Опыт Швеции в подготовке специалистов для социальной сферы
Переход российского высшего профессионального образования на двухуровневую модель ставит перед вузовскими профессиональными сообществами новые организационные и методические задачи, актуализирует необходимость широкого и всестороннего осмысления проблемы оптимизации этого перехода, важным аспектом которого может быть исследование опыта европейских стран, уже работающих по двухуровневым программам в рамках национальных образовательных моделей. В число таких стран входит Швеция, осуществляющая профессиональную подготовку по двухуровневому формату в течение нескольких десятилетий.Северо-Западная академия государственной службы десять лет реализует совместно с Гетеборгским университетом (Швеция) проект, направленный на совершенствование подготовки специалистов для социальной сферы, предусматривающий, в том числе, рассмотрение вопросов реформирования образовательных систем обеих стран в связи с вхождением в Болонский процесс, обмен накопленным опытом в организации учебного процесса, в обеспечении интеграции теории и практики в обучении студентов, в проведении учебных практик, в преподавании учебных дисциплин, в подготовке новых учебных планов и программ.
Всем известный остров Куба прославился во всем мире своими очаровательными пейзажами, красотой первозданной природы и просто отличной атмосферой. Заказав тур на Кубу, вы сможете ощутить всё великолепие пляжей белого песка, попробовать различные виды водных развлечений и хорошо отдохнуть под нежными лучами солнца в зимнее время. Шведская образовательная модель отличается от российской прежде всего подходами к ее построению. Государственный образовательный стандарт как таковой отсутствует, действует лишь система национальных директив, формулирующих основные требования, которые должны соблюдаться при создании образовательных программ для получения и сохранения права готовить специалистов определенного профиля. Они включают общие и частные цели образовательной подготовки, примерную структуру учебного плана с разбивкой его по курсам и определением форм контроля. При таком подходе программы подготовки специалистов по конкретной специальности, осуществляемые разными учебными заведениями страны, не будут идентичными, имеют разнородное содержание и направленность. Университетам предоставлена большая свобода в их формировании, исходя из собственных концепций и интересов, но с учетом требований национальных директив. Выбор учебного заведения студентами обусловливается в определенной мере особенностью его учебной программы. Конструирование программ профессиональной подготовки специалистов может осуществляться под конкретный заказ государственных, коммунальных и негосударственных организаций, что обеспечивает максимальное приближение учебного процесса к потребностям практики. Особенностью программ бакалавриата в Швеции также является то, что в них отсутствует общеобразовательная подготовка. Этот вид подготовки реализуется только на уровне гимназии. Для программ бакалавриата характерна весомая прикладная направленность, предполагающая получение студентами широких базовых знаний по профессии в сочетании с глубокими специализированными знаниями и умениями, что обеспечивает выпускникам подготовку к реальной практической деятельности, способствует их успешной профессиональной адаптации. Учебные программы строятся на всестороннем комплексном междисциплинарном подходе, предполагающем рассмотрение конкретных базовых профессиональных тем с разных точек зрения и на разных курсах, с постепенным расширением и углублением получаемых знаний. Курсы, входящие в программу обучения, конструируются исходя из социальных проблем, а не из учебных дисциплин. Каждый курс направлен на интеграцию теоретических подходов разных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, права и др. для анализа исследуемой проблемы. В рамках каждого курса проблематизируются и анализируются профессиональные роли и задачи, способы их решения с использованием различных теоретических подходов, формируются способности студентов наблюдать, оценивать, размышлять над проблемами и их причинами.
Стандарты нового поколения, вводимые Федеральным законом РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ существенно приблизят нашу образовательную систему к зарубежным моделям, в том числе и к шведской модели. Традиционное деление стандарта на федеральный и региональный компоненты заменяется выделением в его структуре базовой и вариативной частей. Вузам предоставляется большая свобода в формировании обеих его частей. В наибольшей степени эта возможность может быть использована в вариативной части, составляющей 50% учебной программы. Она полностью формируется самим учебным заведением по своему усмотрению, что обеспечивает широкие возможности учета в образовательной подготовке студентов региональной специфики и реализации идеи создания регионально ориентированных моделей высшего образования, характерных для европейской образовательной практики. К важным новациям нового образовательного стандарта следует отнести смещение фокуса его требований в подготовке специалиста с квалификационного подхода на позиции компетентностного подхода. Действующий стандарт фокусируется на требованиях к организации учебного процесса, выполнении в полном объеме часового объема учебного плана, соответствии дисциплин в этом плане федеральному перечню дисциплин для обязательного изучения. Новый стандарт содержит требования только к результатам обучения, а не к технологии его достижения. Требования обеспечения минимума содержания образовательной подготовки заменены требованиями к полученным знаниям и приобретенным компетенциям. В шведской образовательной модели есть еще один важный элемент — это влияние студентов на процесс обучения, что, по мнению педагогического коллектива, создает условия для привлекательного для молодежи образования и реализации современных подходов к его получению. Студенты включены в правление университета, во все методические советы и рабочие группы, где формируются позиции и принимаются решения по содержанию и организации учебного процесса. В университете создаются условия для развития студенческого самоуправления, работает несколько студенческих общественных организаций. Причем каждый студент обязан быть членом одной из таких организаций, что способствует их объединению, обеспечению взаимопомощи и поддержки друг друга, а также формированию навыков общественной деятельности у всех обучающихся. В число задач этих организаций входит защита прав и представительство интересов студентов во всех административных структурах, создание благоприятной обстановки для эффективного обучения, оказания нуждающимся социальной помощи. В учебных программах университета широко реализована идея свободы студентов в формировании своего учебного плана. В программе бакалавриата 10% составляют курсы по выбору студентов. Из 16 предлагаемых курсов для углубленного изучения профессиональных проблем студенты самостоятельно выбирают четыре специализированных курса. Студенты включены и в работу по повышению качества учебного процесса. Они по окончанию каждого учебного года осуществляют письменно и анонимно оценку всех текущих курсов. Опыт Гетеборгского университета по активизации обучающихся, по формированию у них активной позиции по всем вопросам своей студенческой жизни, по приобретению ими таких важных компетенций как коммуникативная, организационная, управленческая, несомненно, интересен и значим для совершенствования российской системы образования Эффективная интеграция России в европейское образовательное пространство на основе компетентностного подхода в построении отечественной образовательной модели будет в наибольшей степени возможна при развитии межвузовского взаимодействия, наличии программ сотрудничества между учебными заведениями разных стран, взаимообмене опытом преподавания и организации учебного процесса, создании учебных программ, отражении в них актуальных проблем практики.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ