стандартов отношения к коренным малочисленным народам. Несмотря на то, что правительства стран Северной Европы не разделяют позицию Северного совета саами в отношении коллективных прав, они, тем не менее, признают его в качестве легитимного представителя саами и оказывают ему прямую финансовую поддержку в рамках Совета министров северных стран. Совет является также одним из основателей и активным членом Всемирной конференции коренных народов (WCIP), созданной в 1975 г. Таким образом, на сегодняшний день социальная политика Северной Европы по отношению к саами является результатом своего рода компромисса между приверженностью государства к индивидуальным социальным гарантиям и правам и отстаиванием общественнополитическим движением саами своих коллективных гарантий и прав. В самом общем виде управление и финансирование социальной помощи саамам носит иерархический характер, т.е. осуществляется на местном, государственном и межгосударственном (т.е. в рамках всех трех северных стран) уровне. Предоставляемые социальные услуги могут быть разделены на две категории: институциональные (социальная защита и услуги) и неинституциональные, или специальные услуги. При этом организация социальной помощи является сферой ответственности исключительно органов государственной власти и местного самоуправления, а не самоорганизации саами. Услуги, предоставляемые саами местными или провинциальными органами управления, финансируются за счет налогов, субсидий центрального правительства и прямых платежей за услуги. Местные доходы и налог на имущество оплачиваются всеми лицами (саами делают это наравне с остальными) в муниципалитете, в котором они зарегистрированы.

С целью отстаивания интересов саами перед органами государственной власти, обеспечения культурной автономии саами, обеспечивающей более четкие, хоть и ограниченные права в этой сфере, во всех трех странах были созданы представительные органы саами. К примеру, в случае с норвежскими саами Ассамблея саами имеет ограниченные полномочия в сфере принятии решений, которые в основном касаются выделения средств на культурные мероприятия и организации. В отличие от этого, функции парламента саами в Финляндии носят строго консультативный характер, и он не имеет полномочий в принятии решений. Таким образом, для понимания специфики государственной политики стран Северной Европы в отношении народа саами необходимо учитывать, что она достаточно органично вписана в общий контекст социально-политической жизни этих стран и определяется доминирующими в обществе ценностями и представлениями, которые вступают в определенное противоречие со стремлением саами к реализации своих коллективных прав посредством культурной автономии. В то же время следует подчеркнуть, что в последние годы обе стороны настроены вполне конструктивно и ищут любые возможности для достижения согласия. Так, на сегодняшний день ни одно решение в отношении саамов и территории их расселения не принимается без согласования с саамскими парламентами во всех трех странах.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*