Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 2
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 2
Старый Рим ассоциировался с архитектурными памятниками Форума Versus и Палатина. Главным сооружением , визуализирующим «чувство приближения к классическому»,осознавался Колизей. Одним из первых отечественных пейзажистов , изобразивших древний амфитеатр,был Федор Матвеев (полотно «Вид Рима. Колизей» (1816)). Чуть позже римскую достопримечательность дважды запечатлел Сильвестр Щедрин (картины «Колизей» (1819) и «Вид Колизея» (1822)). Оба живописца оставили, в соответствии с установками классицизма, точные виды архитектурного сооружения. Перед художниками стояла задача достоверной фиксации обремененного памятью веков объекта, их пейзажи стали в России своеобразным «наглядным пособием» в помощь изучающим мировую историю.
В 1840—1842 гг. римские руины трижды писал Никанор Чернецов. В двух вариантах художник изобразил лишь небольшой фрагмент Колизея (1840). Третий вид амфитеатра — «Колизей в лунную ночь» (1842) — представляет собой новое прочтение античного памятника. Чернецов далек от живописного копирования объекта — «вида», он создает образ величественного сооружения, погружаясь в атмосферу далекого времени. Эмоциональное решение пейзажного сюжета — черта романтического художественного мировосприятия.
В начале 1880-х гг. по Италии путешествовал В. И. Суриков. Он написал серию акварелей, запечатлевших архитектурные памятники. Одна из лучших композиций посвящена Колизею. Античная постройка, занявшая всю поверхность листа, освещена мягким солнечным светом, ненавязчиво подчеркивающим красоту бело-розового камня. Найти

Второй архитектурно-пейзажный сюжет, олицетворяющий Новый Рим, связан с изображением собора Св. Петра. Главный католический храм мира, строившийся около трехсот лет, изображался совершенно иначе , чем Колизей. Античный амфитеатр был главным персонажем любой композиции, посвященной ему. Собор же почти всегда запечатлевался как доминирующая часть римской панорамы. Его купол, господствующий над городом , собирал архитектурный контекст воедино, являясь узнаваемым образно-содержательным кодом Вечного города, его «визитной карточкой».
Впервые таким увидел собор Сильвестр Щедрин. В его городском пейзаже «Новый Рим. Замок Святого Ангела» (1823) монументальная масса собора вырастает на заднем плане. Однако на фоне голубого облачного неба силуэт храма целен и четок. К нему стремится река , кварталы жилой и общественной застройки. Собор не просто архитектурный памятник, подобный руинированному Колизею, он включен в активную современную жизнь Рима.
Подобный взгляд на величественный католический храм был сохранен и в последующие периоды. В акварели «Собор Св. Петра в Риме» (1884) Суриков, не прельщаясь эффектной берниниевской колоннадой, избирая точку зрения экстерьера со стороны бокового крыла и показал знаменитое сооружение подчеркнуто просто, как часть большого современного города среди других римских зданий, обступивших с трех сторон архитектурного великана. Если собор и изображался в роли единственного персонажа композиции, то подчеркивать помпезность его главного фасада художники все же не спешили. Например, А. П. Остроумову-Лебедеву заинтересовал дворовый фасад постройки, изрезанный разной конфигурации окнами, уютный маленький дворик с небольшой чашей фонтана. Знакомый купол высится на втором плане, как отличительная деталь сооружения — «Рим. Вид на собор Св. Петра со двора» (1903).
Образ пригородов Рима непосредственно связан в отечественном художественном восприятии с образом самого Вечного города. Кампанья «первая открывает глаза путешественнику...», — писал П. П. Муратов, добавляя, что «истинный дух Рима не умрет до тех пор, пока вокруг него будет простираться эта легендарная страна». Одним из первых панораму «Вид Римской Кампаньи» запечатлел Ф. Матвеев. Написанный в традициях академического классицизма, пейзаж изображает далевые просторы погруженного в прошлое пространства. Среди живописцев, запечатлевших пригороды древнего города, были С. Щедрин, М. Воробьев, Ф. Бронников и др.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ