Современный газетный редизайн: к определению понятия
Д. Моэм, Р. Локвуд и др.), а также анализирует опыт зарубежных изданий газетного типа, редизайн которых состоялся в период с 2002 по 2008 г. : «Ulster Herald» (Швеция), «Ell Tribuno» (Испания), «DIE WELT» (Германия), «The Wall Street Journal» (США), «Daily Mirror» (Великобритания), «Publico» (Испания), «The Times» (Великобритания), «The Independent on Sunday» (Великобритания) и др.
Как показывает ежегодный конкурс «Газетный дизайн», который проводится Российским отделением Всемирного общества газетного дизайна (Society of Newspaper Design, SND), в число заметных редизайнов газет попадают не только центральные издания, такие, как, например, «Ведомости» или «Независимая газета», «Труд» или «Аргументы и факты». Основная доля участников совсем небольшие местные газеты, которые по качеству дизайна не уступают крупным общенациональным игрокам медиарынка. Так, на последнем конкурсе (декабрь 2008 г.) в номинации «Редизайн года» «серебро» получили «Ведомости» (г. Москва) и «Ваше дело» (г. Барнаул), «бронзу» «Жуковские вести» (г. Жуковский).

Редизайн является одним из самых актуальных направлений современного газетного дизайна в мире. В журнале «Design» SND тема преобразования газеты занимает особое место. Вопросам практики редизайна уделяют внимание Институт Пойнтера (Poynter Institute), Ассоциация преподавателей журналистики и массовой коммуникации (Association for Education in Journalism & Mass Communication), Американское сообщество газетных редакторов (American Society of Newspaper Editors), Американская ассоциация газет (Newspaper Association of America) и т.д. Авторитетные дизайнерские компании «Cases i Associate» (Испания), «Garsia Media» (США) выпускают специальные альбомы, где представляют собственную концепцию модернизации газеты как канала медиа.
Однако сам термин «редизайн», широко используемый журналистским сообществом, до сих пор определен недостаточно.
В целом для отечественных специалистов (преимущественно практиков) характерно узкое понимание редизайна: преобразование облика издания. Как
показывает наш собственный опыт работы с редакторами газет, дизайн воспринимается отдельно от содержания, маркетинга и менеджмента издания. Такой подход, на наш взгляд, является непродуктивным, противоречащим самой сути редизайна. Поэтому уточнение данного термина является важным этапом в контексте адаптации зарубежного опыта моделирования периодики в практике отечественных региональных изданий.
Определения термина, которые дают американские авторы, также имеют существенные различия. Стивен Аймс понимает под редизайном инструмент «создания наиболее эффективного механизма взаимодействия с читателем». Рон Ризон любые изменения в структуре содержания или оформления. Марио Гарсиа отмечает, что «настоящий редизайн это больше, чем изменение внешнего облика газеты. Это преобразование всего издания и его содержания».
Однако всех этих авторов объединяет то, что редизайн рассматривается в контексте концепции визуальной журналистики (см. подробнее: М. Гарсиа , Д. Моэм , Р. Локвуд , К. Барнхерст , А. Смит и др.), одна из центральных идей которой заключается в понимании газеты как визуального СМИ. Единицей содержания номера выступает не только текст, но и иллюстрация, график, и роли этих элементов в процессе создания журналистского произведения равнозначны. Также дизайн включается в структуру менеджмента печатного СМИ (имеется в виду принцип «командной работы» (teamwork)). Таким образом, функции дизайна уже не ограничиваются визуализацией типологических и содержательных характеристик издания, созданием индивидуального облика и указанием на целевую аудиторию. Одной из основных задач становится управление ресурсами моделирования (текст, фотоиллюстрирование, графика и т.д.).
Термин «редизайн» образован путем слияния приставки re и слова design и дословно переводится как «изменение дизайна». Поэтому, когда мы говорим о базовых принципах редизайна, мы исходим из основных тенденций развития современного дизайна.

При проведении редизайна нельзя не учитывать содержание. При этом модернизация предполагает изменение не только тематического рубрикатора, но и принципов формирования «контента», в частности, имеется в виду использование в процессе разработки темы различных способов презентации, в том числе и визуальных.
Марио Гарсиа, описывая собственный опыт проведения редизайна, пишет о том, что каждый новый проект он начинает «с анализа аудитории и содержания. Типографические изменения, которые хорошо работают в одной газете, не обязательно будут столь же эффективны в другой» .
Изученный нами опыт ряда европейских и американских изданий за период с 2002 по 2008 г. показывает, что в большинстве случаев редизайн действительно начинался с пересмотра содержательной структуры номера. Модернизация ежедневной газеты «A Gazeta» (Бразилия) проходила в несколько этапов. Первый (2003 г.) заключался в разработке новой модели содержания, адекватной сложившейся маркетинговой ситуации. Тематический рубрикатор был изменен незначительно, однако существенную трансформацию претерпел сам подход к формированию содержания. Новая концепция заключалась в наполнении газеты большим количеством кратких, информативных, легко и просто написанных новостей.
Параллельно шла реорганизация «ньюзрума», а редакторов и журналистов, в том числе сотрудников артотделов, обучали работать в новом формате. И только в 2004 г. была изменена графическая модель «A Gazeta». Практически по этой же схеме проходил редизайн таблоидов «Panama America» (Панама) и «Notica Agora» (Бразилия), спортивной газеты «Lance!» (Бразилия), общественнополитического издания «El Nacional» (Венесуэла) и др.
Обзор современной практики свидетельствует также, что изменения издания происходят не только на стандартных уровнях моделирования. Интеграция газеты с платформами электронных медиа является неотъемлемым элементом преобразования печатного СМИ.
Вариантов построения подобных «смешанных редакций» существует множество. Однако какие из них являются эффективными, еще не ясно. Пока эти проекты существуют в виде эксперимента. Хотя есть один общий момент, о котором в интервью и в своих выступлениях говорят руководители изданий, включившихся в процесс интеграции. В результате слияния разных платформ возникает новая система производства новостей. Стандартная организация «ньюзрума» выстраивается на конечном принципе выпуска газеты: deadline, за которым следует перерыв, и затем старт нового номера. Но с возникновением единого информационного пространства процесс производства медийного продукта становится бесконечным. Газета включается в общую информационную линейку. Однако на данном этапе совершенно неясно, по какому принципу должно происходить разделение новостей между различными платформами. Но именно этот вопрос является ключевым в современном газетном редизайне.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ