Методы географических исследований
Методы географических исследований (сдо-геосервер)
В состав курса входят 2 раздела: "Методы физико-географических исследований", "Методы экономико-географических исследований"
В теоретической и методической подготовке студентов-географов видное место занимает курс «Методы географических» и как его составляющая «Методы физико-географических исследований». Знание основ этой дисциплины позволяет студентам овладеть навыками полевых и камеральных работ, необходимых им в дальнейшей деятельности.
Главная цель курса – изучение природных территориальных комплексов (ПТК), сформировавшихся в результате взаимосвязи и взаимодействия различных компонентов природы на определенной территории.
Основная задача курса – рассмотрение методов и приемов общенаучных комплексных физико-географических исследований ПТК.
Изучение теории и методологии комплексных физико-географических исследований начинается с ознакомления с фундаментальными научными понятиями. В связи с этим дается определение объекта, предмета и метода исследования, рассматривается система методов, используемая для всестороннего изучения ПТК.
Основное место в курсе отведено методам изучений пространственной структуры ПТК в подготовительный, полевой и камеральный периоды. При этом особое внимание уделено методике описания и картографирования ПТК, анализу содержания ландшафтных карт для научных и прикладных целей.
Изучение временной организации ПТК рассмотрено с позиций функционально-динамического и эволюционного направлений исследований. Показана роль ландшафтно-геохимического и ландшафтно-геофизических подходов в изучении функционирования ПТК. Раскрыто назначение, организация и содержание комплексных физико-географических стационарных исследований, использование полученных результатов для прогнозирования развития ПТК.
Курс предназначен для обучения студентов географических специальностей вузов. Он может быть только использован ими при подготовке курсовых и дипломных работ, прохождении учебной и производственных практик, в научно-исследовательской работе.
Проблемы взаимодействия и взаимовлияния природы и общества являются актуальными проблемами нашего времени. Комплексный гео-графический подход позволяет решать многие научные и хозяйственные задачи. С этой целью для студентов географических специальностей читается дисциплина «Методы географических исследований», задачей которой является обучить студентов методологии и методике комплексных геогра-фических исследований.
В процессе изучения методики и методологии экономико-географических исследований студенты изучат специфику объекта и методов исследований социально-экономической географии; характер, организацию и проведение экономико-географических исследований; последовательно ознакомятся с принципами и методами научного познания в социально-экономической географии; изучат уровни и масштабы экономико-географических исследований; овладеют методикой изучения территориальных социально-экономических систем разных типов и рангов; методикой изучения населения и трудовых ресурсов, как важнейших факторов развития территориальных социально-экономических систем.
Практические занятия и контролируемая самостоятельная работа (КСР) направлены на формирование и развитие знаний профессионально необходимых географу при проведении самостоятельных исследований территориальных социально-экономических систем разного типа и ранга, их научного анализа, на формирование умения работать с литературными, картографическими и статистическими материалами. Эти задания приведены в «Практикуме» по дисциплине.
Задания практикума направлены на самостоятельное изучение разнообразных вопросов, анализ и обобщение, проведение экономических расчетов, выработку навыков обосновывать свои суждения и выводы. Это должно способствовать сознательному, активному усвоению материала, формированию различных приемов мыслительной деятельности. Активная самостоятельная работа студентов достигается широким внедрением индивидуальных заданий, способствующих проявлению личных способностей и творческой инициативы.
Каждое занятие предполагает предварительную подготовку студентов путем изучения соответствующей темы по учебным пособиям. Ключевые вопросы каждой темы даны перед каждой темой практических занятий.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ