Оценивание транспортной доступности для целей организации предпринимательской деятельности по доставке туристов в удаленные дестинации. Часть 2
Оценивание транспортной доступности для целей организации предпринимательской деятельности по доставке туристов в удаленные дестинации. Часть 2
В странах, обладающих развитой транспортной инфраструктурой, выбор типа перевозки при посещении той или иной дестинации определяется главным образом величиной преодолеваемого расстояния, а также личными предпочтениями и материальными возможностями туриста.
Во многом обратная ситуация наблюдается в России. В нашей стране количество современных аэропортов, способных принимать большие пассажирские лайнеры, крайне невелико. Дорожная сеть в России также развита недостаточно, качество дорожного покрытия, как правило, невысокое. Система железнодорожного сообщения также не охватывает значительные территории Российской Федерации.
Таким образом, в условиях нашей страны выбор типа перевозок у предпринимателя, осуществляющего разработку турпродукта, может быть серьёзно ограничен, а иногда может сводиться и к единственному варианту.
В методическом плане наиболее удобным представляется сравнение транспортной доступности территорий, находящихся в одном регионе или районе. Как правило, новые туристско- рекреационные территории, находящиеся вне крупных городов, ориентированы на посещение приезжими туристами (из районного центра, центра региона, других крупных городов, иностранных государств) и мало используются местным населением. И так как районные и региональные центры практически всегда являются одновременно и магистральными транспортными узлами соответствующих административных образований (районов и областей, республик), то подавляющее большинство туристов, даже не проживающих в данных городах, для прибытия в соответствующую дестинацию будут вынуждены транзитом проехать через них или совершить пересадку. Отправиться на отдых в
Так, турист из Санкт-Петербурга, желающий посетить какой- либо туристический объект в Новгородской области, скорее всего, сначала должен будет прибыть в Новгород, а уже оттуда отправиться к намеченному пункту. Конечно, это не всегда верно. Так, если туристский объект расположен вдоль автотрассы Санкт-Петербург - Новгород, то турист, выехавший из Санкт-Петербурга на автобусе или автомобиле, естественно не будет продолжать движение: оказавшись в намеченном пункте, он не станет доезжать до Новгорода, тем самым сократив стоимость поездки и её длительность. Но туристы из большинства других регионов России, въезжающие в Новгородскую область по другим направлениям, лишены возможности уменьшить путь и будут вынуждены ехать через Новгород, а следовательно, основной поток туристов к указанному объекту будет проходить именно через этот город.
Поэтому методически верной представляется экономическая оценка и сравнение транспортной доступности территорий одного административного образования путём оценивания их транспортной доступности по отношению к центру этого административного образования.
Стоимости пассажирокилометра различных типов транспорта для расчёта произведений siai были приведены нами выше. Для расчёта параметра t (времени проводимого туристом в пути) необходимо знать среднюю скорость движения различных видов транспорта. С этой целью можно воспользоваться следующими данными.
Средняя скорость скорого пассажирского поезда в России составляет 55 км/ч. Скорость поезда «Сапсан» - 175 км/ч. Средняя скорость пассажирского лайнера - 900 км/ч. Следует учитывать, что при авиаперелётах около двух часов занимает регистрация, взлёт и посадка самолёта. Так полёт из Санкт-Петербурга в Москву при расстоянии между этими городами менее 700 км занимает, как правило, около трех часов.
Средняя скорость движения автобусов и автомобилей в России - 60 км/ч. Величина средней скорости может существенно варьироваться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от времени суток (день, ночь), времени года (зимой высока вероятность гололёда), качества дорожного покрытия. Для более точного определения времени поездки можно воспользоваться следующими данными. Средняя скорость движения по автомагистралям - 70 км/ч. Средняя скорость движения по прочим дорогам с твёрдым
покрытием - 60 км/ч. Средняя скорость движения по дорогам без твёрдого покрытия - 30 км/ч.
В качестве показателя d, как уже было сказано выше, используется средний доход туриста в расчёте за один час работы. Иначе говоря, это средний доход на душу населения страны за определённый срок, делённый на количество рабочих часов за тот же срок. При таком расчёте учитываются потери времени всех категорий туристов, выполняющих в обществе свои необходимые социальные функции (работающее население, домохозяйки, пенсионеры, школьники и студенты). Согласно И. Березину, члену Совета директоров исследовательского холдинга Romir, средний доход на душу населения в современной России составляет 10 500 руб. Учитывая, что количество рабочих часов за месяц составляет около 180, показатель d для российских туристов будет примерно равен 60 руб. Если же поток в дестинацию составят преимущественно туристы из развитых стран (Италия, Германия, Финляндия, США), где доход на душу населения выше в среднем в пять раз, то величина d также должна быть пропорционально увеличена в пять раз, до 300 руб.
О правомерности использования параметра d и коэффициента R в формуле говорит тот факт, что авиационный транспорт начинает доминировать в перевозках туристов именно при перемещении на расстояния свыше 500 км, что составляет приблизительно 8-9-часовой путь на автобусе или поезде. Иначе говоря, продолжительность поездки до места отдыха, превышающая продолжительность среднего рабочего дня, признаётся большинством туристов утомительной. Железнодорожные, а тем более автобусные поездки на расстояния, превышающие 1 000 км (что составляет свыше 16 ч пути при скорости автобуса 60 км/ч), считаются сверхутомительными и сравнительно редко используются в современном туризме. Именно этим фактором обусловлено введение в формулу коэффициента R и показателя d.
Таким образом, полные издержки туриста при его перемещении в место отдыха будут складываться из стоимости проезда одним или несколькими видами транспорта и стоимости времени, проведённого в пути туристом с учётом утомляемости при сверхдальних перемещениях. Для максимизации туристских потоков данный фактор должен тщательно оцениваться предпринимателем, работающим в сфере туризма.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ