Развитие ритейла в странах Центральной и Восточной Европы
Руководители конференции «Retail Summit» в своем приветствии участникам (президент Чешской конфедерации торговли и туризма Zdenek Juracka, декан факультета международных отношений экономического университета в Праге Dana Zadrazilova, руководитель Blue Events как основного партнера саммита Barbora Krasna) написали, что 16-летняя успешная история саммита накладывает на них огромные обязательства по подготовке программы и качественному проведению столь значительного мероприятия. Они подчеркнули, что насыщенная программа адресована тем, кто решил всеми силами сопротивляться падению и активно участвовать выработке совместных решений. Смеем заверить, что с поставленной задачей организаторы справились, т.к. результаты обработки анкет участников по завершении мероприятия показали следующее: объем информации на саммите 2010 г. был самым большим за последние 10 лет; саммит дал много энергии участникам и поднял их дух, которые так необходимы в наступившем сложном году.
А уровень участников (это показывает глубину и серьезность обсуждения проблем) был достаточно представительным. Помимо руководителей маркетинговых и консалтинговых компаний (наиболее авторитетны Andrej Babis, Tomas Sedlacek) в дискуссиях приняли участие Eduard Janota - министр финансов Чехии, Vladimir Tosovsky - министр промышленности и торговли Чехии и другие.
Поскольку авторы статьи уже принимали участие в саммите ранее, то приведем название тем докладов и рабочих секций в сравнении. Это позволяет не только раскрыть содержание столь значимого мероприятия, но и сделать уже первые выводы об изменениях в секторе ритейла. Следует отметить, что в отношении перевода термина «ритейл» нет единства (это и розничная продажа, и международная торговля, и деятельность в сфере обращения), поэтому мы в статье применяем его без перевода. Но в чем сходятся специалисты, так это в том, что «ритейл» - это обязательно сети (розничные сети).
Пленарное заседание
2007 г.Часть А. Тенденции в ритейле и сфере потребления.
Часть В. Лучшие решения в ритейле.
Часть С. Ритейл в странах Центральной и Восточной Европы.
2010 г.
Часть А. Развитие рынка ритейла и отношения между ключевыми игроками.
Часть В. Тенденции ритейла и спроса.
Часть С. Лучшие решения в ритейле.
Секции
Часть Д: Опыт международного бизнеса: продовольственный ритейл (Д1), непродовольственный ритейл (Д2), ритейл и СМИ (Д3), ритейл в индустрии моды (Д4).
Часть Е: Ритейл и нечестные практики (Е1), ритейл и закупщики (Е2), ритейл и магазины небольшого формата (Е3), ритейл и люди (Е4), ритейл и торговые центры (Е5).
Часть F: Ритейл и управление (F1), Ритейл и торговые центры (F2), ритейл и управление затратами (F3), ритейл: что ожидать (F4).
Тон дискуссии был задан сразу же на пленарном заседании. «Есть ли причины для оптимизма?» - именно так обозначил тему своего выступления президент Чешской конфедерации коммерции и туризма Zdenek Juracka. Ответ на этот вопрос он дал положительный, мотивируя его наличием таких факторов, как ответственность участников сектора ритейла, предпринимаемые усилия, активная позиция государства. Модератором заседания был известный тележурналист Jan Pokorny, и тут не обошлось без ноток юмора. Так, например, индекс Доу Джонса (Dow Jones Industrial) был продемонстрирован как «down», что в переводе обозначает «падение», а графики изменения значений показателей (например, занятости и безработицы), на которых отрезки роста сменялись падением, были представлены с подтекстом «рок-н-ролл (Rock качаться, трястись Roll - качение, откатываться)».
Достаточно образным было название и дискуссионной трибуны, завершившей первую часть пленарного заседания - «Как выпрыгнуть (bounce) со дна?». Несмотря на то, что обсуждение проходило в общей атмосфере «конечно, мы сможем», не все дискуссанты разделяли столь оптимистичный взгляд. Гость дискуссионной панели Еврокомиссар Европейского союза по коммерции господин Rainhardt Freiherr von Leoprechting посвятил свой доклад вызовам для сектора ритейла на уровне Европы.
В области формата магазина. При выборе формата магазина (Интернет, классический, франчайзинговый и т.д) как более предпочтительный был рекомендован микс, при этом выбор зависит от огромного количества факторов. Нужно все новое: новые интерактивные технологии, новое качество информации, новый вид магазина, его новое размещение (может быть это некие спецстудии). Нужно в целом менять организацию, оптимизировать логику, оперировать категорией «полная продажа». В разных странах соотношение долей классической и Интернет-торговли разное. Дискуссанты призвали сравнивать не цены на товар при классической и Интернет-торговли, а исходить из преимуществ, комфорта для клиента.
В области изменений в поведении потребителей и их ожиданий. Сегодня наблюдается огромный спрос на обслуживание купленного товара - нужно развивать этот сегмент. Нельзя оставлять без внимания и стандартные каналы продвижения товара, т.к. отдельные группы покупателей остаются верны им.
В области принятия решения по покупке товара. В числе ключевых факторов, влияющих на принятие решения о покупке товара, были названы следующие:
- несмотря на возможности телевидения и Интернета продемонстрировать товар, есть категории покупателей, которые хотят видеть и потрогать товар, а значит, необходимо развивать классическую торговлю. Но именно качественно развивать, а не повторять существующий формат, необходимо свежее выражение товара;
- цена - это очень сложная категория, ее необходимо рассматривать в тандемах «цена + бренд», «цена + годность» и т.д.
В секции Е4 внимание всех участников привлекло выступление президента Европейской академии ритейла (European Retail Academy) проф. Б. Халлира, которое было посвящено Международной системе электронного обучения (e-learning) и ее сертификации.
Докладчик проинформировал о наличии трех проектов для сектора ритейла:
a) EuCoCo team - european commercial competence: базируется на принципах Болонского процесса; изначально проект был доступен на английском и немецком языках, сейчас на польском, турецком и румынском; разрабатывается особая система квалификаций для молодых специалистов ;
b) EUREMA - european retail management certification: базируется на образовательных уровнях профессионального и академического образования; рассматривается концепция непрерывного обучения трех «Л» - «LLL» (lifelong-learning);
c) EUCVOT - european competence centre for Vocational Training: принципы взаимодействия системы бакалавров и магистров, синхронизация национальных программ.
Итак, мы подошли к ключевому моменту - каков прогноз, чего же ждать ритейлерам в будущем? На наш взгляд, ответ каждый участник этого сектора должен сформулировать сам для себя самостоятельно (и в этом проявится его конкурентоспособность) исходя из продолжения предложенной Б. Халлиром эволюционной кривой . А суть этой спирали такая. Сегодня двигателем развития являются традиционные информационные технологии, но в будущем десятилетии все большее влияние будут оказывать новые трехмерные социальные сети на уровне конечного потребителя.
Эволюцию в ритейле Б. Халлир видит следующим образом: начальная точка это «место продаж» (супермаркеты, в которые превратились в 50 годы ХХ в. семейные лавочки после введение самообслуживания), затем - «место покупок», в настоящее время - «место дифференциации» (каждый магазин стремится стать уникальным в своем роде, предлагая новые услуги и товары). И, наконец, инновационной волной в будущем будет характеристика ритейла как «места общения или места потребителя», т.к. с помощью современных электронных средств коммуникации (YouTube, Facebook, Studi-eVZ, Xing, Linkedin и т.д.) потребители смогут оказывать огромное влияние на организацию розничной торговли и отдельные торговые точки. Спираль эволюции закручена так лихо (как вихрь), что профессор Бернд Халлир назвал ее торнадо.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ