Моделирование процессов продаж билетов в авиакомпании на уровне рейса. Часть 1
Моделирование процессов продаж билетов в авиакомпании на уровне рейса. Часть 1
Воздушный транспорт является неотъемлемой составной частью мировой экономики. В условиях прогрессирующего международного разделения труда и роста международных экономических и культурных связей его значение для мирового хозяйства становится все более существенным. В России, с ее огромной территорией и удаленностью некоторых районов от политических и экономических центров страны, воздушный транспорт всегда играл особую роль. Он относится к числу наиболее динамически развивающихся отраслей. Активно идет процесс интеграции крупнейших авиакомпаний России в мировую индустрию авиаперевозок.
Авиационная отрасль функционирует в условиях ожесточенной конкуренции как между авиатранспортными предприятиями, так и между авиакомпаниями, с одной стороны, и транспортными фирмами различных видов транспорта — с другой.
Вследствие того, что авиатранспортный бизнес обладает низкой рентабельностью, авиакомпании стремятся к любому, даже весьма незначительному, улучшению показателей финансовых результатов их деятельности. Ситуация на современном рынке авиаперевозок требует от его участников применения всех доступных средств увеличения прибыли. В частности, любая авиакомпания стремится к максимизации доходов от продажи билетов. Одним из путей максимизации дохода в гражданской авиации является применение методов управления доходами (Revenue Management) — оптимизации продаж билетов на рейсы путем установления ограничений на количество доступных мест в различных ценовых классах. Управление доходами позволяет интенсивнее использовать имеющиеся у авиакомпаний ресурсы, тем самым увеличивая их прибыль. Автоматизация управления доходами существенно расширила возможности авиакомпаний в области ценообразования, оперативной работы с тарифами и классами бронирования, долгосрочного и текущего прогнозирования спроса и выставления более сбалансированного предложения.
Управление доходами в авиакомпаниях России находится в начале своего развития, в то время как зарубежные перевозчики применяют его методы с момента разработки: теория управления доходами как область исследования операций зародилась в 70-е годы прошлого века именно исходя из нужд авиации. Поэтому сегодня российские авиакомпании начинают активно использовать программные инструменты для составления оптимального расписания, ценообразования и управления доходами, в основе работы которых лежат различные математические модели.
При этом большинство небольших региональных авиакомпаний вообще не знакомо с практикой управления доходами или пытается применять некоторые методы в ручном режиме (без использования автоматизированных систем). Если крупные авиакомпании могут позволить себе приобретать относительно дорогие западные продукты, производящие оптимизацию продажи билетов на уровне сети маршрутов, то небольшим региональным авиакомпаниям необходимо начинать с оптимизации на уровне рейса, которая требует меньших вычислительных, а значит, и финансовых затрат. Поэтому важно понять, какие модели применительно к российской действительности наиболее результативны.
Деятельность авиакомпании в процессе управления доходами включает:
• сегментацию рынка и ценообразование — создание набора тарифов, отличающихся друг от друга ценой и набором правил применения. Эти тарифы объединяются в ценовые классы;
• сбор статистики пассажиропотока — история продаж авиабилетов в разных ценовых классах сохраняется в базе данных авиакомпании;
• прогнозирование спроса — определение параметров распределения спроса на ценовые классы и прогнозирование спроса на рейсы, вылетающие в будущем;
• определение сверхлимитной вместимости — определение оптимального количества продаваемых на рейсе мест. Это количество может быть больше, чем физическая емкость самолета, в расчете на неявки пассажиров к регистрации;
• оптимизацию распределения ресурса мест между ценовыми классами — расчет ограничений продаж по классам для удовлетворения спроса категорий покупателей, приносящих максимальный доход;
• организацию процесса продаж;
• регистрацию пассажиров на рейсы.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ