ЕС и постсоветское пространство: новые горизонты делового партнерства.
В своем докладе президент LPK доктор Бронисловас Лубис напомнил, что LPK представляет собой крупнейшее и наиболее авторитетное профессиональное объединение предпринимателей Литвы и является как членом МКПП, так и членом Союза конфедераций промышленников и работодателей Европы (UNICE), местопребывание которого находится в Брюсселе, благодаря чему LPK принимает участие в процессе законотворчества Европейского союза. Членство в ЕС означает для Литвы, как и для других стран Балтии, большую политическую и экономическую стабильность, участие в общем европейском рынке, свободное продвижение товаров, капитала и людей, рост инвестиций и дополнительные средства, полученные из фондов ЕС.
Политика добрососедства Европы основывается на планах действий, которые составляются с учетом специфических особенностей каждой страны. К сожалению, деловая общественность недостаточно информирована о том, что происходит в высших политических кругах, с предпринимателями мало консультируются, их участие в проектах технической помощи, таких, например, как TACIS, значительно меньше, чем должно быть. Таким образом, интересы предпринимателей учитываются мало, хотя их объединения являются реально действующими элементами гражданского обще-ства и могут, и должны играть более значительную роль в формировании экономической политики Евросоюза. Тогда как политика добрососедства Европы, так и стратегическое партнерство будут более эффективно способствовать уменьшению до минимума риска нестабильности. Этот момент тем более актуален, так как большинство новых членов ЕС имеют границы со странами, которые участвуют в европейском процессе укрепления добрососедства и стратегического партнерства.
Литовские фирмы производят такие изделия как: камин,
Президент МКПП Виктор Глухих в своем докладе отметил, что на обширном пространстве от Западной Европы до Дальнего Востока циркулируют громадные объемы различных ресурсов, действуют разветвленные транспортные схемы, существуют, но при этом недостаточно используются широкие возможности для расширения торговли, инвестиций, инновационного обмена, производственной и научно-технической кооперации. В добавление к деятельности государственных органов по решению проблем, тормозящих экономическое взаимодействие, должен быть активно подключен потенциал общественных организаций, формирований гражданского общества.

Основными целями и задачами программы «Запад — Восток: интеграция и развитие» на перспективу являются как общественный анализ проблем, препятствующих экономическому сближению соседних стран, так и поиск эффективных путей их решения на основе прагматизма и использования международного опыта. В условиях глобализации экономики, интернационализации предпринимательства государство как инструмент управления перестает быть обязательным участником в экономических отношениях. Более того, современные темпы развития порой входят в про-тиворечие с неповоротливыми бюрократическими
структурами.
Напротив общественные и частные организации активнее проявляют востребованные сейчас гибкость, демократизм и творческий подход к делу. Их задачи в области формализованных отношений — это содействие созданию единого правового поля, включая тарифную политику, таможенные режимы, инвестиционное и трудовое законодательство, стандартизацию и сертификацию.
На современном этапе наиболее значительными и пока трудно преодолимыми барьерами являются: разрыв в уровнях развития стран — участниц СНГ в целом; состояние экономики ряда государств, не имеющих уверенной положительной динамики; существенные различия в системах хозяйствования, принципах организации управления экономикой и ее реформирования.
В рамках сотрудничества ЕС — СНГ ключевое положение занимает Российская Федерация. Россия как трансконтинентальная держава заинтересована в создании реального и эффективного интеграционного ядра на пространстве СНГ, с одновременным дальнейшим расширением и углублением своего взаимодействия с Евросоюзом, являющимся основным экономическим партнером РФ. При этом особое значение как для России, так и для Балтии и ЕС приобретает Калининградская область.
Остро встает вопрос выбора перспективных направлений сотрудничества, его рациональной модели и формата, наполнения отношений всеми отраслевыми, инфраструктурными, социальными компонентами. Дальнейшее сотрудничество с партнерами на общем европейском «игровом поле» по единым нормам и правилам хозяйственной деятельности позволит минимизировать отрицательные последствия и в то же время получить в долгосрочной перспективе значительные преимущества в контактах государств СНГ с присоединившимися к ЕС странами и Европейским обществом в целом.
Министерством хозяйства разработана программа поощрения инвестиций, реализация которой направлена на поддержку проектов прямых иностранных инвестиций, на создание 7 промышленных парков в Литве. Приоритетное для Литвы направление — производство товаров и услуг, имеющих высокую добавленную стоимость. Министерство хозяйства рассчитывает, что для инвесторов из стран СНГ эта программа должна быть интересной и полезной. Не менее важная сфера сотрудничества между ЕС, Литвой и странами СНГ — энергетика. До сих пор энергетическая система Литвы интегрирована в энергетическую систему России, но теперь, будучи членами ЕС, Литва должна присоединиться к европейским сетям и развивать свою энергетическую систему в равной мере между Востоком и Западом. В докладе вице-президента МКПП Вячеслава Пшеничникова было подчеркнуто, что при создании конгресса определялась его роль как либеральная замена Совету экономической взаимопомощи — организации плановых экономик стран социалистического лагеря. Поэтому первоначально это было объединение пред-ставителей деловых кругов, в основном именно этих государств и стран бывшего СССР.
Директор Российско-Балтийского центра Института социологии РАН Ренальд Симонян проанализировал наиболее часто затрагиваемые проблемы. Первая, о которой здесь много говорили, — соседство, соседи, добрососедские отношения. Эти понятия были сквозными у всех выступающих. В советское время Прибалтика была важным для страны регионом — идеальной лабораторией, здесь постоянно опробовались новые методы хозяйст-вования, здесь был уникальный полигон для внедрения различных управленческих инноваций. Для СССР Прибалтика была также и витриной советской власти.
. В 2005 г. объем товарооборота между Европой и Азией превысил 1 триллион долларов. К сожалению, пока только небольшая часть грузов идет через Балтику. Следовательно, у региона есть огромный потенциал. Каждый дополнительный процент роста объема перевозок через Балтику — это 10 млрд. долларов. В этих условиях стоит сосредоточить внимание бизнеса не на внутренней конкуренции, а на внешней. Правительства некоторых стран и прежде всего Турции стали инициировать крупные международные проекты, предусматривающие транспортировку грузов в обход России и, следовательно, стран Балтии. И это касается не только нефтепроводов, но и всего комплекса мировой логистики и транспортных коммуникаций. Сегодня Россия наконец стала осознавать себя транзитной страной, а свою территорию как самый короткий путь из Юго-Восточной и Центральной Азии в Европу. Но пока прибыль за транзит невелика, в 2005 г.
около 35 млрд. долларов. Для сравнения: маленькая Дания получила в том же году 38 млрд. долларов. Взаимовыгодное сотрудничество — это еще одно сквозное понятие этой конференции. Балтийский регион располагает всем необходимым для этого здесь все есть. Надо только суметь договориться, наладить нормальные деловые связи. Страны Ганзейского союза в XIV—XV веках были самым процветающим регионом Европы. Возможен ли новый Ганзейский союз? Вполне, но для этого конфронтацию должна заменить кооперация.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ