Зарубежные поездки как форма молодежного досуга. Часть 3
Зарубежные поездки как форма молодежного досуга. Часть 3
Организация свободного времени во многом зависела от материально-технической базы международных молодежных лагерей. Так, в Кавказском туристском лагере, организованном на базе дома отдыха «Волна» Министерства здравоохранения РСФСР в Лазаревском районе Краснодарского края, кроме пляжа, были танцевальная веранда и летний кинотеатр. В читальном зале библиотеки имелись подшивки центральных советских газет и журналов, художественная литература на русском и иностранных языках. Правда, все советские газеты и большинство журналов поступали с однодневным или двухдневным опозданием, а иностранной прессы не было вообще. Спортивный городок, по признанию руководства лагеря, не удовлетворял нужды отдыхающих. Чтобы не допустить на бесплатные просмотры население поселка Гурзуф, Ялтинский отдел кинофикации стремился ограничить лагерные киносеансы документальными фильмами, по крайней мере, до установки двухметрового забора вокруг киноплощадки. Представим себе на минуту ощущения иностранных туристов, отгороженных барьером. Данный процесс не менее интересен историй жизни
Стандартный «набор» для проведения досуга (пляж, спортигры, танцы, кино и посещение молодежного кафе за дополнительную плату) предлагал Азербайджанский лагерь «Гянджлик», а в Закарпатском лагере «Верховина» к середине 1960-х гг. не было ни теннисного корта, ни беседки для бильярда, ни даже навеса над летней эстрадой. Летом 1967 г. 5 специализированных групп иностранных туристов
(654 чел.) вместо организованной экскурсии на озеро Байкал были размещены в соседних деревнях без элементарных бытовых условий. Иркутское отделение «Спутника» не смогло обеспечить ни прогулочных катеров, ни лодок.

В Киеве, где для туристов был арендован ночной студенческий санаторий Киевского Политехнического института, на втором этаже в «ленинском уголке» на 50 чел. находились пианино, телевизор, шахматы, домино и шашки. В центральном парке работали летний кинотеатр, библиотека с летним читальным залом, павильон для игры в шахматы и шашки, танцплощадка, спортивные площадки и сооружения. По согласованию с дирекцией парка на все мероприятия, включая кино, концерты и танцы, туристы пропускались бесплатно.
В Сталинграде (Волгограде) иностранные туристы также посещали городской сад с аттракционами и танцплощадкой, отдельные группы — кино, спектакли и концерты. Например, в 1961 г. группа из Чехословакии побывала на концерте Закарпатского театра, а итальянские туристы — на концерте эстрадного оркестра Ташкентской филармонии. Ряду групп отказали в возможности искупаться в Волге.
Впрочем, гости нашей страны стремились совместить приятное с полезным. Например, поляки провозили с собой вещи (особенно женские) для реализации. Одна из групп по прибытию на Кавказ прямо у здания вокзала разложила вещи для продажи, не реагируя на замечания переводчика. Другая польская группа специально ездила из Кавказского лагеря в Сочи для продажи вещей в «скупочном магазине». Когда вещи не были приняты на реализацию, они продали их прямо у входа в магазин. В июне 1961 г. на квартире у гражданки Токаревой милицией были задержаны два польских туриста-продавца вещей. Из отчета за 1964 г. директора Армянского лагеря «Ласточка» С. Мурадова узнаем, что польский турист Б. Венатский занимался спекуляцией, для чего приобрел в магазине № 107 Спецпромторга фотоаппарат «Зенит», объектив и пленку. В Ленинграде польские туристы вместо знакомства с городом занимались торговлей и скупкой вещей. Так, 2 ноября 1960 г. народными дружинниками, дежурившими около гостиницы «Дружба», были задержаны 2 фарцовщика, купившие у поляков за 150 рублей поношенный пиджак. 16 сентября того же года в штаб народной дружины был приведен турист из Венгрии Лайош Пат, продавший русскому парню плащ за 100 рублей. Торговали вещами немецкие и финские туристы. За незаконную продажу долларов милиция задержала французского туриста Клода Ламбера. Другие французы просили избавить их от назойливых покупателей заграничных товаров.
В Кавказском лагере в сезон 1958 г. туристы были «предоставлены сами себе». Основным «увлечением» стали карты и выпивка. Руководители лагеря с этим быстро смирились и не запрещали «самодеятельность». В докладной записке секретаря ЦК ВЛКСМ Л. Балясной от 13 августа 1960 г. отмечалось, что в молодежном лагере в Сочи культурно-массовая и спортивная работа сведены к демонстрации кинофильмов и организации танцев, не было ни одного спортивного соревнования. Более того, теннисные ракетки и мячи вечером закрывались на замок. К 21-22 часам вся культурно-массовая работа в лагере прекращалась. Судя по Постановлению ЦК ВЛКСМ «О работе Бюро международного молодежного туризма при Комитете молодежных организаций», спустя три года после создания «Спутника» работа с интуристами организовывалась «примитивно». Вечерами в молодежных лагерях обычно играл джаз-оркестр, хотя к середине 1960-х гг. не все лагеря имели такую возможность. Чаще показывались старые и не самые лучшие советские и иностранные фильмы. Жаловались иностранцы и на отсутствие в лагерях кафе, на плохое оборудование пляжей, малочисленность лодок и пр.
Любые недостатки в организации культурно-массовой работы провоцировали иностранцев «идти в поисках культурных развлечений», особенно по вечерам, в т. ч. для веселого времяпровождения с «девицами», ищущими знакомства с иностранцами. Информсводки «Спутника» содержат сведения о пьянстве туристов из Франции и, особенно, из Финляндии. Справедливости ради стоит заметить, что в ряде случаев «купля-продажа» и «кутежи» устраивались не без участия советских туристов и гидов- переводчиков. Так, в Ленинграде в 1960 г. переводчик Васильева способствовала «вступлению туристов из Польши в сделку-продажу с советскими гражданами», а переводчик Широкова появилась на работу в пьяном виде. При анализе досуговой деятельности молодых иностранных туристов в СССР необходимо учитывать все многообразие факторов и, прежде всего, возрастные особенности гостей СССР, страну прибытия и цели тур поездки. Понятно, что проведение досуга меняется как по мере взросления, так и в зависимости от национальных и культурных традиций его организации, включая коллективные и индивидуальные формы. Свою роль при выборе формы досуга играл и образовательный уровень гостей нашей страны. Попытки выйти за рамки туристической программы могут быть расценены как некая форма протеста против непривычной для основной массы молодых туристов бюрократизации отдыха.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ