Система организации практико-ориентированного высшего образования в западноевропейских странах
Высшие учебные заведения в Бельгии делятся на две категории: это университеты в классическом значении этого слова и hogeschool (в переводе с голландского - высшие школы), представляющие собой нечто среднее между техникумами и профессиональными институтами в советской системе образования. Ho- geschool - это все-таки высшие учебные заведения, но практически все они готовят только бакалавров и лишь по небольшому числу направлений специалистов или магистров.
Ориентированность на практику проходит красной нитью в обучении студентов высших школ. Подавляющее большинство курсовых проектов являются либо реальными задачами, предложенными предприятиями, либо осуществляются в рамках текущих проектов, ведущихся в учебном заведении. Что же касается тем выпускных работ, все они в обязательном порядке связаны с заказами предприятий. Такая система преследует сразу несколько целей: предприятия получают решения интересующих их задач, они находят себе потенциальных сотрудников, студенты получают практический опыт работы, студенты находят себе потенциальных работодателей, устанавливается тесное взаимодействие между учебными заведениями и производством.
Высшая школа в Бельгии получает недостаточное (около 10 %) финансирование со стороны государства, что вынуждает учебные заведения выполнять проекты на заказ. Так, казалось бы, недостаточная поддержка правительства усиливает практическую направленность высшего образования. При этом учебные заведения могут заниматься только проектами, связанными с их образовательной деятельностью, и существуют нормы распределения получаемых от них доходов, которые идут на развитие самого учебного заведения, на оплату труда сотрудников и т. п. Таким образом, исключается произвол, в результате которого в 90-е гг. многие российские вузы были превращены в бизнес-учреждения.
Единой системы взаимодействия высшей школы и работодателей в Бельгии не существует. Однако в каждом университете и в каждой высшей школе существуют открытые банки данных, в которых содержатся данные о студентах, о выполняемых ими выпускных проектах и тексты их работ. Эти банки данных через Web-интерфейс доступны любому пользователю извне, благодаря чему в Бельгии существует единое информационное пространство университет - работодатель, дающее возможность получить и студенту, и работодателю всю интересующую их информацию.
Большое внимание уделяется в Бельгии и поддержке инновационных проектов, особенно в медицине и сфере ИТ. При университетах существуют многочисленные центры - инкубаторы идей, которые не только разрабатывают перспективные проекты, но и организовывают курсы для представителей малого и среднего бизнеса, призванные помочь им внедрить достижения технического прогресса в их повседневную деятельность.
Таким образом, можно сказать, что в странах Евросоюза развитие сотрудничества между университетами и промышленными предприятиями основывается на понимании выгоды для каждой из сотрудничающих сторон, региона и страны в целом. Не имея специальных отделов и групп по организации взаимодействия с предприятиями, практико-ориентированное образование развивается и дает положительные результаты. На наш взгляд, важную роль здесь играют следующие факторы: профессиональность и практическая опытность преподавательского состава, грамотно организованная стажировка и поддержка на правительственном уровне.
В настоящее время в российских университетах студенты проходят стажировку в течение одного месяца, что явно не достаточно для выполнения серьезной работы, в которой может быть заинтересовано предприятие. Практика будет иметь смысл, если ее длительность будет не менее трех месяцев. Следует также известить предприятия о желании организации подобного взаимодействия и собрать интересующие их темы исследований, в рамках которых студенты могли бы выполнять курсовые или дипломные работы, результаты которых предприятия смогут использовать у себя в производстве. Очень большие и интересные проекты можно выставлять на участие в конкурсах, победителям которых даются гранты на разработку. Подобная схема, особенно на начальном этапе поможет минимизировать затраты и стимулировать сотрудничество между университетами и предприятиями в России. Корпоративные мероприятия – это один из самых значимых и ожидаемых событий любой современной компании. Профессиональные ведущие сделают ваш корпоратив ярким и запоминающимся!
Основными задачами таких университетов являются подготовка профессиональных специалистов и специалистов международного рынка. Колоссальную роль здесь играет связь с промышленностью, которая проявляется даже на этапе создания курсов, поскольку учебный процесс должен обязательно отвечать потребностям промышленности. Практическая направленность таких университетов поддерживается законодательством, которое устанавливает следующие задачи:
• образование на уровне бакалавриата и магистратуры;
• ведение научно-исследовательской деятельности и деятельности по развитию (эта деятельность отличается от деятельности классических университетов тем, что исследовательская идея должна исходить от потребителя);
• потребители должны быть в своем регионе;
• выполняемые проекты должны иметь непосредственное отношение к процессу обучения.
Университеты прикладных наук имеют три источника финансирования:
1) правительство (50 %),
2) деньги, заработанные университетом (10 %),
3) частные владельцы: муниципалитет, общины, предприятия (40 %).
К преподавателям и студентам университетов прикладных наук предъявляются особые требования. Для того чтобы получить должность преподавателя, кандидат должен иметь опыт работы по теме курса не менее трех лет. Поступить в магистратуру также можно только после трех лет стажа работы (чтобы студент был практически подготовлен).
На каждом факультете есть по одному ответственному представителю за связь с промышленностью, но занимаются этим вопросом (поиск новых предприятий, поддержание контактов и пр.) все, включая всех преподавателей, студентов, а также представителей промышленности, которые входят в правление университета. Например, в сфере информационных технологий Университет прикладных наук Савония города Куопио взаимодействует с порядка 20 компаниями, для которых выполняется по одному проекту в год, например, такие:
• Для пожарной службы разрабатывается комплекс определения с помощью датчиков местоположения любого движущегося объекта в здании при условиях низкой видимости и передачи этой информации на КПК пожарного отряда;
• Разрабатывается система дистанционного контроля за состоянием офиса (директор может проверять состояние своей фирмы из дома);
• Разработан сайт университетской метеолаборатории по анализу погоды.
В процессе обучения студенты также должны пройти стажировку на предприятии в течение 6 месяцев, которая может быть разделена на две части по 2 и 4 месяца. Фирмы присылают заявки на работы для выполнения (эти темы, как правило, являются дипломными работами для студентов), студент выбирает интересующую его тему и проходит стажировку на выбранном предприятии, собирая при этом материал и выполняя свою дипломную работу. Практически все предприятия оплачивают работу студентов.
Несмотря на то, что в этих университетах нет никакой специальной программы трудоустройства выпускников, 80 % выпускников сразу же по окончании университета трудоустраиваются. К этому есть несколько посылок:
• все студенты проходят стажировку на предприятии, и если фирма довольна, как студент выполнял работу, она, скорее всего, захочет взять его на постоянную работу по окончании университета;
• университеты прикладных наук готовят специалистов, разбирающихся не только в теоретической, но и в практической стороне вопроса, готовых для работы.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ