Растровый розыск преступников в Германии
В последние 30 лет в мире активно используется термин «информационное общество», отражающий объективную тенденцию нового витка эволюции цивилизации, когда информация становится одной из основных ценностей в жизни людей.
Однако бурный рост объемов информации не позволяет ее эффективно обрабатывать и анализировать старыми методами. Все более актуальной становится проблема оптимизации работы с информацией, повышения эффективности ее извлечения, обработки, хранения, передачи и дальнейшего использования. Внедрение автоматизированных средств обработки информации, прежде всего компьютеров, позволяет ее потребителям реализовывать накопленный информационный потенциал. Изложенное в полной мере относится к применению компьютеров и основанных на их использовании методов информационного обеспечения криминалистической деятельности. Специально для тех, кто хочет выглядеть нарядно и элегантно, компания « Русское Золото» предлагает

Первый опыт использования правоохранительными органами средств вычислительной техники в России (СССР) относился к середине 60-х годов прошлого века и использовался для ведения криминалистических учетов, обработки статистической информации о деятельности правоохранительных органов, а также для контроля за регистрацией и рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях.
В настоящее время в деятельности отечественных правоохранительных органов используются различные компьютерные системы, ориентированные на решение различных криминалистических задач в целях повышения эффективности раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Это касается не только традиционных АИПС, используемых в системе криминалистической регистрации, но и появившихся в последние десятилетия автоматизированных рабочих мест, банков и баз данных, методик расследования отдельных видов и групп преступлений. С помощью компьютерной техники не только рационализируются информационные процессы, но и внедряются компьютеризированные системы поддержки принятия следователями, экспертами, оперативными работниками, судьями соответствующих решений.
Вместе с тем, как обоснованно отмечается в литературе, методам информационно-аналитической работы в криминалистике, в том числе связанным с использованием компьютеров, по-прежнему в нашей стране уделяется недостаточно внимания. В этой связи важное значение приобретает изучение зарубежного опыта использования правоохранительными органами различных компьютерных технологий в практике борьбы с преступностью, в частности использования правоохранительными органами Германии так называемого растрового розыска (Rasterfahndung).
Растровый розыск входит в систему методов раскрытия преступлений, связанных с обработкой различных баз персональных данных. Наряду с растровым розыском к ним относится розыск в полицейских информационных системах; розыск в иных базах данных, формируемых в интересах уголовного преследования; «сетевой розыск», связанный с обработкой персонифицированных данных, собранных в ходе проверок людей на границе или в контрольных пунктах, и т.п.
При растровом розыске обработка широкого круга персональных информационных массивов государственных и негосударственных организаций (учреждений) осуществляется с учетом разрабатываемого правоохранительными органами в поисковых целях так называемого «профиля» (или поискового портрета предполагаемого преступника, криминалистической модели преступника и т.п.), представляющего собой набор типичных признаков преступников, совершающих данный вид преступлений.
В результате обработки этих баз данных с помощью специальной компьютерной программы из огромного массива проверяемых лиц выбираются те, которые соответствуют заявленному растру, исключая всех тех, кто не совпадает с поисковыми критериями. По итогам применения растрового метода остается достаточно большая группа людей, которые в той или иной мере соответствуют поисковым признакам потенциального подозреваемого. Их дальнейшая проверка на причастность к преступной деятельности осуществляется с использованием традиционных оперативно-разыскных и процессуальных действий (электронного наблюдения, опросов, допросов, обысков и т.д.).

Применение в Германии указанного метода с конца 60-х годов прошлого столетия связывается с именем Хорста Херольда - тогдашнего руководителя Федерального ведомства уголовной полиции. Х. Херольд обратил внимание на то, что традиционными криминалистическими способами все сложнее становилось выявлять и привлекать к ответственности членов организованных преступных формирований, прежде всего террористических. Большинство из них проживали в крупных городах, не привлекая к себе внимания со стороны окружения, поскольку вели себя в соответствии с ожиданиями соседей и полиции: своевременно оплачивали найм жилья, коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте и другие счета, были приветливы с соседями, использовали имеющие вид подлинных документы, изменяли внешность и т.п. «Нормальное», социально приспособленное поведение, не вызывающее к ним по внешним признакам никаких подозрений, позволяло террористам и их пособникам маскировать перед окружением свою причастность к преступной деятельности. К тому же правоохранительным органам все меньше приходилось рассчитывать на помощь со стороны жертв преступлений, которые чаще всего не могли сообщить какую-либо значимую информацию, способную привести к установлению личностей террористов. Настоятельно требовалась разработка новых методов раскрытия и расследования подобных преступлений.
Однако социально приспособленное поведение преступников все же не может полностью сделать их «незаметными» для правоохранительных органов, а в результате анализа различных массивов данных можно выявить признаки, типичные для лиц, причастных к преступной деятельности. Основная идея нового метода выявления преступников заключалась в нахождении четких признаков, проводящих различие между «нормальным» поведением добропорядочного гражданина и поведением преступников. Прежде всего это проявлялось в различного рода регистрационных отношениях, которые содержали возможность привлечения к гражданам повышенного внимания со стороны полиции или других правоохранительных органов, например, при регистрации (прописке) в полиции по месту жительства, обмене документов, открытии счетов в банке, приобретении на свое имя автомобиля и т.п., которых преступники старались в максимальной мере избегать.
Представления о «нормальности» поведения законопослушных граждан предлагали исследование различных баз данных (обязательной прописки, оплаты коммунальных и других услуг посредством банковских операций, обучения в различных учебных заведениях, регистрации в органах социального обеспечения, получения кредитов и т.д.), характеризовавших среднестатистического добропорядочного жителя, который не должен был попасть в «сети» уголовного преследования. Основная задача состояла в том, чтобы наиболее точно определить поисковые признаки разыскиваемых преступников. Чем более индивидуален был растр, тем больше непричастных лиц он исключал из дальнейшей проверки.
В условиях, когда терроризм приобрел характер одной из наибольших угроз внутренней и международной безопасности, реакция на его проявления требует комплексного характера. При разработке мер по борьбе с терроризмом в России, обеспечивающих соблюдение баланса между безопасностью и соблюдением демократический прав и свобод граждан, важное значение приобретает изучение соответствующего положительного опыта правоохранительных органов зарубежных демократических стран, к которому следует отнести и такой метод, используемый при выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении террористических преступлений, как растровый розыск террористов и их сообщников.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ