Негосударственное высшее образование в Польше в свете глобализации

Системно-политические и общественно-экономические преобразования, произошедшие после 1989 года, дали возможность быстрой организации в Польше (и в некоторой степени не столь быстрого в других государствах), так называемого «реального социализма», частного сектора образовательных услуг. Этот сектор, управляемый законами рынка (спроса и предложения), все еще неоднозначен по качеству, но тем не менее конкурирует с государственными школами высшего образования. Государство заняло амбивалентную позицию по отношению к высшему частному образованию: дало разрешение на его функционирование — на основе устава от 1990 года и последнего от 2005 года, но относится к нему все еще настороженно. Почти все политические течения в Польше и их представители в секторе национального образования высказываются о превосходстве частной собственности над государственной, проявляют единомыслие в вопросе обеспечения превосходства государственного образования, не подтвержденного во многих случаях мнения о его качественном превосходстве. Извлекание денег из образования и дипломы сомнительного качества — это явление, приносящее огромный вред. Следует решительно избавляться от эдукационных субъектов с низким уровнем образования и обучения, нацеленных исключительно на прибыль всякой ценой, не соблюдающих правил, и только формально заказать кандидатскую диссертацию.

Государственные и негосударственные школы являются сегментами общенационального рынка высшего образования, где обучается почти 2 млн. студентов (в том числе свыше 550 тыс. студентов частных школ). Высшие негосударственные школы подготовили более 200 тыс. специалистов, получивших дипломы магистра, инженера, бакалавра. Вузы в состоянии взять на себя обучение около 160 тыс. человек, в том числе около 35 тыс. на дневную форму обучения. Они создали значимую в рамках государства инфраструктуру: сдали в эксплуатацию почти 600 тыс. м2 дидактической площади, располагают современным оборудованием и научными пособиями, в их распоряжении около 15 тыс. компьютеров с доступом в Интернет, сдали в эксплуатацию студенческие общежития, площадь которых 7 тыс. м2, открыли библиотеки, фонд которых 1,5 млн. книг, подготовили электронную базу данных.
Главной, как полагаю, проблемой приватизации высшего образования является проблема академических педагогов. Их подготовка как в прошлом, так и в настоящее время монополизирована государством. Приватизация высшего образования создала ситуацию, когда значительная часть академических педагогов работает как минимум в двух местах: в государственной и негосударственной школах. Число научных сотрудников в Польше остается неизменным с 1990 года, т. е. около 11,5 тыс. человек (сотрудников, определяющих характер высшей школы). Итак, одни и те же преподаватели заняты в двух (или даже больше) школах. Они с трудом выполняют дидактические задачи, им приходится заботиться о собственном научном росте, публиковать результаты исследований, получать научные звания.
Настало время, когда польское высшее образование (государственное и негосударственное) должно навести порядок в действующих структурах. Для этого необходимо внедрить всеобщую систему аккредитации, чтобы магистерские и бакалаврские дипломы — как в государственных, так и в негосударственных школах — были гарантией овладения необходимыми знаниями в объеме, предписанном программой обучения. Высшее образование после освобождения от идеологических оков не должно оказаться в ловушке законов рынка. Полагаю, что в польских условиях нельзя ограничиваться реализацией только академической модели образования.
Мировой банк и Европейский инвестиционный банк в подготовленном в июле 2004 года «Отчете о высшем образовании в Польше» предлагают использовать имеющиеся достижения и как основу для создания системы высшего образования на мировом уровне.
В отчете определены и уточнены задачи для реализации этой цели:
—    четкое и справедливое финансирование развивающейся всеобщей системы высшего образования;

—    повышение качества эдукационных услуг;
—    улучшение связей для тесного и успешного сотрудничества высшего образования с народным хозяйством и рынком труда.
Учитывая демографический прогноз для Польши, отчет Мирового банка и Европейского инвестиционного банка предусматривает снижение дохода от платы за получение образования во всех государственных и частных школах. Для негосударственных школ в отчете прогнозируются разные сценарии появления серьезных проблем. По одному из них высшие школы с невысоким уровнем выстоят, так как их содержание обходится относительно дешевле, а негосударственные школы высокого уровня будут вынуждены прекратить свою деятельность из-за высокой стоимости их содержания.
Средством, способствующим свободному перемещению студентов между школами и сохранению качества обучения, является так называемая Система кредитных баллов (ETC8). Она выступает гарантом в процессе сотрудничества европейских государств, направленного на обеспечение качества образования, показателем которого являются знание и умение (но не продолжительность обучения), присвоение сертификатов качества, действенность дипломов.

Польша не располагает на сегодняшний день необходимыми средствами на реформирование, обновление и развитие образовательной системы. На образование выделяется только лишь 0,8 % валового национального продукта. Но политики понимают, что среди приоритетных задач развития ведущее место должно занимать образование. Процессы глобализации ведут к росту спроса на высокий и качественный уровень образования, отвечающий требованиям народного хозяйства. Ускорение перемен в современном мире касается всех основных сфер функционирования общества, их перехода от промышленного уровня на стадию, основанную на знании («общество знаний»). Однако надо иметь в виду, что, как писал Р. Тагор (1861—1941), естественным средством для знаний является место, где оно создается. Главная задача школы — это становление знаний.
Процесс перехода от экономики труда и промышленности в экономику, основанную на знаниях, современной технологии и информатике, развитой главным образом в США, Японии и некоторых странах Евросоюза. Однако европейские образовательные системы не готовят специалистов необходимого уровня для решения задач будущего дня. Необеспеченные в финансовом отношении школы и высшие школы обучают недостаточное количество студентов, не вооружают их в необходимой мере знаниями и умениями. США и Япония опередили Европу по выделению средств на образование: например, в Америке в 2005 году на развитие университетов было запланировано средств 2,6 % валового национального продукта, а Германия, Италия, Франция выделили по 1,1 %. В мировом рейтинге в числе 50 лучших высших школ оказалось только 9 европейских университетов, причем большинство из Великобритании.

По отношению к Польше необходимо ставить вопрос о соответствии высших школ новым требованиям, которые появились в связи со вступлением Польши в Евросоюз. Объясняется это тем, что высшее образование, а точнее говоря, вся эдукация находится за пределами общей политики союзного уровня. Это определяют статьи 126 и 127 Закона об Евросоюзе. Согласно им организация системы образования и содержание программ обучения остаются в ведении правительств и национальных парламентов.
Наилучшим показателем уровня эдукации является возможность одинакового доступа к лучшим школам и педагогам, несмотря на происхождение, материальную обеспеченность ученика или студента. Пример Финляндии, которая по рейтингу OECD имеет самую совершенную систему образования в мире, показывает, что Европа могла бы воспользоваться финским опытом. Настало время, чтобы уже сегодня начать стратегический обмен мнениями об образовании и эдукации будущего, определить причины кризиса и слабых сторон, принять по ним решения. Европа — континент с большими гуманитарными традициями, имеющая огромный и интеллектуальный потенциал.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ