Фундаментальные исследования в промышленности Италии
Авторы - сотрудники Института науковедения и научной документации при Национальном исследовательском совете Италии. Характеризуя тему, заявленную в названии реферируемой статьи, они подчеркивают, что проблеме фундаментальных исследований в промышленных фирмах до сих пор не уделялось достаточного внимания. Как правило, предприятия, ориентированные на прибыль, не инвестируют свои средства, если не уверены в получении коммерчески значимых результатов.
Между тем история инноваций дает примеры того, как исследовательские проекты, считавшиеся фундаментальными, приводили к сугубо практическим результатам и, наоборот, фундаментальные знания иногда неожиданно возникали в ходе строго практических разработок. Тем не менее, подчеркивают авторы, решения о финансировании любых исследований, и прежде всего фундаментальных, имеют высокую степень риска. Вложенные средства в случае неудачи нельзя вернуть, переместить на другие, более выгодные объекты. Вот почему, принимая такого рода решения, руководители компаний должны быть готовы к риску.

Приведенные соображения, на взгляд авторов, определяют круг фирм, чаще всего склонных к проведению фундаментальных исследований. Это могут быть крупные компании, которые имеют возможность вести параллельную разработку нескольких фундаментальных проектов. Аналогичную готовность проявляют и "агрессивные, рискованные" мелкие наукоемкие фирмы.
Если при всей рискованности вложений в фундаментальные ИР промышленность все же идет на такой риск, то возникает вопрос, почему она это делает. Экономисты предлагают различные ответы. Самый распространенный - исследователи, занимающиеся такими проектами, формируют "наблюдательную инстанцию" за прогрессом знаний во "внешнем" мире. Такой подход к фундаментальным исследованиям (ФИ) получил название "поглотительного".
Еще одно возможное объяснение склонности фирм к ФИ - такое явление наблюдается в отраслях, отличающихся тесной связью ФИ с прикладными разработками, например в электронике. Существует и предположение, что желание заниматься ФИ растет одновременно с ростом масштабов фирмы.
Для проверки выдвинутых объяснений итальянский Институт науковедения и научной документации при Национальном исследовательском совете организовал выборочное обследование деятельности в сфере ФИ, выполненной в 1994 г. группой из около 100 инновационных и наукоемких фирм. Выборка была составлена из базы данных названного Института, включающей 850 компаний, осуществляющих наиболее активные ИР.
Из 97 компаний, включенных в выборку, 46 объявили, что в 1994 г. они занимались ФИ. Вложения таких компаний в подобные ИР составили 250 млрд. лир. Тот факт, что эта сумма близка к показателю итальянской промышленности в целом (300 млрд. лир), авторы расценивают как представительность предложенной ими выборки. Показателем высокой наукоемкости отобранных для обследования фирм является и уровень их общих затрат на ИР - свыше 3,0 трлн. лир.
Первоочередной задачей обследователей стала проверка гипотезы о причинах склонности фирм к проведению ФИ. Респондентам предложили оценить значимость возможных причин по четырехбалльной шкале, где 4 балла означали высокую значимость, а ноль баллов -значение, которым можно пренебречь.
Самым значимым стимулом для вложений в ФИ оказались расчеты на прямые результаты от таких исследований. Результаты опроса подтвердили далее гипотезу о том, что большая часть промышленных ФИ выполняется в тех отраслях, где существует тесная связь между технологическим прогрессом и общим уровнем научных знаний. Так, 40% затрат на ФИ в 1994 г. было сделано в следующих отраслях: химической, фармацевтической, электротехнической и электронной, авиаракетной промышленности.
Обследование показало, что средние фирмы имеют ограниченные стимулы для вложений в ФИ. Во-первых, они не обладают возможностями для диверсификации своего производства, во-вторых, располагая все же достаточным человеческим и финансовым капиталом, они не могут себе позволить той степени риска, которая свойственна мелким наукоемким компаниям.
В собранной информации нашла подтверждение и гипотеза об исследовательской активности некоторых мелких фирм, готовых вложить высокую долю ресурсов в ФИ, поставив на карту "свое выживание". Большая часть обследованных фирм призналась, что, вкладывая средства в ФИ, они рассчитывают на решение собственных проблем прикладного коммерческого характера. Связь такого рода, однако, менее четко прослеживается в крупных компаниях. Возможно, полагают авторы, причина кроется в том, что таким предприятиям легче изыскать свободные ресурсы для будущей диверсификации, использовав, таким образом, ФИ в областях, далеких от текущей производственной деятельности.
Каковы средние сроки возможной окупаемости от вложений в ФИ? Анализ полученной информации показал, что чем больше фирма, тем длиннее указанные сроки. Так, фирмы с числом занятых до 100 человек ожидают подобной отдачи через 2,9 года, а для компаний с числом занятых 1 тыс. человек и выше этот показатель увеличивается до 6 лет.

Еще один аспект, интересовавший обследователей, касался причин, в силу которых специалисты компаний разной величины занимались ФИ. Респондентам предложили оценить такого рода причины по 4-балльной шкале. Всего идентифицировано три типа стимулов: заработная плата; относительная свобода в выборе тематики исследований; возможность использования новейшего научного оборудования. Оказалось, что преобладающий мотив в выборе ФИ в качестве сферы деятельности не свобода специализации (направлений ФИ), а возможность использования современного оборудования: средний балл для названных стимулов по всем фирмам - 1,68 и 2,47. Фактор заработка респонденты оценили в 1,40 балла.
Специальный раздел реферируемой статьи авторы посвятили сравнительной характеристике итальянского промышленного потенциала ИР с аналогичными показателями других развитых стран. Они отмечают, что по доле затрат на ИР в ВВП, по доле затрат на промышленные ИР в сумме добавленной стоимости и, наконец, по доле вложений в ФИ от ВВП Италия заметно отстает от других развитых стран.
Некоторые итальянские фирмы предпринимают усилия, направленные на то, чтобы сократить отставание по такому показателю, как вложения в ФИ. Однако, полагают авторы, пока эта задача слишком далека от своего решения. В чем причины отмеченного отставания? Авторы видят четыре фактора такого рода. Во-первых, итальянская промышленность по традиции специализировалась на "зрелой" продукции, приобретая соответствующие технологии за рубежом. Все это не стимулировало компании осуществлять серьезные финансовые вливания в ФИ. Во-вторых, для итальянских промышленников характерно "родовое" неприятие долгосрочных рискованных вложений, а как следствие - вложений в ФИ. В-третьих, объяснение следует искать в тех трудностях, которые создает финансовая и банковская система страны при решении вопросов о вложениях в долгосрочные проекты с высокой степенью риска. Получить соответствующие кредиты инновационной фирме весьма сложно "без солидных финансовых гарантий". В-четвертых, причины нынешнего отставания следует искать в "равнодушии итальянского общества по отношению к науке и ее использованию".
Что можно предпринять для решения проблемы промышленных ФИ? Авторы полагают, что следует сделать исключение из политики традиционного государственного невмешательства в "спонтанный рыночный механизм" и оказать поддержку промышленным ФИ. В этих целях могли бы быть использованы механизмы обмена специалистами между государственными и частнопромышленными структурами, которые практикуются в других развитых странах, в частности в США.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ