Международный проект как инновационная форма деятельности современного университета

Среди форм международного сотруд­ничества, таких как организация совме­стных международных научно-практиче­ских семинаров и конференций, акаде­мическая мобильность (преподаватель­ский и студенческий обмен), написание коллективных монографий, проектная деятельность, с нашей точки зрения, вы­ступает как наиболее перспективная и уникальная форма интегративного ха­рактера, аккумулирующая внутри себя различные виды международного со­трудничества и продуцирующая к жиз­ни новые содержания. Международный проект в терминологии менеджмента проектов определяется как полный, за­вершенный цикл продуктивной иннова­ционной деятельности группы стран. Проект (дословно «брошенный вперед»)
— «это ограниченное во времени целе­направленное изменение отдельной сис­темы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рам­ками расхода средств и ресурсов и спе­цифической организацией». Приведем еще одно определение, данное Немецким институтом стандартизации DIN: «Проект — это план, который, как правило, характеризуется совокупностью исключительных условий, например, указанием цели, временными, финансо­выми, кадровыми и другими ограниче­ниями, отделен от других мероприятий. Предусматривается создание специаль­ной организации для реализации проек­та».

В. И. Катаева, анализируя специфику проектов социальной сферы, разграни­чивает понятия «концепция», «програм­ма» и «проект», утверждая, что «проект, в отличие от программы, является не просто средством управления деятельно­стью, а необходимым условием получе­ния финансирования... Принципы по­строения деятельности, заложенные в проекте, позволяют более эффективно использовать ресурсы, организовывать совместную деятельность, опираясь на конкретные ожидаемые результаты, за­ложенные в проекте, и т. д. Проект — наиболее приземленная, конкретная и реально выполнимая форма деятельно­сти любой организации или учреждения социальной сферы».
В современной теории управления различают два вида управления: про­цессное и проектное, которое является управлением в условиях инновационного режима функционирования. Проект мо­жет рассматриваться именно как один из способов стратегического планирования деятельности организации. «Работа по проектам — это один из способов гибко и своевременно реагировать на меняю­щиеся условия внешней среды не только и не столько для собственного выжива­ния, а для результативного решения про­блем целевых групп». В струк­туре высшего учебного заведения меж­дународный проект выступает именно как форма международной деятельности, как своеобразная творческая задача, по­иск решения которой предполагает максимальную актуализацию научно­-практического потенциала проектного коллектива.
Почему именно проектная форма рас­сматривается нами как наиболее эффек­тивная для современного вуза?
• Во - первых, именно данная форма в крайне непростой для современ­ного вуза ситуации перманентного ре­формирования при условии сокращения бюджетного финансирования позволяет обеспечить приток значительных денеж­ных средств, дающих возможность со­хранения статусных показателей вуза как университета, а также предоставить пре­подавателям и сотрудникам возможность дополнительного заработка путем обра­щения к интеллекту.
• Во - вторых, именно проектная деятельность создает условия для мак­симальной реализации научно-исследо­вательского потенциала преподавателей, для актуализации того «банка идей», ко­торый имплицитно заложен в творческих потенциях каждого подразделения уни­верситета, в первую очередь, — кафедры как творческого коллектива. Междуна­родный проект — это проект с ярко вы­раженной практической направленно­стью. Вследствие такой установки слож­ности возникают именно при переводе идей в практический план, при планиро­вании экономически рациональной структуры проекта. Продумывая специ­фику реализации проектной идеи в рам­ках международной модели, мы не толь­ко вынуждены учитывать условия этой реализации на уровне города, региона, области, но и переносить саму модель в пространство страны — зарубежного партнера.
• В - третьих, в образовательно-­исследовательском пространстве совре­менного педагогического университета международный проект — интегратив­ное образование. Это проект так назы­ваемого «смешанного типа», то есть про­ект комплексный: и инновационный, и научно-исследовательский, и образова­тельный, и учебный одновременно, про­ект как иллюстрация единства теории и практики.
• В - четвертых, проект выступа­ет как возможность постижения мета­языками друг друга. Имеется в виду объ­единение в рамках проектной идеи по­тенциалов нескольких кафедр, что при рациональном, грамотном менеджменте, безусловно, способствует наиболее эф­фективному поиску решения проблем. С другой стороны, проект — возможность постижения языка иной культуры, куль­туры другой страны, специфики иного сознания. В этом плане перспективны не только двусторонние, но и трех-четырех- сторонние проекты, предельно расши­ряющие общие горизонты видения про­блем.
• В - пятых, инновационная про­ектная деятельность выступает как ответ на объективный запрос времени и тех требований, которые предъявляются се­годня к системе высшего образования и к университету. Интернационализация высшего образования выступает как объ­ективный процесс, связанный и с интер­национальным характером научных зна­ний, и с формированием международных стандартов качества. В соответствии с декларацией первой всемирной конфе­ренции ЮНЕСКО по проблемам высше­го образования «Высшее образование в XXI веке» повышение качества высшего образования связано с требованием рас­смотрения высшего образования сквозь призму международного измерения, включая необходимость реализации ме­ждународных научно-исследовательских проектов как обмена идей. При всей неоднозначности оценок Болонско­го процесса и его последствий для рос­сийской системы высшего образования движение в сторону «европейского про­странства высшего образования», попа­дание в «зону европейского высшего об­разования» — неизбежность. Кроме того, изолированной системе трудно конкури­ровать в условиях постоянно меняюще­гося рынка образования.
Таким образом, международный про­ект позволяет рельефно отразить взгляд на образование как феномен, напрямую определяющийся диалогической уста­новкой, обеспечивающей общее расши­рение видения. Проектная деятельность в международном пространстве — это способность реальной оценки проблемы с позиции российских и региональных особенностей, а также — с позиций транснационального взгляда на универ­сальный характер самой проблемы. Вот почему современный университет неиз­бежно попадает в ситуацию необходимо­сти создания и развития новой проектной межкультурной среды.

Международный проект как инновационная форма деятельности современного университета
Поиск проектной идеи — сложный процесс, который на данном этапе осу­ществляется в двух формах: во-первых, это проявление инициативы зарубежных стран по поиску партнера (задача про­ектного менеджера состоит в том, чтобы оценить реальность ее воплощения в се­веро-западном пространстве, продумать технологии с учетом специфики кадро­вых возможностей университета), во- вторых, это обретение проектной идеи научно-исследовательским коллективом российских преподавателей и соответст­венный поиск зарубежного партнера. Безусловно, второй путь более сложен, требует длительного поиска, поиска того, что интересно «другому», другой куль­туре и другому менталитету.
Рождение проектной идеи предпола­гает общий анализ сложившейся ситуа­ции, выявление конкретной проблемы с параллельным анализом ее структурных характеристик, постановку целей и задач, продумывание состава целевых групп или группы, на улучшение положения которой в конечном итоге направлен проект, характеристику планируемых качественных и количественных резуль­татов. Для педагогического университе­та, так же как и для любого другого об­разовательно-воспитательного учрежде­ния, основной целевой группой выступа­ет ребенок и учитель, то есть детское и учительское сообщество, понимаемые в качестве основных получателей или ад­ресатов итогового продукта. В отдель­ных случаях предполагается работа со студенческим, а также с родительским сообществами.

 

22 марта 2012 /
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*