«Аргонавтика» Аполлония Родосского и Великая Греция
Регион Великой Греции (Сицилия и Южная Италия), представлявший собой наиболее освоенную греками колониальную зону эллинской Ойкумены, был густо «населен» с точки зрения греческой мифологии. Здесь представлен практически весь спектр греческих богов и героев, мифологическая биография которых неоднозначна и часто имеет региональную вариативность. Не является исключением и весьма популярный в античности цикл о приключениях Аргонавтов.
Как известно, наиболее раннее, хотя и краткое, упоминание о походе греков в Колхиду к царю Эю и о похищении Медеи содержится в труде Геродота (I.2), однако наиболее полно весь цикл представлен в «Аргонавтике» Аполлония Родосского, кабинетного ученого первой половины III в. до н.э., в чьем распоряжении были все сокровища руководимой им Александрийской библиотеки, и прежде всего многочисленные труды по мифологической «истории».
Тимей написал несколько сочинений, важнейшее из которых — «История» в 38 книгах, — судя по объему и сохранившимся фрагментам, подробная и обстоятельная история с мифологических времен до 264 г. до н.э. При этом исторический подход Тимея, выходца из сицилийского города Тавромения, был обусловлен его патриотизмом: он сопоставлял историю Великой Греции с историей Эллады, всячески подчеркивая важность истории данного региона для греческого мира в целом (Polyb. XII, 26b, 45). Поэтому можно не сомневаться, что он уделил значительное внимание эпопее аргонавтов в родном ему регионе. Итак, из Понта аргонавты, поднявшись по реке Танаису до ее истоков, перетащили корабль к реке, текущей в Океан (омывавший, по представлениям древних, снаружи Ойкумену). Выйдя в Океан, они, следуя вдоль внешнего берега Ойкумены (обитаемого мира), возвращаются в Средиземноморье через Геракловы Столпы, и далее следуют вдоль побережья Иберии, Галлии, Этрурии (см. Diod. IV. 34; V. 20.12). Диодор, цитируя Тимея, представляет несколько мифологических «доказательств» появления аргонавтов на берегах Галлии и Этрурии, однако, к сожалению, опускает фрагмент об аргонавтах в Великой Греции (о наличии которого, учитывая исторический патриотизм Тимея, можно предполагать с большой долей уверенности), переходя сразу к прибытию их в Ливию. Однако данный сюжет достаточно подробно сохранился у Аполлония Родосского, опиравшегося, по всей видимости, на труды по мифологической истории региона, составленные в полисах Великой Греции3.
Центральным сюжетом плавания аргонавтов в данном регионе был их проход через Мессинский пролив, благодаря чему в поэме оказалась представлена мифологическая карта побережья Сицилии и Южной Италии: ведомые богиней Фетидой и посланными ею Нереидами, аргонавты благополучно преодолевают Сциллу, Харибду и Планкты, далее проплыв мимо горы — кузницы Гефеста и лугов Гелиоса, на которых паслись его стада, они направились к острову феаков (IV. 914975).
Остановимся прежде всего на входе в Пролив. Герои должны были пройти между двумя стоящими в море утесами, на одном из которых жила чудовище Сцилла, а на другом — чудовище Харибда. Харибда, дочь Посейдона, трижды в день всасывала в себя огромное количество воды, а потом выпускала ее обратно. Сцилла представляла собой чудовище с шестью собачьими головами и двенадцатью ногами. Своими головами Сцилла ловила моряков и поедала их (Hom. Od. XII.73126; 222259; Apollod. Epit. VII. 2022).
Причины появление данных образов — географические в широком смысле. В данном мифе отражены трудности природного характера, связанные с освоением данного региона. Как видим, даже в эту цивилизованную эпоху имеющиеся объективные природно-климатические сложности мореплавания в Проливе, прекрасно осознаваемые греками, все равно поддерживали живучесть мифов о морских чудовищах, живущих в водах Пролива. Эти мифы, являвшиеся рецепцией легенды о Сцилле и Харибде, отражают определенные природно-географические реалии.
Другое чудовище, Харибда, проживала у противоположного утеса, т.е. у мыса Пелориада на сицилийском побережье (ср. у Страбона: «На небольшом расстоянии перед городом [Мессаной] в Проливе показывают Харибду — страшную пучину, в которую обратные течения Пролива легко увлекают опрокинутые корабли...», — VI. 2.3). Фактически, Харибду можно и сегодня наблюдать, у мыса ди Фаро (древней Пелориады). В этом месте сталкиваются воды более теплого Тирренского моря и более холодного Ионического; кроме того, эти моря имеют разный уровень: уровень Ионического моря ниже, а Тирренского выше. Каждые 6 часов чередуются приливы и отливы. Прилив идет из Ионического моря в Тирренское, отлив — из Тирренского в Ионическое. Чередование этих приливов и отливов образует сильное течение и водовороты, особенно сильные в районе мыса, самом узком месте Пролива (3 км.), которые могли представлять вполне серьезную угрозу небольшим греческим кораблям. Кроме того, это сильное течение выбрасывает на берег много глубоководных рыб и растений, что также могло быть основой для легенд о морских чудищах, которые мы наблюдаем, например, у Павсания.
Что касается Планктов, то их существование также базируется на очевидных географических факторах, рассмотренных выше.
В заключении следует отметить, что история аргонавтов была довольно распространена в регионе Великой Греции. Различные эпизоды этого мифа представлены в произведениях искусства данного региона, и прежде всего на знаменитых краснофигурных кратерах V—IV вв. до н.э. из Южной Италии. Более того, данные сюжеты были столь распространены среди населения греческих полисов Италии, что уже во второй половине VII в. до н.э. частично были восприняты этрусками. Не обошел своим вниманием столь популярные сюжеты и один из крупнейших греческих лириков, творивший на рубеже VII/VI вв. до н.э. на Сицилии (в Гимере) — Стесихор: нам известна его поэма, посвященная погребальным играм по Пелию, от которой, к сожалению, сохранились лишь незначительные фрагменты. Подобная популярность мифа обусловила его разработку в трудах местных авторов по истории и географии региона, которые (один или несколько) были широко использованы при создании «Аргонав тики» Аполлонием Родосским.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ