Правовая проблематика платежей за выбросы загрязняющих веществ в воздух
Польским Законом "Об охране окружающий среды" от 31.1.1980 (вступил в силу 1.9.1980) предусмотрена плата за выбросы в воздух загрязняющих веществ. Данная плата является публично-правовым отягощением и, как и иные виды экологических плат, служит реализации следующих целей:
1) создания мотивации для воздержания от поведения, вызывающего ухудшение состояния окружающей среды, или для стимулирования поведения, благоприятного для окружающей среды; 2) компенсации за пользование природой;
4) финансирования охраны окружающей среды.

Экологические платы реализуют также принцип "загрязнитель платит". Причем, в отличие от наказания, плата не носит репрессивного характера. Согласно ст. 86 ч. 1 Закона "Об охране окружающей среды", юридические лица вносят плату за хозяйственное использование окружающей среды и производство в ней изменений (одним из способов хозяйственного использования окружающей среды является загрязнение атмосферного воздуха —ст. 86, ч. 2). Закон "Об охране окружающей среды" определяет два
Точный перевод этого термина с польского языка звучит как " введение загрязнений". В тексте реферата будут использоваться термины "введение загрязнений в воздух", "загрязнение воздуха", "загрязнение атмосферного воздуха", которые здесь идентичны. условия, которые должны быть одновременно выполнены, для возникновения основания взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха:
1. Хозяйственное использование окружающей среды, причем вызывающее "введение изменений". По мнению авторов, нежелательно расширительное толкование этого условия. В соответствии со ст. 2 Закона "О хозяйственной деятельности" от 23.12.1988 "хозяйственная деятельность— производственная, строительная, торговая деятельность в целях получения прибыли субъектом, осуществляющим ее". В данном конкретном случае
(установления платы за выбросы загрязняющих веществ в воздух) авторы выступают против критерия получения прибыли и вообще понятия хозяйственной деятельности. Критерий хозяйственной деятельности, по убеждению авторов, оправдан и необходим в случае взимания налогов, но совершенно не подходит для целей взимания экологических плат, так как практически невозможно установить, какая часть загрязнения, вводимого в воздух, является результатом хозяйственной деятельности, а какая — уставной, тем более что разрешение на предельно допустимую эмиссию вредных веществ получают даже те предприятия, которые не занимаются хозяйственной деятельностью. Авторы предлагают убрать из ч. 1 ст.86 Закона "Об охране окружающей среды" прилагательное "хозяйственный". Это позволило бы однозначно интерпретировать положения закона. Второй путь — в действительности четко ограничить круг плательщиков предпринимателями, если законодатель на самом деле придерживается такой точки зрения.
2. Критерий введения изменений в окружающую среду. В этом предписании речь идет о "квалифицированных" изменениях, которые являются отягощающими или негативными (ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды"). Часть 2 ст. 86 конкретизирует виды деятельности, за которые взимаются экологические платы, одно из них —введение загрязнения в воздух в процессе хозяйственной деятельности, результатом которой является внесение в окружающую среду. Закон содержит понятие "загрязнение воздуха" (ет.26), из которого следует, что обязанность платы возникает в случае, когда субъект в результате хозяйственной деятельности вносит в воздух твердые, жидкие и газообразные вещества в количествах, которые могут негативно повлиять на здоровье людей, климат, живую природу, недра, воды, или причинить иной вред окружающей среде. При этом обязанность внесения платы ограничена выбросами веществ, указанных в Исполнительном распоряжении Правительства о платах за хозяйственное использование окружающей среды от 30.12.97.Точный перевод этого термина с польского языка звучит как " введение загрязнений". В тексте реферата будут использоваться термины "введение загрязнений в воздух", "загрязнение воздуха", "загрязнение атмосферного воздуха", которые здесь идентичны. условия, которые должны быть одновременно выполнены, для возникновения основания взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха:
1. Хозяйственное использование окружающей среды, причем вызывающее "введение изменений". По мнению авторов, нежелательно расширительное толкование этого условия. В соответствии со ст. 2 Закона "О хозяйственной деятельности" от 23.12.1988 "хозяйственная деятельность— производственная, строительная, торговая деятельность в целях получения прибыли субъектом, осуществляющим ее". В данном конкретном случае
(установления платы за выбросы загрязняющих веществ в воздух) авторы выступают против критерия получения прибыли и вообще понятия хозяйственной деятельности. Критерий хозяйственной деятельности, по убеждению авторов, оправдан и необходим в случае взимания налогов, но совершенно не подходит для целей взимания экологических плат, так как практически невозможно установить, какая часть загрязнения, вводимого в воздух, является результатом хозяйственной деятельности, а какая — уставной, тем более что разрешение на предельно допустимую эмиссию вредных веществ получают даже те предприятия, которые не занимаются хозяйственной деятельностью. Авторы предлагают убрать из ч. 1 ст.86 Закона "Об охране окружающей среды" прилагательное "хозяйственный". Это позволило бы однозначно интерпретировать положения закона. Второй путь — в действительности четко ограничить круг плательщиков предпринимателями, если законодатель на самом деле придерживается такой точки зрения.

Обязанность платить не зависит от ранее принятого решения о допустимой эмиссии. Такое решение обычно принимается по заявлению субъекта, деятельность которого вызывает эмиссию тех веществ, которые определены в Распоряжении министра по охране окружающей среды, природным ресурсам и лесному делу от 28.04.98 (Список загрязняющих веществ и их предельно допустимых концентраций в воздухе). Авторы отмечают, что список веществ, за эмиссию которых необходимо вносить плату, существенно меньше. В ситуации, когда субъект обязан получить
разрешение на эмиссию вещества, за выброс которого полагается плата, но не имеет такого разрешения, ставки платы повышаются.
Размеры платы зависят от вида и количества эмитируемого вещества. Каждый субъект обязан сам исчислять и вносить плату на счета органов местного самоуправления до конца месяца, следующего за последним месяцем квартала. При расчете платежа субъект использует ставки, действующие на день природопользования (ст. 86 ч. 2 Закона). Если субъект уклоняется от внесения платы, то органы местного самоуправления рассчитывают размер платы по ставкам, действующим на день начала процедуры принудительного взыскания (ст. 86 ч.7), что по мнению авторов, является своеобразной санкцией.
К плате за введение загрязнений в воздух законодатель применяет институт давности (пять лет).
Конкретизация прав и обязанностей плательщиков содержится в Исполнительном распоряжении Правительства Польши от 30.12.97. Анализ Приложений№1-4 к указанному Распоряжению показывает, что: 1 ) распоряжение определяет виды веществ, за введение которых в атмосферу взимается плата; 2) оно определяет два способа начисления платы:
—с использованием индивидуальных ставок, если способы введения загрязнений не охватываются указанными в Приложениях № 2-4;
—по индивидуальным ставкам за введение загрязняющих веществ, как результат определенных действий.
Авторы считают целесообразным введение дифференциации ставок платы в случае снижения субъектом объема эмиссии, что сыграет стимулирующую роль.
В настоящее время по § 8 Распоряжения Правительства от 30.12.97, если размер платы за загрязнение атмосферного воздуха за весь год не превышает 1000 злотых, то возможно невзимание этой платы. Решение по делу имеет характер признания и принимается органами местного самоуправления. Определение величины платы, ниже которой возможно освобождение от обязанности внесения платежа, относится к компетенции Правительства. В случае позитивного решения органами местного самоуправления возникает обязанность вернуть уже перечисленную плату (так как она вносится ежеквартально) или зачесть ее в счет текущих или будущих платежей. Сроки подачи заявления об освобождении от обязанности платить: с 1 января по 31 января следующего за отчетным года. Иной вариант толкования положения о сроках дан в ст. 86 ч. 1 и ст. 110 ч. 5 —14 дней со дня истечения срока внесения платы за отчетный год (т.е. 14 февраля).

плательщиков, необходимо исходить из того, что ими являются не только автотранспортные предприятия, но и все предприятия, использующие автотранспорт в хозяйственной деятельности.
В заключение авторы отмечают, что главная цель экологических платежей, и в том числе платы за введение загрязнений в воздух (выбросы загрязняющих веществ в воздух), — мотивационная, поскольку финансовые средства, полученные от внесения платы, никогда не будут достаточными для нивелирования нанесенного вреда. Экологические платы должны быть инструментом превентивного, а не фискального или квазирепрессивного характера.
Комментарии
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ