Авиация
Авиация
Первый аэроплан изобрели и подняли в воздух в декабре 1903г. американцы братья Вильбур и Орвил Райт, который смог продержаться в воздухе 39с. Авиаконструированием занимались и другие французы, которые стремились первыми взлететь в воздух. Первому это удается осуществить в 1906г. Сантосу-Дюмону, который поднимается в воздух на самолете своей конструкции и пролетает 70 м. Однако первое фотографирование с самолета все же было выполнено Вильбуром Райтом в 1909г.
В 1910г. в России С.А.Ульянин создал фотоаппарат для съемки с аэроплана. В 1913г. офицер русской армии В.Ф.Потте впервые изобрел и создал пленочный полуавтоматический аэрофотоаппарат для маршрутной и площадной съемки. Фотопленка из гибкого материала была создана в России в 1879г. И.В.Болдыревым.
Авиация начинает широко использоваться не только как транспортное средство, но и для проведения фотографирования и визуальных наблюдений. Быстрому развитию аэрофотосъемки способствует уже имеющаяся техническая база, которая была создана в период воздухоплавания. Широко начинают использоваться, многообъективные аэрофотоаппараты конструкции Ф.В.Дробышева, немецкой фирмы К.Цейс, которые отличались от панорамографов тем, что у них использовалась одна камера с несколькими объективами. Другим направлением в развитии аэрофотоаппаратостроения явилось и конструирование и создание широкоугольных и сверхширокоугольных камер, снабженных ортоскопическими объективами, позволяющими вести фототопографические работы. В СССР это направление возглавлял известный конструктор М.М. Русинов. Определенный вклад в конструирование фотоаппаратов внес белорусский фотограф Сизигмунд Сикорский, который в 30-е годы изобрел затворку для фотоаппарата.
Авиация начинает широко использоваться в научно-практических целях. В 1914г. русским летчиком И.И. Нагурским были выполнены аэровизуальные наблюдения в Арктике при поисках экспедиции Седова. В 1915г. уже по аэрофотоснимкам была составлена карта Мазурских болот. В 1919-1920гг. аэрофотосъемка использовалась во Франции при гидрографических работах, а в США и Канаде в лесном деле.
Становление гражданской аэрофотосъемки в России, которое происходило в 20-е годы, связано с именем М.Д. Бонч-Бруевича, которого по праву называют, дедушкой русской аэрофотосъемки. Автоматические аэрофотоаппараты, приобретенный опыт аэрофотосъемочного самолетовождения позволили сплошь покрывать аэрофотоснимками значительные территории. Одной из первых таких крупных работ была аэрофотосъемка марийских лесов с изготовлением по аэрофотоснимкам уточненных фотосхем.
Топографо-геодезическая служба приняла на вооружение аэрофотосъемку, для производства которой нужна ясная солнечная погода, не сразу, а лишь в 30-е годы. Сначала внедряется в картографическое производство комбинированная съемка (Н.М. Алексапольский, Г.Ф. Гапочко, 1930), при которой по аэрофотоснимкам составлялась только контурная часть, а затем и стереотопографическая съемка, предусматривающая и рисовку рельефа по стереопарам аэрофотоснимков путем трассирования горизонталей на оригинальном приборе-стереометре (Ф.В.Дробышев, 1934). Рассчитан и изготовлен широкоугольный ортоскопический с достаточной светосилой аэрофотосъемочной объектив (М.М.Русинов, 1935) упростивший задачу получения топографических аэрофотоснимков обширных территорий. Интенсивно развиваются теоретические вопросы аэрофототопографии (Л.М.Гольдман, Н.Г.Кель, М.Д.Кокшин, В.Я.Михайлов и др.).
Получают развитие спектрофотометрические исследования (Е.Л.Кринов, 1947). Химическая промышленность освоила выпуск цветофотографических материалов обеспечив производственное применение цветных и спектрозональных аэрофотоснимков.
Для сгущения опорной геодезической сети по аэрофотоснимкам разработан метод пространственного фототриангулирования, аналитический вариант которого предусматривал выполнение громоздких вычислений на ЭВМ еще первого поколения (А.Н.Лобанов, 1952).
Интенсивное применение аэрофотосъемки в различных отраслях науки и народного хозяйства потребовало создания целого рядя институтов и специализированных предприятий. В 1929г. в Ленинграде был организован научно-исследовательский институт аэросъемки, первым директором которого был А. Е.Ферсман. Позже на базе слияния институтов аэросъемки (Ленинград) и геодезии и картографии (Москва) был создан Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии. В 1939г. для координации аэрометодических работ при Отделении геолого-географических наук АН СССР была создана комиссия по применению аэрометодов, которую возглавил А.Е.Ферсман. В 1944г. комиссия была преобразована в Лабораторию аэрометодов АН СССР (ЛАЭМ), которую с 1947г. возглавил Н.Г.Келль. В ЛАЭМ проведены большие работы по развитию аэрофотографии, фотограмметрии и применению авиации в различных направлениях, связанных с геолого-географическим изучением Земли. В связи с широким применением аэрофотосъемки в различных областях народного хозяйства назревает необходимость создания специализированных предприятий, для координации работ по ее внедрению и использованию: «Сельхозаэросъемка» (1931г.), «Аэрогеология» (1946г.), «Леспроект» (1947г.)
В послевоенные годы аэрометоды начали широко внедряться в различных науках о Земле. Становилась все более очевидным их высокая эффективность. Кроме того, аэрометоды расширяют диапазон электромагнитного спектра для съемок, на 60-е годы приходится применение тепловой и радиолокационной съемок.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ