Позиционирование пляжно-купального отдыха и туризма в Приморском крае
Позиционирование пляжно-купального отдыха и туризма в Приморском крае
Эффективная структура предпринимательства в рамках регионального туристского комплекса должна создаваться на основе четкого и ясного позиционирования туристского продукта, ориентированного на конкретные группы потребителей. В настоящем работе мы предлагаем рассмотреть рынок внутреннего туризма Приморского края, который формируется на базе двух потоков: туристов из числа жителей края и российских туристов, прибывающих из соседних регионов страны. Создать на территории региона какой-либо новый вид туристского продукта крайне сложно. Гораздо легче это сделать, опираясь на сложившиеся предпринимательские структуры туристской сферы. Локомотивом развития туристского предпринимательства в Приморском крае призван стать пляжно-купальный туризм, так как он является наиболее массовым, хотя и сезонным. Количество туристов, прибывающих на побережье в последние годы, показывает высокие темпы роста. Вместе с ростом потока туристов на побережье ежегодно строится большое количество новых турбаз. Всё самое новое в сфере туризма и отдыха, вы сможете узнать на тустическом портале confifihotels.com. Также
В настоящее время можно сказать, что период полностью «диких» туристов (дотуристская фаза) уходит в прошлое. Если в период «дикого» туризма туристы сами могли справится с обеспечением своего проживания на побережье, то в настоящее время при увеличивающемся количестве прибывающих на отдых рекреантов, перед ними встает целый ряд новых проблем: снабжение питьевой водой, вывоз мусора, приготовление пищи и т.п. Поэтому появление предпринимательских структур вызвано спросом на отдельные виды услуг и вполне закономерно. С переходом к фазе индустриального туризма формируется система туристского предпринимательства, в рамках которой создается и функционирует большое количество разнообразных предпринимательских структур, предоставляющих специализированные сервисные услуги для приезжающих туристов.
В настоящее время освоение прибрежных территорий и пляжей носит стихийный характер, что уже сейчас имеет ряд негативных последствий, которые предстоит преодолевать в будущем. Предпринимательство, возникшее на базе эксплуатации ограниченного природного ресурса, далее не может развиваться стихийно. Функционирование и развитие предпринимательских структур, обслуживающих большие массы туристов, должно быть регулируемо и контролируемо со стороны государственных и общественных структур.
Хотя мы наблюдаем динамичное развитие пляжно-купального туризма, этот вид отдыха в Приморском крае мало изучен. Поэтому нами были предприняты исследования по оценке пространственного распределения туристов, использующих пляжно-купальный отдых на морском побережье Японского моря, которое формируется под воздействием ряда факторов. Кроме пространственных характеристик исследовались временные характеристики отдыха, транспортная составляющая, средства размещения и другие факторы. Они исследовались на фоне социально-демографического портрета респондентов. Необходимо было не просто зафиксировать факт пространственного распределения, но и понять причины, обусловившие его, что может помочь оценить перспективы развития туристских предпринимательских структур.
Для решения этой задачи был о организован мониторинг этого вида туризма. Начиная с 2003 года на кафедре Маркетинга и коммерции ВГУЭС по этому виду туризма на базе проведения массовых анкетных опросов был собран обширный статистический материал.
Основным источником данных для исследования пространственного распределения туристских потоков послужили данные анкетного опроса с анкетой «Исследование пляжно-купального отдыха». За весь период было собрано и введено в компьютер около 8 тысяч анкет. В опросе изучались две разновидности пляжно-купального отдыха, практикуемого жителями края, - без ночевок и с ночевками.
В результате исследований установлено, что неуклонно растет как количество жителей края, использующих этот вид отдыха, так и увеличивается количество жителей соседних регионов, совершающих поездки в Приморский край. Свыше 30% респондентов отмечают, что в последние годы они стали чаще посещать пляжи. Это связано с несколькими факторами: увеличилось количество личного автотранспорта, повысилась транспортная доступность пляжей (качество дорог), развивались туристские предпринимательские структуры в пляжных зонах.
Необходимо отметить тот факт, что до сих пор большинство людей не пользуется услугами средств размещения и для ночевок использует палатки. При этом учет туристских потоков крайне затруднен. Мобильность туристов и активность потребления туристского продукта на побережье зависит от используемых средств доставки к месту отдыха. Более 64 % туристов используют личный транспорт.
В связи с ухудшением экологической обстановки и загрязнением пляжей в пригородной прибрежной зоне краевого центра, все большее количество жителей края вынуждено осваивать новые зоны отдыха, часто испытывая дополнительные неудобства и неся при этом все большие временные и транспортные расходы.
При изучении пространственного распределения спроса на пляжно-купальный турпродукт были использованы три вопроса анкеты - два открытых по расположению или локализации места отдыха и один сложный вопрос с множественным выбором из списка наиболее популярных мест.
Первый открытый вопрос задавался с целью определения популярности пляжей в черте города Владивостока или в непосредственной близости к нему. При посещении таких пляжей, как правило, не используются средства размещения для ночевки.
Исследованию посещаемости пляжных зон, в которых отдыхающие остаются на ночлег, посвящены два вопроса анкеты. Есть такие зоны пляжного отдыха вблизи города, которые занимают промежуточное состояние. Они могут посещаться, как без ночевки, так и с ночевками. Для обработки открытых вопросов была использована операция типизации.
Популярность зон пляжно-купального отдыха (из списка) оценивалась с помощью вопроса относительно количества посещений за последние три года. Список наиболее популярных зон отдыха на побережье юга Приморского края был определен на первых этапах исследования в ходе проведения фокус-групп. Дальнейшие исследования подтвердили правильность выбора данного списка.
Для наглядности результатов были введены более крупные центры, поглатившие некоторые более мелкие. Доля ответов респондентов, указавших эти центры, составляет 83% от всех ссылок на зоны отдыха, которые указывали респонденты. Выделенные центры были разбиты на четыре группы по объему туристских потоков (частота встречаемости названия центра в ответах респондентов). В табл. 1 для каждого выделенного центра указано расстояние от города Владивостока до туристского центра.
Данные табл. 1 были представлены в виде схемы распределения потока туристов по расстоянию от краевого центра Приморского края - г. Владивостока, концентрические окружности на котором соответствуют различным расстояниям от г. Владивостока. Различные по мощности туристские потоки обозначены различной толщиной линии связи. Наибольшее количество туристов сосредоточено в зоне с расстоянием в 75км от г. Владивостока. С увеличением расстояния объем потока туристов снижается.
Таблица 1
Оценка предпочтений пляжно-купальных зон Приморскогокрая в высокий сезон
№ |
Центр пляжной зоны |
Объем потока туристов |
Расстояние в (км) |
Группа |
Тип линии |
1 |
п. Ливадия |
0,24 |
150 |
1 |
|
2 |
о. Русский |
0,23 |
75 |
1 |
|
3 |
б. Лазурная (Шамора) |
0,22 |
15 |
1 |
|
4 |
о. Попова |
0,05 |
150 |
2 |
|
5 |
п. Славянка |
0,05 |
190 |
2 |
|
6 |
б. Троица и б. Витязь |
0,05 |
230 |
2 |
|
7 |
б. Находка |
0,04 |
180 |
3 |
|
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ