Валютный курс:факторы, динамика, прогнозирование.

 

Финансирование временной нестабильности осуществляется в тех случаях, когда дефицит платежного баланса страны имеет временный или циклический характер и возникает под влиянием каких-либо предсказуемых факторов (например, сезонного поступления иностранной валюты). В этой ситуации кредитование дефицитов позволяет, не изменяя фиксированного курса, сбалансировать внешние платежи за счет государственного финансирования. Однако нередко бывает трудно определить причины и дальнейшее развитие дисбаланса. Если официальный валютный курс в длительной перспективе перестает соответствовать реальному, то для его поддержания требуются не только временные меры, но и глубокие изменения в экономической политике. Поэтому использование стратегии финансирования временной нестабильности возможно лишь при возникновении хорошо прогнозируемых временных колебаний платежного баланса.

 

Валютный контроль представляет собой жесткое контролирование со стороны государства всех сделок с другими государствами в целях распределения валютных ресурсов, направленного чаше всего на решение социальных задач. Теоретически необходимость использования валютного контроля не вызывает никаких сомнений, однако на практике подобная стратегия имеет ряд серьезных недостатков. Прежде всего, невозможно в полной мере учесть интересы всех участников экономических отношений и поэтому страна, придерживающаяся такой стратегии, неизбежно будет нести социальные издержки. Валютный контроль требует громоздкого механизма, что ослабляет эффективность самого контроля и вызывает большие финансовые потери. Эта стратегия эффективна в условиях стабильной экономики. Свободно плавающие курсы имеют две особенности. Во-первых, они приводят к высокой инфляции, в условиях которой правительству приходится либо бороться с ней, допуская рост безработицы, либо мириться с ней, проводя политику полной занятости. Во-вторых, если в условиях плавающих курсов на рынке будет проводиться спекулятивная игра, то колебания курсов могут достичь значительных размеров, что может вызвать экономический кризис.

Постоянно фиксированные курсы имеют то преимущество, что они позволяют сдерживать инфляцию и препятствовать дестабилизирующей спекуляции. Однако если официально поддерживаемый государством в течение длительного времени фиксированный курс не соответствует реальному курсу, то это приводит к возникновению кризисных ситуаций в экономике и многомиллиардным потерям.

При регулируемом плавании в процессе установления валютного курса на свободном рынке участвует Центральный банк, который сглаживает колебания курса. Основная проблема здесь состоит в том, что весьма сложно определить, является ли колебание валютного курса следствием изменения его движения или же оно вызвано временными причинами. Для получения точного результата требуется не только установление зависимостей между валютным курсом и факторами, его образующими, но и точный прогноз значений самих факторов за рассматриваемый период.

В ходе денежно-валютной реформы был установлен фиксированный курс немецкой марки по отношению к доллару США (3,33:1). В сентябре 1949 г. марка была девальвирована и ее курс к доллару был установлен в соотношении 4,2:1.  Свободное конвертирование немецкой марки для коммерческих операций вводилось постепенно на протяжении 10 лет после денежно-валютной реформы вплоть до 1958 г., когда марка стала полностью конвертируемой.

Так, при среднегодовой норме амортизации 12% процент ускоренной амортизации по акционерным обществам колебался от 15,4 до 18,2, а в отдельных отраслях промышленности он достигал 31,1% (электротехника) и выше.

В качестве средства ускорения темпов роста всей экономики было избрано жилищное строительство, финансирование которого в значительной мере осуществлялось за счет госбюджета. Частный предприниматель, вложивший капитал в строительство жилого дома, по окончании его строительства в течение 10 лет мог уменьшать свои облагаемые доходы на 12-16%, а также получал годовой абонемент на бассейны в одессе.

В целях кредитования хозяйства в ноябре 1948 г. был создан Кредитный банк восстановления, предоставлявший среднесрочные и долгосрочные займы, которые не могли предоставить другие кредитные учреждения. Основной капитал банка складывался из государственных средств и средств, полученных Западной Германией в виде иностранной помощи в рамках "плана Маршалла". Денежная эмиссия была сосредоточена в руках Банка немецких земель (с 1957 г. — Немецкого федерального банка), созданного в начале 1948 г. на базе бывшего Рейхсбанка.

 

Большую роль играло государство также в регулировании внешнеэкономических отношений ФРГ. Так, после реформы был отменен закон о поощрении экспорта и принят ряд мер по освобождению оборота товаров, платежей и капиталов от ограничений.  Авторы считают, что опыт ФРГ может быть использован и в России, поскольку между социально-экономическим положением Германии в 40-50-х годах и нынешним положением России есть много общего.

равнялось восьми, и на межбанковском рынке. По экспертным оценкам, на руках у населения находится от 7 млрд. до 15 млрд. долл. Часть иностранной валюты после совершения валютных сделок остается за рубежом. В 1994 г. эта сумма составляла 1-1,5 млрд. долл. ежемесячно. В то же время иностранные валютные инвестиции в экономику России незначительны и в первом полугодия 1994т. они составляли 278 млн. долл.

Валютные отношения России регламентируются законами РФ, указами Президента, указаниями и циркулярными письмами Банка России (ЦБР). Последний осуществляет валютную стратегию государства и основывает свою деятельность на собственных ресурсах.

Рассматривая различные варианты валютной стратегии с учетом ситуации на российском валютном рынке (свободно плавающие валютные курсы, регулируемое плавание, постоянно фиксированные курсы), авторы считают, что для России наиболее перспективным является смешанный вариант, сочетающий регулируемое плавание, при котором проводятся незначительные изменения валютных курсов, и применение корректирующих внутриэкономических мер по стабилизации экономики страны.

Эта группа включает факторы государственного регулирования (налоги, квоты, пошлины, лицензии, кредитная и эмиссионная политика, регулирование цен, законодательные методы и деятельность ЦБ) и структурные факторы (биржевая и банковская структуры, инфраструктура связи, сезонные факторы, направление внешнеэкономической деятельности).

Методы прогнозирования валютного курса можно условно подразделить на две группы: статистические методы, проводимые на основе количественного анализа, и методы экспертных оценок, которые проводятся на основе качественного анализа. Наиболее эффективной авторы считают аналитическую модель процесса формирования валютного курса, базирующуюся на гипотезе о Паритете покупательной способности, которая связывает цены внутри стран со стоимостью их национальных валют.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*