Полицейская организация Франции от свержения Якобинцев до крушения первой империи (1794-1814 гг.)
Первая половина рассматриваемого периода характеризовалась крайней социальной нестабильностью, которая выливалась в ожесточенную общественную борьбу, завершавшуюся частой сменой политических режимов. У власти попеременно сменились несколько группировок буржуазии, стремившихся приспособить государственный аппарат в целом и отдельные его звенья к удовлетворению собственных интересов. Естественно, что особое внимание правящих кругов уделялось полиции, являющейся, как известно, наиболее гибким, универсальным, действенным орудием подавления оппозиционных настроений.
Заключительный период существования термидорианского режима был ознаменован резким усилением опасности монархического переворота. 13 вандемьера III года (5 октября 1795 г.) вспыхнул открытый роялистский мятеж, и Конвент был вынужден искать поддержки слева. Были срочно сформированы три батальона «патриотов 1789 года». К подавлению мятежа были привлечены военачальники, известные своими республиканскими взглядами. Одним из таковых оказался бригадный генерал Наполеон Бонапарт, сыгравший самую активную роль в подавлении мятежа. В награду за это Н. Бонапарт был произведен в дивизионные генералы и вскоре был назначен главнокомандующим «внутренней армией Парижа» (то есть войсками столичного гарнизона).

На последнем этапе своего функционирования колебания термидорианского Конвента влево проявились в принятии ряда нормативных актов, специально касавшихся полиции. Декретом 19 вандемьера IV года (11 октября 1795 г.) назначение комиссаров полиции было изъято из рук Комитета общественной безопасности и вверено муниципальной администрации. Крупнейшие города (Париж, Лион, Марсель и Бордо) получили право иметь центральные бюро полиции. Это отдаленно напоминало мероприятия по демократизации полицейской системы, осуществленные в свое время якобинцами. Однако радикально изменившийся к тому времени состав муниципальной администрации коренным образом менял социальную сущность полицейской организации. Тем же актом 19 вандемьера упразднялся институт мировых должностных лиц (les officiers de paix), учрежденных декретом 29 сентября 1791 года. Впрочем, восемь месяцев спустя этот институт был вновь воссоздан Директорией.
Одним из последних актов термидорианского Конвента стал декрет 4 брюмера
IV года (26 октября 1795 г.) об амнистии «по всем делам, связанным с революцией».
Важнейшим мероприятием следующего политического режима — режима Директории, существовавшего во Франции с ноября 1795 по ноябрь 1799 г., явилось учреждение нового специализированного учреждения — Министерства общей полиции. Созданное декретом 12 нивоза IV года (2 января 1796 г.), это министерство сыграло исключительно важную роль во всей последующей истории полицейской организации Франции.

Настоящий гимн такой полиции, которая «создает граждан», звучит в двух циркулярах Ж. Фуше, изданных им в начале своей третьей магистратуры, 31 марта 1815 г., в период «Стадией». Некоторые исследователи склонны характеризовать эти документы в качестве «хартии либеральной полиции», хотя, по справедливому замечанию А. Бюис-сона, в них нет ничего принципиально нового по сравнению с прежними идеями. Делая особый упор на законности в деятельности полиции, Ж. Фуше подчеркивал, что последняя не должна выходить за рамки, очерченные правом: полиция «является светочем, но не представляет собою меч». Наблюдение не должно превышать нормы, диктуемой соображениями общественной безопасности; мелочное любопытство, равно как и предубеждение, не должно являться основанием для вмешательства в личную жизнь гражданина; пользование человеческими свободами и гражданскими правами не должно быть ущемлено, ибо «нет преступления, не предусмотренного законом». «Следует отринуть наступательную полицию, беспрерывно волнуемую подозрением, постоянно озабоченную и бурлящую, угрожающую без гарантий, терзающую без покровительства, и укрыться в рамках полиции либеральной и позитивной, именно такой наблюдающей полиции, которая, спокойная в своем движении, умеренная в своих исканиях, активная в своих преследованиях, иногда подавляющая, но всегда покровительствующая, следит за благополучием граждан, за трудом в индустрии, за покоем всех».
Во втором из указанных циркуляров превозносятся достоинства превентивной полиции, «которая наблюдает за всеми персонами без изъятия, как без жестокости, так и без слабости — единственная, которая обеспечивает безопасность и всеобщее единство».
Либерализм приведенных идей Ж. Фуше периода его третьей магистратуры не следует преувеличивать. Во многом дело объясняется чисто конъюнктурными соображениями: крайняя неустойчивость режима «Ста дней» заставляла правительство активно воздействовать на общественное мнение в поисках любых средств своей поддержки. К тому же в рассуждениях министра просматриваются очевидные противоречия: сильная, всеобъемлющая полиция, положившая в основу своей деятельности принцип превенции (второй циркуляр), никак не могла явиться идеалом законности, обрисованном в первом циркуляре. Самым же главным опровержением «либерализма» Ж. Фуше служила практическая деятельность возглавляемого им министерства, основанная на реальном попрании гражданских прав и свобод.
Вместе с тем Наполеон неоднократно подчеркивал, что к услугам полиции следует прибегать лишь в крайних случаях, а методы и приемы ее деятельности должны быть тщательно закрытыми от праздного любопытства толпы. «Полиция, — указывал он, — есть крайнее средство, которое не должно применяться в ходе обычной административной деятельности»; «искусство полиции — не видеть того, что видеть бесполезно»; «искусство полиции, в конечном счете, не в том, чтобы наказывать часто, а в том, чтобы наказывать сурово». Наполеон настоятельно рекомендовал Ж. Фуше поменьше информировать граждан о деятельности полицейских служб. Он полагал, что такие сообщения могут явиться своеобразной рекламой преступности: одним из побудительных мотивов преступной деятельности Наполеон всегда считал стремление к широкой (пусть даже скандальной) известности и популярности. Делайте свое дело без шума, поучал он своего министра; не следует воспевать удачи полиции как грандиозные победы — эти успехи должны рассматриваться как повседневная норма полицейской деятельности. Именно исходя из этих соображений Наполеон всегда самым категорическим образом возражал против организации политических процессов. Констатируя свое негативное отношение к «суду над заговорщиками», он пояснял: в
подобных процессах правительство всегда теряет больше, чем приобретает: при любом исходе дела заговорщик неизбежно приобретает ореол либо мученика, либо героя. Как известно, периоды Консульства и Первой империи были буквально насыщены многочисленными и чрезвычайно опасными для власти заговорами, но правительство успешно и энергично пресекало или подавляло их без применения каких бы то ни было юридических формальностей, а следовательно, без их широкой огласки в неофициальных или официальных каналах информации.
Охарактеризованные выше базовые принципы полицейской деятельности, сформулированные как в официальных документах, так и в эпистолярном наследии Наполеона и Ж. Фуше, явились теоретической основой структурной организации и практического функционирования центральных, региональных и муниципальных полицейских служб Франции начала XIX в., характеристика которых будет дана во второй части настоящей статьи.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ