Специфика противоречий и конфликтов в период системной трансформации в Польше

Опыт первых лет системной трансформации в Польше показывает, что динамичные и глубокие изменения происходят прежде всего в политической и экономической сферах, значительно медленнее поддается преобразованиям сфера сознания. Несколько десятилетий существования структур и механизмов реального социализма в Польше сформировали специфическое общественное сознание. Трансформация этой сферы общественной жизни, связанной с уровнем образования, с устоявшимися взглядами, оценками и установками, нередко носит конфликтный характер. Специальные конфликты являются постоянным элементом общественной жизни, как в макро-, так и в микроструктурах. Эти и многие другие вопросы поможет разрешить Клинский институт охраны труда. Потребность выяснить сущность и роль социальных конфликтов в возникновении социально-экономических, политических, образовательных, психологических изменений в стране в период трансформации объединила представителей разных социальных участников научной конференции в Торуне (1994). Результатом этой конференции стала книга "Социальные конфликты в процессе системной трансформации", некоторые статьи которые рассмотрены в настоящем обзоре.

 

Готовность принять участие в социальном конфликте и быть в нем организатором, участником или хотя бы свидетелем проявляют люди, отождествляющие себя с делами, составляющими предмет спора. Они склонны сделать многое, чтобы достичь сформулированных вождями целей. Даже обычные участники конфликта в его ходе проникнуты особого рода настроением, в котором активность и отвага смешивается с моральной сверхчувствительностью и нетерпеливостью. Участники убеждены в существовании предоставленного им историей единственного шанса для совершения фундаментальных изменений в структуре социального мира. Эмоциональной ангажированности и мобилизации больших масс людей на сторону взбунтовавшихся сопутствует легкомысленное отношение к интеллектуальным и организационным возможностям той группы, которая до сих пор осуществляла власть и была стражем старой системы.
путем компромисса Представители польской элиты периода трансформации демонстрируют незнание причин и характерных черт конфликтных ситуаций, отсутствие навыков преодоления конфликтов, неумение принять социально правильные решения.
Период трансформации способствует возникновению экономических и финансовых афер. Растет также численность обычных преступников. Проводимая полицией и прокуратурой борьба с проявлениями социальной патологии в польских условиях не может быть оценена положительно, ибо участие в аферах касается также правоохранительных органов. Усиливается организованная преступность. Это несомненно связано с преобразованием производственных отношений и отношений собственности в период трансформации.

 

 

Острые формы конфликтов проявляются на предприятиях, как государственных, так и частных. Они касаются, прежде всего, вопросов зарплаты, гарантии занятости на частных предприятиях. Особенностью Польши является большая роль профсоюзов в организации забастовок, расширение сферы и круга участников конфликта путем вовлечения в конфликт членов правительства, парламентариев и даже президента.
К середине 1990-х годов введение рыночной экономики привело к тому, в общественном сознании стало доминировать дихотомическое разделение на бедных и богатых. Это типичная социальная классификация: рабочие, крестьяне и буржуазия или владельцы фабрик. Здесь как бы произошла адаптация прежнего разделения на рабочих, крестьян и интеллигенцию к новым условиям. Образование, профессия и характер труда или власти как критерий разделения назвали в сумме 16% респондентов, в то время как зажиточность — 74%.
Происходит все более заметная дифференциация мнений отдельных групп об уровне доходов. В период реального социализма доход играл незначительную роль в дифференциации общества, так как различия в доходах между отдельными группами были небольшие, и иерархия доходов не совпадала с иерархией, созданной другими факторами статуса. Сейчас растет единство факторов статуса, что означает, что группы расположены на данных местах в социальной иерархии в соответствии с несколькими чертами одновременно. Это приводит к растущему внутреннему единству и внутренней однородности групп и углубляет существующие межгрупповые различия.
Существующее восприятие конфликтов могло бы изменить новую социальную классификацию. Приватизация и связанная с ней занятость в государственном или в частном секторе постепенно становятся структурогенным фактором (например, делят интеллигенцию на так называемых юппи (yuppies) и бизнесменов с одной стороны и лиц, занятых в государственных учреждениях, с другой). Однако новое разделение еще не выкристаллизовалось, а социальная структура не сформировалась. Растет осознание социальных различий, но вновь возникающие классы и слои пока не замечаются. Кроме того, вновь создающиеся социальные группы еще не осознают специфики собственных интересов, поэтому старые групповые интересы сегодня еще сильнее новых. Так, исследования показывают, что лица, которые сегодня признают свою принадлежность к "Солидарности" или членство в ПОРП в 80-е годы спустя 15 лет отличаются особым взглядом как на экономические, так и на политические проблемы. Лица, принадлежавшие к "Солидарности" (как в 1980 г., так и сейчас), и сегодня настроены особенно антикоммунистически и имеют более эгалитарные экономические предпочтения. Бывшие члены ПОРП (как 15 лет назад так и сейчас) менее эгалитарны и вполне удовлетворены своей победой в 1993 г.
Таким образом, совершающаяся трансформация изменяет сущность упорядочения и функционирования экономической системы, что приводит к возникновению конфликтов.

Все согласны, что системная трансформация необходима для эффективного хозяйствования. Однако одобрение конкретных изменений обычно ограничено ситуацией, не нарушающей индивидуальных или групповых интересов. В противном случае возникают установки, тормозящие трансформационные процессы. Другой конфликтогенной сферой, возникшей из указанного изменения рациональности экономической системы, может быть воспринимаемая как патология прогрессирующая поляризация материального статуса членов общества. Это особенно касается случаев сравнительно быстрого обогащения немногочисленных индивидов в условиях пауперизации общества в целом. Эта сфера возникновения конфликтов представляется очень трудной для устранения, ибо она имеет в своей основе исключительно невыгодную материальную ситуацию и очень медленно изменяющееся общественное сознание. "Старое" сознание дает о себе знать снова и снова в течение всего периода трансформации. Одним из его проявлений можно назвать хотя бы то, что экономический успех индивида часто рассматривается как результат противоправной деятельности.
Ко второй группе конфликтов относятся процессы, связанные с управлением системной трансформаций. Речь идет о том, что основной пакет системных изменений должен проводиться с помощью административных решений, правильность которых часто бывает дискуссионной. Ключевыми вопросами в данном случае остаются: темпы трансформации, затраты на ее проведение и временная последовательность этапов, а также то, какие социальные группы примут на себя всю тяжесть происходящих изменений.
Конфликты, касающиеся названных проблем социальной трансформации, имеют прежде всего политический характер. Их разрешение зависит от конкретных решений законодательной и исполнительной власти, а следовательно от политической ориентации людей и групп, осуществляющих эту власть.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*