Региональный аспект трансформации Польской экономики
В докладе, подготовленном сотрудниками Института исследований мировой экономики под руководством доктора философии Я. Шлахты (Польша), рассматриваются внешние и внутренние условия регионального развития и региональной политики, новые тенденции развития, приоритеты региональной политики в условиях экономической реформы.
Трансформация экономики бывших социалистических стран Восточной Европы в конце 80-х и начале 90-х годов происходила в изменившихся геополитических условиях. В Польше остро ощущается изменение ее геополитического положения в результате устранения прежнего деления Европы на военно-политические и экономические блоки.
Воссоединение Германии, распад бывшего Советского Союза, разделение Чехословакии на два независимых государства означали коренное изменение на границах Польши, глубоко изменили внешние условия для осуществления региональной политики. К этому следует добавить шаги в направлении присоединения Польши к Европейскому союзу (ЕС) и перспективы ее полного членства в этой организации в будущем.

После 1989 г. произошла трансформация экономической системы Польши, были заложены основы современной капиталистической экономики, которые необходимы для ускорения структурной перестройки и являются универсальными для отраслей и регионов. При этом выяснилась разная степень готовности отдельных районов к преобразованиям: выделились кризисные районы и развивающиеся районы. Первые находятся в условиях экономического и социального упадка. Помощь им со стороны государства, региональных и местных властей, национального и иностранного капитала практически отсутствует. Упадок принимает различные формы: доминирование сельского хозяйства с устаревшей аграрной структурой, преобладание устаревших отраслей промышленности, неразвитость сферы услуг и инфраструктуры, отсутствие условий для стимулирования местных и региональных инициатив и предпринимательства, чрезмерная концентрация однотипных экономических структур в данном ареале.
Кризисные процессы охватили в первую очередь регионы с сырьевыми отраслями и отсталым сельским хозяйством и регионы, где преобладают традиционные отрасли промышленности, использующие устаревшую технологию и испытывающие трудности с реализацией продукции на своих традиционных рынках сбыта. В другой группе районов созданы возможности для ускоренного эндогенного развития. Такие районы имеют необходимый внутренний потенциал для роста экономики, повышения жизненного уровня выше общенационального. Для них характерны относительно диверсифицированные в сравнении с другими районами экономические структуры, развитые сфера услуг и инфраструктура, наличие региональных и местных представительных слоев населения с высоким уровнем предпринимательской активности, высокая концентрация интеллектуального и профессионального потенциала, эффективное управление местными предприятиями.
В Польше быстро изменяется структура собственности, растет частный сектор: за 1989-1993 гг. число частных предприятий увеличилось с 846 тыс. до 1784 тыс., а занятость на них достигла в декабре 1993 г. 3,2 млн. человек. Большинство частных предприятий сосредоточено в воеводствах с крупными городскими центрами (примерно 19% в Варшавском и Катовицком воеводствах и 25% в шести других). На долю восьми воеводств страны приходится 53% занятых в частном секторе. Изменение собственности в государственном секторе — один из важнейших процессов, определяющих курс экономических преобразований: к концу 1993 г. форма собственности изменилась на 2521 государственном предприятии, что составило почти 30% от всех государственных предприятий. Однако этот процесс не имеет выраженного регионального характера, хотя и отмечаются значительные региональные различия в темпах роста занятости в частном секторе. Самые низкие темпы зарегистрированы в воеводствах, расположенных вдоль восточных границ Польши, самые высокие — в Катовицком воеводстве. В Варшавском воеводстве в частном секторе работали 41,7% занятых в несельскохозяйственном секторе экономики, Лодзинском — 40,8, Познаньском — 40,4, Гданьском — 38,2 и Быдгощском — 36%, тогда как на востоке его доля была менее 20% .
Хотя польская экономика находится на подъеме, приток иностранного капитала все еще незначителен в сравнении с потребностями (3 млрд. долл.) и ожиданиями (5 млрд. долл.) . Инвесторы заинтересованы преимущественно в инвестициях в предприятия, а не в районы их расположения. На март 1993 г. в стране действовало 16 355 совместных предприятий, большинство из них — это небольшие предприятия с капиталом менее 100 тыс. долл. .

До настоящего времени отмечается четкая региональная ориентация в размещении совместных предприятий: предпочтение отдается Большой Варшаве. На этот район приходилось почти 40% всего иностранного капитала, инвестированного в Польшу на 18 апреля 1994 г., и почти 40% всех совместных предприятий в стране, но при этом только 15% всех занятых на совместных предприятиях, что свидетельствует об их небольших размерах. В следующих по порядку шести воеводствах сосредоточено почти 40% капитала и 40% совместных предприятий, а в восьми восточных воеводствах — менее 30% совместных предприятий.
В ходе экономических реформ возникла необходимость оживления деятельности институтов по поддержке и стимулированию регионального развития и по созданию среды "делового окружения". Последнее должно влиять на решения об инвестициях и поведение компаний. Наличие "делового окружения" часто является предварительным условием для эффективного использования экономического потенциала региона, особенно с точки зрения иностранных инвестиций. Обычно "деловое окружение" включает банки, другие финансовые учреждения, агентства регионального развития и разного рода фонды, в том числе фонды социально-экономических инициатив, центры стимулирования предпринимательства, экономические общества и биржи, а также различные консультативные фирмы по оказанию услуг в сфере предпринимательской деятельности, маркетинга, бухгалтерского учета и менеджмента.
В новых условиях хозяйствования различия в уровне безработицы и развития частного сектора между отдельными районами Польши соответствуют пропорции 4:1. В отношении иностранных инвестиций и наличия институтов "делового окружения" региональные различия еще больше. По мере продвижения страны к рыночной экономике региональные различия устойчиво увеличиваются. Эта тенденция сохраняется вопреки тому факту, что Польша уже достигла уровня ВВП на душу населения, при котором условия рыночной экономики способствуют нормальному сокращению межрегиональных различий .
В заключение авторы определяют приоритеты региональной политики при осуществлении экономической реформы: сокращение быстро растущей безработицы, решение проблем пограничных регионов, приближение польских экономических стандартов к стандартам ЕС, осуществление структурной перестройки, учет роста региональных различий, обусловленных действием структурных факторов при сокращении значимости факторов делового цикла. Авторы рассматривают региональную политику как часть государственной макроэкономической политики.

В связи с конференцией ОЭСР по проблемам региональной политики, состоявшейся в апреле 1994 г. в Вене (Австрия), авторы считают необходимым ввести в список приоритетов следующие приоритеты, используемые в странах ОЭСР в конце 90-х годов: сокращение региональных различий, сокращение безработицы, стимулирование конкуренции, развитие инфраструктуры, учет последствий сокращения военных расходов, стимулирование НИОКР. Универсальный характер проблем регионального развития делает возможным обеспечение конструктивного диалога между заинтересованными лицами и использование опыта ОЭСР при выработке основных направлений региональной политики и определении ее инструментов.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ