Техногенные рельефообразующие процессы

Техногенные рельефообразующие процессы

Заметная антропогенная трансформация поверхности Беларуси началась сравнительно недавно, но в наше время этот процесс уже достиг высокой стадии развития (Кадацкий, Лукашев, 1979; Марцинкевич, 1984; Матвеев, 1900; Матвеев, Левков, 1986). При анализе рельефообразующей роли человека выявляются два типа форм (Котлов, 1978; Мильков, 1973). Первый из них — природно-антропогенный — обусловлен влиянием людей на естественный ход природных процессов (рост оврагов, обвалы и осыпи, усиление суффозионных и карстовых просадок, плоскостной смыв, заболачивание, развевание песка и осушенного торфа, изменение конфигурации, озерных котловин и речных русл, селеоб-разование и т. п.). Появление форм второго типа полностью связано с деятельностью человека, получивших название техноморф (Кадацкий, Лукашев, 1979), а их комплекс — техногенного рельефа. 
Отвалы, городища и курганы, за небольшим исключением, сравнительно изометричны. Самые крупные и распространенные из них — отвалы, формирующиеся при отработке полезных ископаемых. Их высота большей .частью не превышает 10-15 м, но может достигать 20-35, а иногда превышать эту величину (отвалы Солигорских калийных комбинатов более 100 м). Сохранившиеся до сих пор городища (свыше 1 тыс.) преимущественно имеют площадь 0,1-0,7 га. Они представляют собой преобразованные человеком высокие овражистые берега рек (мысовые городища), обособленные крутосклонные положительные формы рельефа (холмовые городища), локальные возвышенные участки среди болот (болотные городища). Превышение таких техноморф в основном предопределяется расчлененностью исходного рельефа. В комплекс городища обычно входят валы, рвы и т. п. На территории Беларуси зарегистрировано и более 6 тыс. курганных могильников (высота от нескольких дециметров до 10-20 м, диаметр от 3 до 100 м) и мемориальных курганов (высота до 15-35 м).


Одной из самых характерных отрицательных форм техногенного рельефа являются карьеры. В Беларуси лишь при разработке минеральных строительных материалов и других нерудных полезных ископаемых нарушено свыше 20 тыс. га поверхности территорий (Прокопеня, 1982). Наиболее крупные карьеры расположены в окрестностях Гродно, Волковыска, Минска, Витебска, Кричева, Климовичей, Копыля, Микашевичей и др. Площадь выемок может превышать 100-200 га, а глубина достигать 15-40 м. Самым глубоким является карьер по добыче строительного камня у Микашевичей, который уже достиг примерно 100 м и в перспективе проникнет в недра до 200 м и охватит площадь почти 800 га. Котлованы по своим параметрам приближаются к мелким и средним карьерам.
В Беларуси созданы десятки водохранилищ и сотни прудов. К наиболее крупным из них относятся Вилейское (площадь 75 км2), Заславское (31,1 км2), Красно-слободское (23,6 км2), Солигорское (23,1 км2), Любанское (22,5 км2), Чигиринское (21,1 км2) водохранилища и др. Глубина этих водоемов у плотин достигает 5-8 м. В ближайшие два десятилетия количество водохранилищ возрастет почти на порядок (Лопух, 1983).
В республике широкое распространение получили мелиоративные сооружения и каналы. Их протяженность измеряется сотнями тысяч километров, а глубина составляет 1-3 м. Наиболее значительными каналами являются Днепровско-Бугский (110 км.), Огинский (50,5 км), Августовский (22 км на территории БССР), Березинский (8 км), а также Вилейско-Минская водная система, соединительный канал которой имеет длину 62 км. Отличные путевки в Тунис по самым лучшим ценам, вы сможете найти на сайте mtspb.ru

Дорожные выемки создаются с целью выполаживания продольного профиля современных автомобильных и железнодорожных трасс и часто стыкуются с насыпями. Отрицательные формы тяготеют к участкам сильно пересеченного рельефа Белорусской гряды и Поозерья, редко встречаются южнее. Обычно протяженность врезанных техноморф измеряется сотнями метров, а глубина не превышает 10-15 м.
Мульды оседания начали формироваться сравнительно недавно. Они появляются на площадях подземной разработки калийных солей Старобинского месторождения (Солигорский р-н), нефтяных залежей (Речицкий р-н), крупных водозаборов. Самые заметные из просадок установлены у Солигорска. Здесь ширина мульд достигает 0,1-0,3 км при глубине 1-3 м и более. Крутизна склонов приближается к 3-4°. На наиболее углубленных участках развиваются процессы заболачивания. Амплитуда оседания над эксплуатируемыми месторождениями нефти пока измеряется незначительными величинами, так как эти залежи сравнительно недавно разрабатываются, а скорость опускания (по данным повторных нивелировок) приближается к 10 мм/год (Стихарев, 1984).

Создание уплощенных поверхностей сопровождает вертикальную планировку и благоустройство местности. С этой целью производится срезание неровностей первичного рельефа, площадное повышение отметок за счет насыпных и намывных грунтов. Обычно такое повышение измеряется несколькими метрами, редко достигая 6-10 м. Оно чаще используется в условиях выровненного и заболоченного Белорусского Полесья при гражданском и промышленном строительстве. Характер созданных человеком форм рельефа в значительной степени предопределяется особенностями заселения и социально-экономического развития Белорусского региона (Иодо, 1983). До сих пор сохранились поздненеолитические выровненные площадки стоянок, небольшие отвалы кремнедобывающих шахт (Волковысский р-н). Значительно многочисленнее городища, возводившиеся с VII-V вв. до н. э. балтским и древнеславянским населением. При этом если для севера территории Беларуси, отличавшегося заметной расчлененностью рельефа, заболоченностью, обилием озер и густой сетью рек, были характерны сравнительно мелкие поселения, то для юга, выделявшегося равнинностью, заболоченностью, разреженной сетью рек и обширными, плохо проходимыми болотными массивами, характерны редкие, но более крупные поселения и обусловленные ими техноморфы.

К концу первого тысячелетия основными транспортными путями служили реки. Поэтому самые значительные древние города (Полоцк, Туров, Гродно, Витебск, Рогачев и др.) вырастали у крупных рек (Западная Двина, Днепр, Припять, Неман и др.), особенно у мест впадения притоков. Это вызывалось необходимостью строительства оборонительных сооружений, следы многих из которых сохранились до наших дней. Сухопутные пути того времени тяготели к водоразделам (в первую очередь Балтийско-Черноморскому), но на формирование техноморф они почти не влияли. Во время вхождения Беларуси в Литовское княжество (XIV—XVII вв.) внутренние связи по-прежнему оставались слабыми, города малонаселенными, что не способствовало развитию дорог. 
Учитывая важную роль человека в современном изменении земной поверхности, уникальные скорости, в значительной степени самостоятельный источник энергии этих процессов, своеобразие создаваемых ими форм рельефа, целесообразно антропогенный| морфогенез выделить в самостоятельный класс процессов и рассматривать его, как это предлагали А.И. Спиридонов (1982), Э.А. Лихачева с соавторами (1984) и некоторые другие специалисты, в качестве таксономически равнозначного экзогенному и эндогенному. В соответствии с этим при геоморфологических классификациях следует различать экзогенный, техногенный и эндогенный классы рельефа.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*