Первые Эвбейские колонии в Сицилии: Наксос, Катана и Леонтины

В истории греческой колонизации западного Средиземноморья первенствующая роль по праву принадлежит Эвбее. Уже в начале первой половине VIII века до н.э. эвбейские полисы Халкида и Эретрия выступили основателями Питекуссы и Кимы в Италии. Следующим шагом эвбейской колонизации в указанном регионе стало основание целого ряда поселений в Сицилии. В третьей четверти VIII века до н.э. халкидяне основали здесь свою первую колонию Наксос, а спустя всего лишь несколько лет к ней прибавились еще две Леонтины и Катана. Таким образом, за короткое время халкидяне сумели взять под контроль обширную территорию в северо-западной части Сицилии, богатую плодородными землями. Примечательные масштабы и темпы колонизационной деятельности халкидян в Сицилии, история возникновения каждой из указанных колоний, характер взаимоотношений колонистов и местного кульского населения все эти обстоятельства являются предметом научного интереса в отечественном и зарубежном антиковедении.

История появления первых греческих колоний в Сицилии представлена в сочинениях целого ряда античных авторов. Согласно Фукидиду, «из эллинов первые халкидяне из Эвбеи, приплывшие с ойкистом Фуклом, основали Наксос и воздвигли алтарь Аполлона Архагета» (Thuc. VI, 3, 1). Страбон, следуя Эфору, также называет Наксос, наряду с Мегарой, первыми эллинскими полисами, основанными в Сицилии в десятом поколении после Троянской войны. Согласно его рассказу, афинянин Теокл, будучи занесенным в Сицилию ветрами, заметил крайнюю немногочисленность местного населения и превосходное качество земли. По возвращении домой он, оказавшись неспособным убедить афинян, взял множество халкидян с Эвбеи и некоторое количество ионийцев и дорийцев, бывших большей частью из Мегар, и отплыл (в Сицилию). Таким образом, халкидяне основали Наксос, а дорийцы Мегару, называемую прежде Гиблой (Strab. VI, 2, 2).
Данные Фукидида и Страбона дополняются свидетельствами ряда других авторов. Так, Гелланик, сообщая об основании полиса в Сицилии халкидянами и наксосцами во главе с халкидянином Теоклом, по всей видимости, имеет в виду именно Наксос (Hellan., fr. 82 Jacoby, I. P. 128). ПсевдоСкимн, опиравшийся, как и Страбон, на сочинение Эфора, также отмечает афинское происхождение Теокла и рассказывает, что тот возглавил отряд халкидян, к которому присоединились переселенцы ионийцы и дорийцы (PseudoScymnus, Ad Nic. reg. 272275).
Особое внимание в этой истории привлекает фигура Теоклаойкиста Наксоса. Согласно Страбону и Псевдо Скимну, он был афинянином. Сведения Фукидида на этот счет менее определенны. Он сообщает лишь, что основавшие Наксос халкидяне приплыли с ойкистом Фуклом. Большинство современных исследователей критически относятся к свидетельству Эфора об афинском происхождении Теокла. Разделяя эту позицию, отметим, что особенно показательной для нас в данном случае представляется позиция Фукидида, который не преминул бы упомянуть столь существенную в общем контексте его сочинения деталь, если бы она была ему известна. К тому же вся деятельность Теокла в Сицилии, в качестве ойкиста, указывает на то, что он последовательно и весьма успешно действовал в интересах именно халкидян.
Последнее обстоятельство проявилось в скором времени по прибытии в Сицилию смешанного отряда колонистов, которые, по Страбону Эфору, разделились и основали Наксос (халкидяне) и Мегару (дорийцы). Псевдо Скимн, также следуя Эфору, добавляет весьма любопытную подробность. Разделение отряда, прибывшего во главе с Теоклом, произошло изза вспыхнувшего раздора, вследствие чего халкидяне осно
вали Наксос, мегаряне Гиблу, а дорийцы поселились у Зефирия в Италии (PseudoScymnus. 276279). О причине разногласий автор умалчивает, однако очевидно, что исход упомянутого стасиса был на руку в первую очередь халкидянам. Они обосновались в месте, достаточно удобном для организации колонии и в то же время стратегически важном для последующей колонизации Сицилии. Прибывшие с Теоклом дорийцы и мегаряне не были допущены к участию в основании Наксоса. Более того, первые их них вообще вынуждены были отказаться от первоначального намерения обосноваться в Сицилии и отправились обратно. Мегаряне же, хотя и остались в Сицилии, однако, действуя в дальнейшем самостоятельно, сумели закрепиться лишь в местности, расположенной далеко к югу от Наксоса.
Весьма примечательно, что в своем движении на юг вдоль побережья острова они миновали самую плодородную область в восточной Сицилии долину р. Симеф. В то же время мегаряне не пошли и дальше туда, где на следующий год после основания Наксоса коринфяне во главе с Архием основали Сиракузы. Можно предположить, что их не пустили дальше именно сиракузяне, хотя трудно представить, чтобы последние уже в ближайшее после высадки на Ортигии время успели распространить свой контроль на территорию, расположенную за пределами этого острова. Поэтому более логичным будет предположить, что помехой, ограничивавшей мегарянам свободу выбора места для поселения, было то обстоятельство, что территория к югу от Тротила была занята сикулами во главе с сильным правителем Гиблом (Гиблоном), имевшим резиденцией Гиблу «Большую». Быть может, именно это обстоятельство и определило направление дальнейшего движения мегарян на запад, вглубь острова, вдоль возможной границы владений Гиблона к Леонтинам.
История основания Леонтин представлена в сочинениях Фукидида и Полиэна. По словам Фукидида, на пятом году после основания Сиракуз Фукл и халкидяне, отправившись из Наксоса, основали Леонтины, изгнав войной сикулов (Thuc. VI, 3, 3). Позднее к халкидянам присоединились прибывшие из Тротила мегаряне во главе с Ламисом. Однако после недолгого совместного проживания они были изгнаны и обосновались в Тапсе, где Ламис и скончался (Thuc. VI, 4, 12). Таким образом, начальная история Леонтин делится у Фукидида на два этапа: сначала халкидяне с Фуклом изгнали сикулов и основали колонию, а затем приняли к себе мегарян, изгнав их, впрочем, спустя короткое время. Весьма примечательно, что за пять лет до этого в подобной ситуации, согласно рассказу того же Фукидида, а также ПсевдоСкимна, Фукл (Теокл) отказал мегарянам, прибывшим вместе с ним в Сицилию и, возможно, тем же самым мегарянам в совместном основании Наксоса. Ответ на вопрос о том, что заставило Фукла изменить, хотя и на непродолжительное время, прежнюю политику и допустить мегарян в Леонтины, содержится, на наш взгляд, в рассказе Полиэна, соответствующий фрагмент которого мы приводим полностью, ввиду важности содержащейся в нем информации:
«Теокл, возглавив халкидян с Эвбеи, поселился в Леонтинах совместно с сикулами, которые обитали здесь ранее. Когда же Ламис, руководивший апойкией из Мегар, вознамерился направиться к Леонтинам, тот сказал, что не может изгнать проживающих с ними сикулов изза клятв, но откроет им ночью ворота с тем, чтобы они поступили с сикулами, как с врагами. Он открыл ворота, а вооруженные мегаряне, захватив агору и акрополь, изгнали сикулов. Те, захваченные врасплох безоружными, покинув город, бежали, а мегаряне поселились с халкидянами вместо сикулов.
Таким образом, халкидская колонизация Сицилии с самого начала носила организованный характер. Инициатором и организатором этого масштабного предприятия, объединившего, на первых порах, усилия не только халкидян, но и выходцев из ряда других полисов, по праву следует считать Теокла. Успешное начало указанному предприятию было положено основанием под его руководством Наксоса, который, в свою очередь, послужил плацдармом для дальнейшей колонизации обширного региона на северо-востоке Сицилии силами прибывающих из метрополии новых переселенцев.
На этом этапе важнейшей целью было заселение плодородной долины р. Симеф. Здесь Теокл выступил не только в роли общего координатора колонизационной деятельности переселенцев из метрополии, как это было при основании Катаны, но и лично руководил основанием Леонтин стратегически важного пункта, обозначившего южную границу халкидских владений в Сицилии.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*