Региональный аспект трансформации Польской экономики

В докладе, подготовленном сотрудниками Института исследований мировой экономики под руководством доктора философии Я. Шлахты (Польша), рассматриваются внешние и внутренние условия регио­нального развития и региональной политики, новые тенденции раз­вития, приоритеты региональной политики в условиях экономической реформы.
Трансформация экономики бывших социалистических стран Во­сточной Европы в конце 80-х и начале 90-х годов происходила в из­менившихся геополитических условиях. В Польше остро ощущается изменение ее геополитического положения в результате устранения прежнего деления Европы на военно-политические и экономические блоки.

Воссоединение Германии, распад бывшего Советского Союза, разделение Чехословакии на два независимых государства означали коренное изменение на границах Польши, глубоко изменили внешние условия для осуществления региональной политики. К этому следует добавить шаги в направлении присоединения Польши к Европейскому союзу (ЕС) и перспективы ее полного членства в этой организации в будущем. 

После 1989 г. произошла трансформация экономической системы Польши, были заложены основы современной капиталистической эко­номики, которые необходимы для ускорения структурной перестройки и являются универсальными для отраслей и регионов. При этом выяс­нилась разная степень готовности отдельных районов к преобразовани­ям: выделились кризисные районы и развивающиеся районы. Первые находятся в условиях экономического и социального упадка. Помощь им со стороны государства, региональных и местных властей, наци­онального и иностранного капитала практически отсутствует. Упа­док принимает различные формы: доминирование сельского хозяйства с устаревшей аграрной структурой, преобладание устаревших отра­слей промышленности, неразвитость сферы услуг и инфраструктуры, отсутствие условий для стимулирования местных и региональных ини­циатив и предпринимательства, чрезмерная концентрация однотип­ных экономических структур в данном ареале.
Кризисные процессы охватили в первую очередь регионы с сы­рьевыми отраслями и отсталым сельским хозяйством и регионы, где преобладают традиционные отрасли промышленности, использующие устаревшую технологию и испытывающие трудности с реализацией продукции на своих традиционных рынках сбыта. В другой группе районов созданы возможности для ускоренного эндогенного развития. Такие районы имеют необходимый внутренний потенциал для роста экономики, повышения жизненного уровня выше общенационального. Для них характерны относительно диверсифици­рованные в сравнении с другими районами экономические структу­ры, развитые сфера услуг и инфраструктура, наличие региональных и местных представительных слоев населения с высоким уровнем пред­принимательской активности, высокая концентрация интеллектуаль­ного и профессионального потенциала, эффективное управление мест­ными предприятиями.
В Польше быстро изменяется структура собственности, растет частный сектор: за 1989-1993 гг. число частных предприятий увели­чилось с 846 тыс. до 1784 тыс., а занятость на них достигла в декабре 1993 г. 3,2 млн. человек. Большинство частных предприятий сосредоточено в воеводствах с крупными городскими центрами (при­мерно 19% в Варшавском и Катовицком воеводствах и 25% в шести других). На долю восьми воеводств страны приходится 53% занятых в частном секторе.  Изменение собственности в государственном секторе — один из важнейших процессов, определяющих курс экономических преобразо­ваний: к концу 1993 г. форма собственности изменилась на 2521 го­сударственном предприятии, что составило почти 30% от всех госу­дарственных предприятий. Однако этот процесс не имеет выраженно­го регионального характера, хотя и отмечаются значительные регио­нальные различия в темпах роста занятости в частном секторе. Са­мые низкие темпы зарегистрированы в воеводствах, расположенных вдоль восточных границ Польши, самые высокие — в Катовицком во­еводстве. В Варшавском воеводстве в частном секторе работали 41,7% занятых в несельскохозяйственном секторе экономики, Лодзинском — 40,8, Познаньском — 40,4, Гданьском — 38,2 и Быдгощском — 36%, тогда как на востоке его доля была менее 20% .
Хотя польская экономика находится на подъеме, приток иностран­ного капитала все еще незначителен в сравнении с потребностями (3 млрд. долл.) и ожиданиями (5 млрд. долл.) . Инвесторы за­интересованы преимущественно в инвестициях в предприятия, а не в районы их расположения. На март 1993 г. в стране действовало 16 355 совместных предприятий, большинство из них — это небольшие пред­приятия с капиталом менее 100 тыс. долл. .

До настоящего времени отмечается четкая региональная ориента­ция в размещении совместных предприятий: предпочтение отдается Большой Варшаве. На этот район приходилось почти 40% всего ино­странного капитала, инвестированного в Польшу на 18 апреля 1994 г., и почти 40% всех совместных предприятий в стране, но при этом толь­ко 15% всех занятых на совместных предприятиях, что свидетельству­ет об их небольших размерах. В следующих по порядку шести вое­водствах сосредоточено почти 40% капитала и 40% совместных пред­приятий, а в восьми восточных воеводствах — менее 30% совместных предприятий.
В ходе экономических реформ возникла необходимость оживления деятельности институтов по поддержке и стимулированию региональ­ного развития и по созданию среды "делового окружения". Последнее должно влиять на решения об инвестициях и поведение компаний. На­личие "делового окружения" часто является предварительным усло­вием для эффективного использования экономического потенциала ре­гиона, особенно с точки зрения иностранных инвестиций. Обычно "деловое окружение" включает банки, другие финансовые учреждения, агентства регионального развития и разного рода фонды, в том числе фонды социально-экономических инициатив, центры сти­мулирования предпринимательства, экономические общества и биржи, а также различные консультативные фирмы по оказанию услуг в сфере предпринимательской деятельности, маркетинга, бухгалтерского уче­та и менеджмента.
В новых условиях хозяйствования различия в уровне безработицы и развития частного сектора между отдельными районами Польши соответствуют пропорции 4:1. В отношении иностранных инвестиций и наличия институтов "делового окружения" региональные различия еще больше. По мере продвижения страны к рыночной экономике ре­гиональные различия устойчиво увеличиваются. Эта тенденция сохра­няется вопреки тому факту, что Польша уже достигла уровня ВВП на душу населения, при котором условия рыночной экономики способству­ют нормальному сокращению межрегиональных различий .
В заключение авторы определяют приоритеты региональной поли­тики при осуществлении экономической реформы: сокращение быстро растущей безработицы, решение проблем пограничных регионов, при­ближение польских экономических стандартов к стандартам ЕС, осу­ществление структурной перестройки, учет роста региональных раз­личий, обусловленных действием структурных факторов при сокра­щении значимости факторов делового цикла. Авторы рассматривают региональную политику как часть государственной макроэкономиче­ской политики.

В связи с конференцией ОЭСР по проблемам региональной полити­ки, состоявшейся в апреле 1994 г. в Вене (Австрия), авторы считают необходимым ввести в список приоритетов следующие приоритеты, используемые в странах ОЭСР в конце 90-х годов: сокращение регио­нальных различий, сокращение безработицы, стимулирование конку­ренции, развитие инфраструктуры, учет последствий сокращения во­енных расходов, стимулирование НИОКР. Универсальный характер проблем регионального развития делает возможным обеспечение кон­структивного диалога между заинтересованными лицами и использо­вание опыта ОЭСР при выработке основных направлений региональ­ной политики и определении ее инструментов.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*