Проблемы "неграждан" в Латвии
Вопросы формирования нового мирового порядка, выявления роли государств, группирующихся вокруг новых "центров силы" многополярного мира, вынужденных считаться в международных отношениях с односторонними действиями ведущей сверхдержавы, имеют чрезвычайно важное значение для России как влиятельной части мирового сообщества.
На протяжении последних полутора десятилетий, выстраивая отношения с бывшими союзными республиками, она постоянно сталкивается с проявлениями этнонационализма и предвзятости по отношению к русскоязычным бывшим советским гражданам.Особенно жесткие формы дискриминации данной категории населения стали практиковаться в прибалтийских государствах.Получив новый государственный статус после дезинтеграции СССР, Латвия, как и большинство других стран на постсоветском пространстве, стремилась самоутвердиться на мировой арене. Она заявляла о "латвийских национальных интересах", пыталась продемонстрировать "латышский стиль" политической культуры, стремясь в общеевропейское пространство, налаживая сотрудничество с северными странами на Балтике, включившись в единую систему безопасности стран НАТО.
Судя по конкретным внешнеполитическим шагам прибалтийского государства, идеалом для его лидеров оставалось государство-нация. Этот вопрос актуален и для других бывших советских республик, где, однако, понимают, что два столетия назад обособление этнических общностей было не только причинно-обусловленным, но и исторически прогрессивным явлением, так как процесс этнической консолидации начинался именно с обособления, когда обреталось собственное неповторимое, своеобразное бытие, происходило самоопределение в качестве самостоятельного социального субъекта, обладавшего этнической индивидуаль-ностью.
В условиях нового мирового порядка под влиянием глобализации произошла трансформация международных ценностей.Следует отметить, что современные этнократические тенденции в политической жизни Латвии могут быть отчасти объяснены неопытностью ее политической элиты. Она пошла по наиболее легкому пути обеспечения своей власти, избрав в качестве одного из приоритетов сферу, наиболее эмоционально чувствительную для латышей, как сравнительно малочисленной этнической группы.
А чем же занимается все это сборище неграждан? Гоняет машины, торгует запчастями, например,
Очевидно, что при анализе любой конкретной политической системы нельзя не учитывать этнокультурные особенности данного общества и степень их влияния на политическую систему.Поскольку никто лучше самих латышей не может понять их национальные чаяния, латвийское государство, как и любое другое, стремится поддержать так называемую "титульную нацию". Через воспитание и образование оно стремится создать систему помощи доминирующей в нем культуре, подвергающейся воздействию чуждых внешних культур. В то же время современная политическая практика доказывает, что внешние воздействия государству не страшны, когда у него есть продуманный механизм самосохранения нации и самовоспроизводства национальной культуры.
В настоящее время этнонационализм, как политическая программа моноэтнических государств, одерживает верх над другими идеями не только в Латвии.Это стало характерной чертой периода дезинтеграции целого ряда федеративных государств, и, отчасти, было простимулировано политикой "нацио-строительства", пропагандируемой западными странами.Сторонники этнонационализма вернулись к старой концепции, в очередной раз объявили нации разновидностью, высшим типом этнической общности, компактным этносоциальным организмом. Этот подход положен в основу легитимизации национальной государственности, когда этническая общность составляют базовую основу государства.Такой подход особенно опасен для современного государства, поскольку позволяет положить в основу современного полиэтнического государства ценности одного этноса, навязывая их остальным.Это ведет к тому, что этнический национализм становится объективно направленным против интеграции сообщества, разъединяет людей внутри страны. Он влечет неравенство для меньшинств, поскольку исключает их вклад в общую историю.
Коллективная историческая память этноса, как непременный компонент национального самосознания, выделяющий его среди других социальных образований, превращается в источник официальной истории. Представление о прошлом всей нации закрепляется в форме легенд и исторических стереотипов почти одновременно. Русские наравне с балтийскими народами участвовали в цивилизованном освоении современной территории Латвии и этногенезе ее населения.
Можно констатировать, что российская диаспора в Латвии формировалась в XVIII-XX вв. в результате как естественной, так и политически обусловленной экономической миграции населения внутри единого государства. Вплоть до дезинтеграции Советского Союза и обретения Латвией независимости здесь шел постепенный процесс увеличения доли русского населения. В конце 80-х годов Латвия по этому показателю стояла среди союзных республик, не считая РСФСР, на втором месте (после Казахстана). Провозглашение независимости прибалтийских стран способствовало тому, что численность населения коренной национальности, то есть лиц, имевших гражданство государств Прибалтики до 1940 г., и их прямых потомков, в Латвии и Эстонии стала сопоставима с численностью населения некоренных этнических групп.
Народные Фронты, выступавшие за демократические преобразования в Прибалтике в конце 80-х годов, добивались хозяйственной самостоятельности и языково-культурной автономии и выступали против дальнейшего вселения русских в Прибалтику. Мощное ускорение движениям прибалтийских народов дала дискуссия о правомочности аннексии их государств в 1940 г. Советским Союзом - дискуссия, в которой уже заключалось и из которой проистекало требование восстановления независимости прибалтийских стран.
Все прибалтийские республики до конца 1989 г. провозгласили суверенитет, что означало, как правило, установление политической и хозяйственной автономии и демонстративное, проводимое на уровне государственной политики, утверждение ценности собственного языка и культуры, как более высоких, по сравнению с русским языком, и советской многонациональной культурой. Национальные движения, охватившие в 88-90 годах почти все этнические группы Советского Союза, соединились с целым рядом других конфликтных течений, потенциал которых накапливался в течение долгого времени. Активно начало проявляться экологическое сознание, как способ защитить среду обитания своего этноса.С объявлением Латвийской Республикой независимости существенно ухудшилось социально-экономическое и политическое положение русских. С 1991 г., (после выхода Латвии из состава СССР) наблюдалось абсолютное и относительное сокращение численности русского населения, главной причиной которого являлся миграционный отток в Россию, пик которого пришелся на 1992-1993 ггЗапугивание Россией как "реальной угрозой" самому существованию Латвии стало оправданием всех просчетов во внутренней и внешней политике. Конфликтная ситуация внутри страны искусственно нагнеталась. В политических целях был использован вопрос о положении русского и русскоговорящего населения в Латвии. Сегодня русскоязычные в Латвии - это самая многочисленная после латышей община в республике.К ним можно отнести людей различного этнического происхождения. Российскую диаспору, прежде всего, объединяет общность языка и культуры, а также общие этнополитические интересы в современной Латвии, где их права подвергаются дискриминации.
15 октября 1991 г. парламент Латвийской Республики принял постановление "О восстановлении прав граждан Латвии и основных условиях натурализации". По нему гражданами были признаны лишь те, кто имел латвийское гражданство до 17 июня 1940 г. и их потомки.Таким образом, треть населения страны осталось без гражданства, то есть была лишена политических и социальных прав.
По данным Управления гражданства и миграции, на 1 января 2003 г., количество жителей Латвии, не имевших гражданства, составило свыше 536 тыс. чел., или 23% от всего населения. Больше половины из них - уроженцы республики. При этом большинством неграждан стало как раз русское и русскоязычное население.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ