Туристический и гостиничный бизнес: грани взаимодействия. Начало
Туристический и гостиничный бизнес: грани взаимодействия. Начало
Эволюция гостиничного дела напрямую связана с развитием туризма в том или ином регионе. Эту однозначную зависимость нетрудно проследить в самом понятии «туризм». Согласно определению, принятому в 1954 г. ООН, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. Согласно современному определению, «туризм — это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника».
Так или иначе, туризм предполагает перемещение в иную страну или местность, временное проживание за пределами собственного дома. Очевидно, что появление новых туристических направлений мгновенно приводит к строительству отелей, развитию гостиничной инфраструктуры в различных регионах планеты. Французское слово туризм (tourisme, от tour — прогулка, поездка) вошло в современный обиход сравнительно недавно, придя на смену понятию путешествие. В свою очередь «путешествие — передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями».

В глобальном мире, где политические, экономические и культурные связи между странами и регионами становятся все более тесными, туризм превратился в одну из важнейших отраслей мирового хозяйства. Туризм в современном понимании — массовый туризм — возник в середине XIX в., его историю принято отсчитывать с первой массовой поездки, организованной Томасом Куком в 1841 г. в Англии. Однако нельзя забывать, что с древнейших времен путешественники отправлялись в дорогу с познавательными, торговыми, военными, спортивными, религиозными и другими целями. Также к глубокой древности относится и появление первых предприятий гостеприимства, где путешествующим оказывались услуги питания и размещения.
В современной литературе принято различать четыре этапа развития туризма и становления гостиничной индустрии:
до начала XIX в. — предыстория туризма:
— Древний мир: формирование сети постоялых дворов на территории Римской империи, развитие системы караван-сараев на Востоке;
— Средневековье: распространение религиозных путешествий;
— Эпоха Великих географических открытий: зарождение предприятий гостеприимства;
начало XIX — начало XX в. (Первая мировая война) — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
период между двумя мировыми войнами — начало становления социального, массового туризма;
современный этап (после Второй мировой войны) — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма, оптимизация и совершенствование территориальной структуры, появление международных гостиничных сетей. Горящие
В Древней Греции еще в I тыс. до н. э. существовала налаженная система постоялых дворов. Большинство античных путешественников преследовали торговые цели, однако поездки, предпринимаемые с образовательными, религиозными и спортивными целями, постепенно приобретали все более широкое распространение, зарождался досуговый туризм. Гостиницы Римской империи располагались, как правило, в городах, на центральных дорогах и уже в то время классифицировались по уровню комфорта и перечню предоставляемых услуг.
В средние века туристическое движение было существенно менее активным. Появление множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой привело к созданию политических барьеров, да и сами путешествия были небезопасны. Большинство странствующих (священники, пилигримы, миссионеры и студенты) отправлялись в путь для распространения своих идей, взглядов и религиозных верований. В средневековой Европе основным местом для отдыха путников служили монастыри, где путешествующие могли рассчитывать на бесплатный кров и скудный пансион. В то же время все большее значение приобретали поездки политического характера, особенно предпринимаемые официальными посланниками глав государств для организации династических браков и альянсов, сохранения контроля над отдаленными владениями.
В эпоху Возрождения религиозные мотивы путешествий несколько ослабевают (хотя основные места паломничества — Иерусалим, Мекка, Рим — по-прежнему актуальны), все более популярными становятся образовательные и оздоровительные поездки. Путешествия в среде европейской элиты становятся модным и престижным времяпрепровождением, доступным лишь состоятельным слоям общества. В XVII-XVIII вв. строятся первые роскошные гостиницы, рассчитанные на представителей аристократических кругов, среди которых особой популярностью пользуются поездки на немецкие и швейцарские курорты, а также отдых на итальянской и французской Ривьере.

Изобретение парохода Фултоном в 1807 г. и паровоза Стефенсоном в 1814 г. сделали путешествия более массовыми, доступными для людей среднего класса. Благодаря этому в XIX в. понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современным представлениям: в 1863 г. Томас Кук открывает первую в мире туристическую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг — путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности. Ранее, в 1841 г., Кук организовал поездку 570 человек на квартальный съезд Общества трезвенников, секретарем которого он был избран единогласно. Пассажиры передвигались, стоя в открытых вагонах (что характерно для путешествий третьего класса того времени), по прибытии была предусмотрена культурная программа (танцы, игра в крикет, митинг в поддержку трезвого образа жизни) и питание (чай и сэндвичи). Рекламные плакаты и билеты распространялись заранее, путешествующих сопровождал духовой оркестр, а цену удалось сократить до одного шиллинга с каждого туриста. Кук пропагандировал интересное и активное использование свободного времени. Число желающих отправиться на экскурсии постоянно увеличивалось, что привело к открытию агентства по организации железнодорожных экскурсий Томаса Кука — прототипа первой туристической фирмы. Именно Кук придумал популярный рекламный лозунг того времени «Железные дороги — для миллионов!», заключив с управлением железных дорог контракт, предусматривавший скидки на массовые поездки. Кук отправлял группы английских туристов во многие города Европы, в Палестину (паломничество на Святую Землю), а позднее и в США. Дорожными чеками, придуманными Куком, до сих пор пользуются во всем мире, а знаменитая серия «Путеводители Томаса Кука» существует и по сей день.
Вдохновленные успехом Кука, многие английские дельцы открывают собственные бюро путешествий, отказываясь при этом от борьбы с пьянством и пропаганды здорового образа жизни. Вскоре появляются первые каталоги туристических поездок, спрос на услуги по организации путешествий неуклонно растет. Постепенно идея массовых туристических поездок распространяется по всей Европе, в первую очередь в наиболее быстро развивающихся странах. Так, в 1863 г. в Бреслау открылось первое в Германии бюро путешествий, «Райзебюро Штанген», которое заключило контракты с несколькими пароходными компаниями, активно рекламируя и продавая морские круизные поездки. В США появляются крупные туристические агентства (например, знаменитое “Ask Mr. Foster”), предоставляющие одновременно услуги и транспортировки, и размещения, что еще больше усиливает взаимозависимость между развитием туризма и гостиничным делом. В 1888 г. Гренель Фостер организовал агентство по организации туристических поездок в США. Согласно брошюре, выпущенной компанией, Фостер обязывался «спланировать Вашу поездку, заказать Вам билет, забронировать номер в отеле, место на пароходе, в автомобиле, на железной дороге — словом, везде, где Вам захочется». К XIX в. гостиничная индустрия США достигла относительно высокого уровня развития, что позволило ей сравниться, а затем и превзойти европейскую. Именно американцам принадлежит пальма первенства по созданию отеля с центральным отоплением, идея о парном размещении номеров, запуск в отеле лифта и многие другие новшества индустрии гостеприимства.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ