Рифовые массивы
Рифовые массивы
Рифами обычно называют массивные тела с крутыми или вертикальными склонами, выступающие или почти выступающие над поверхностью моря. Они могут иметь разный состав и происхождение. Рифы, остов которых образован колониальными рифостроящими организмами, называются биогенными. Именно они и будут рассмотрены в этой главе. С биогенными рифами и близкими к ним образованиями связаны некоторые термины, требующие разъяснения.
Ископаемая органогенная постройка — геологическое тело, образованное остатками животных (главным образом колониальных) и растительных организмов, захороненных преимущественно в прижизненном положении. Такие постройки служат основой для биогенных рифов.
Биогерм — массивная органогенная постройка, возвышающаяся над прилегающими одновозрастными отложениями иного литологического состава и превосходящая их по мощности.
Биостром — слоистая или массивная ископаемая органогенная постройка, почти не поднимающаяся над прилегающими одновозрастными отложениями иного состава. Форма биострома — линза или пласт. Его мощность почти равна мощности соседних синхронных слоев. Биостромы сложены большею частью остатками стелющихся колониальных организмов, в том числе водорослями. Нередко биостромы представляют собой ископаемые банки.
Банка — массивное тело плоской формы, выступающее над дном и часто незаметно с ним сливающееся. Банки могут иметь разное происхождение, в том числе органогенное (устричные банки). Глубина их образования может быть разной, банки биогенного происхождения большею частью располагаются неглубоко.
Из вышеприведенного определения следует, что рифы образуются в мелкой воде на глубинах, соответствующих литоральной и неритовой областям. Вместе с тем продукты разрушения биогенных рифов встречаются, начиная от поверхности моря до значительных глубин — вплоть до абиссальной области. Поэтому они принадлежат нескольким областям вертикальной зональности моря. Рифы широко распространены в ископаемом состоянии и с ними связаны важные месторождения полезных ископаемых.
Типы современных биогенных рифов и их распространение. Рифостроящими организмами в современную эпоху служат разные группы: кораллы, мшанки, водоросли, серпулы. В геологическом прошлом рифообразователями были, кроме того, археоциаты, строматопоры и вымершие группы водорослей. Самыми характерными рифообразователями современности являются мадрепоровые кораллы. Они широко развиты в теплых, а особенно в тропических морях, живут в мелкой и чистой воде при солености, почти не отклоняющейся от нормальной. Это определяет и распространение рифовых массивов на современном морском дне.
Известно четыре основных типа рифовых массивов.
Береговые рифы, тянущиеся вдоль берега на небольшом от него расстоянии и в мелкой воде. Таковы, например, многие рифы, расположенные вдоль берегов Красного моря.
2. Площадные рифы, занимающие обширные плоские пространства в мелком море. Примером служат обширные рифовые сооружения в морях Малайского архипелага, где они с давних времен служат причиной гибели судов.
3. Барьерные рифы, тянущиеся вдоль берегов и отходящие иногда от них на значительное расстояние (до 200 км). Между рифами и берегом могут быть глубины до нескольких сотен метров.
4. Атоллы, располагающиеся в открытом океане в виде изолированных островов. Глубина моря вокруг них может достигать тысяч метров.
Так как рифостроящие организмы живут в мелкой воде, барьерные рифы и атоллы образуются только в результате медленного опускания морского дна (или поднятия уровня воды в океане), которое происходило настолько медленно, что колонии успевали нарастать по мере опускания дна. Это впервые подробно объяснил Ч. Дарвин. Тектоническое опускание обеспечивает накопление рифовых комплексов значительной мощности. Современные рифы имеют мощность в сотни метров, а ископаемые иногда превосходят тысячу метров.
Состав и строение органогенных рифовых массивов. В крупных органогенных рифах можно выделить три основные части: остов рифа, его склон, обращенный к открытому морю, внутреннюю лагуну. Кроме того, к рифовому комплексу иногда примыкает глубоководная область.
Остов рифа представляет собой сложное образование. Прикрепленные колониальные организмы образуют скелет, или остов, на котором формируются своеобразные биоценозы. Особенно богат в них мир водных растений; они встречаются здесь в изобилии. Массами развиваются животные, питающиеся растениями, а также хищники, поедающие этих животных. Здесь поселяются известковые, зеленые, бурые и синезеленые водоросли, устрицы и другие двустворчатые моллюски, гастроподы, крупные донные фораминиферы, морские ежи и другие иглокожие, губки, крабы и другие ракообразные. Богато представлены черви и другие роющиеся в иле организмы, питающиеся гниющими органическими веществами. Около среднего уровня приливов развивается богатая флора мангровых зарослей. Во время максимальных приливов они затопляются водой почти до вершин. На самых высоких, выступающих над водой ветвях гнездятся птицы. На осушенных участках селится наземная фауна и флора: насекомые, позвоночные, растут пальмы. Животные и растения селятся не беспорядочно, а в соответствии с условиями обитания. Существует зональность биоценозов, связанная с высотой над уровнем моря. Выделяется зона, не затопляемая даже в самые высокие приливы (на них селится наземная фауна и флора); зона, периодически осушаемая при отливах (фауна обеднена, преобладают водоросли, а также сверлящие животные, прячущиеся в норках во время отливов или крепко закрывающие на это время створки раковины, как некоторые устрицы); зона, располо-женная ниже уровня максимальных отливов; жизнь в этой зоне особенно богата, местами идет образование химических осадков (известковых оолитовых песков).
На поверхности рифов, поднимающейся выше уровня моря, широко развиты разнообразные обломочные накопления, формирующиеся из выбрасываемых волнами обломков рифа, и иногда эоловые дюны из кораллового песка.
Внешний склон рифа. На нем особенно сильно сказывается океанский прибой. Он отламывает большие куски от рифа, окатывает их и перетирает. Поэтому на внешнем склоне широко представлены разнообразные обломочные типы известняков — от нагромождения глыб, валунов, щебня и галечников до скоплений известкового песка и ила. Тонкий ил на внешнем склоне почти не осаждается, а выносится в более глубокие области, которых волны уже не достигают. Прибой нагромождает на внешнем краю рифа валы, достигающие иногда нескольких метров высоты над максимальным уровнем прилива. Между обломками и на них самих поселяется разнообразная фауна. Одни ее представители крепко прирастают к грунту и этим защищаются от прибоя (некоторые устрицы, баланусы), другие высверливают норки в валунах или прячутся между ними (крабы). Промежутки между обломочными накоплениями, особенно на глубинах 5— 10 м от уровня наибольших отливов, заняты пышными колониями кораллов, развивающимися здесь особенно интенсивно и дающими прирост до 5 см в год.
На рифах о. Хайнань в Южно-Китайском море обломочные накопления в десятки раз превосходят объем растущего рифа. Сходные соотношения характерны и для погребенной части этих рифов, тело которых состоит, по свидетельству В. П. Зенковича (1962), из скоплений смещенных глыб, вторично сцементированных мелкой коралловой крошкой.
Внутренняя лагуна располагается между рифом и берегом или внутри рифа. Ее осадки значительно отличаются от других осадков рифового комплекса. Хотя глубины образования этих осадков и незначительные, но сравнительно малая подвижность воды, защищенной от открытого океана рифовым телом, обеспечивает возможность накопления здесь довольно тонких илов. Это главным образом известковые илы, иногда обогащенные глинистым материалом и даже содержащие глинистые и песчаные прослои, как принесенные с прилежащей суши, так и сброшенные в лагуну с разрушаемого прибоем рифа. Илы богаты органическими остатками. В лагуне встречаются колониальные поселения кораллов (правда, менее обильные и не такие разнообразные в видовом отношении, как в самом рифовом массиве), а также известковые водоросли (за исключением красных, для которых нужна очень подвижная вода). Для некоторых участков лагун характерны мангровые заросли.
Интересные соотношения состава и количества организмов разных групп в рифовом массиве и в окаймленной им бухте приводит М. Н. Хилл (Hill, 1963) для района Флориды на атлантическом побережье Северной Америки, причем состав организмов рифового комплекса там сильно обеднен по сравнению с коралловыми рифами Тихого и Индийского океанов. Сравнительному исследованию подверглись осадки фракции крупнее 7в мм в бухте и в рифовой зоне.
Приведенные в таблице данные показывают, что в составе рифогенного комплекса основной рифостроящий организм (в данном случае кораллы) отнюдь не преобладает в количествен* ном отношении. В бухте наблюдается общее обеднение состава по сравнению с самим рифом, в ней преобладают моллюски, уменьшается роль водорослей, исчезают кораллы.
Глубоководная область примыкает к коралловым рифам и расположена иногда в непосредственной к ним близости. Так, у Большого Барьерного рифа Австралии глубины в 2000 располагаются иногда на расстоянии всего в несколько километров от его внешнего края. Сходные соотношения характерны и для ряда других рифовых массивов. Океанский склон рифов часто крутой — 40—60°, а иногда и отвесный. Естественно, что на таких крутых склонах рыхлый обломочный материал удержаться не мо жет и накопление его идет только на океанском дне, где склон становится пологим. Там осаждается тонкий известковый материал, в изобилии образующийся при размыве рифа у поверхности. Господствующим в этой глубоководной области осадком оказывается тонкий известковый ил, в значительной мере обломочного происхождения. Накапливается он там в спокойной обстановке и может иметь тонкую горизонтальную слоистость. Органические остатки в нем представлены глубоководными формами или планктонными организмами. Такие илы внешней части рифовых построек могут доходить до абиссальной области, где они незаметно сливаются с глубоководными собственно пелагическими известковыми илами.
Происхождение органогенных рифовых массивов. Кораллы развиваются при нормальной или почти нормальной солености воды, средней годовой температуре не ниже 18° С (оптимально 23—25°С), на глубине до 50—60 м. Лучше всего они развиваются у нижней границы максимальных отливов на глубинах от 3 до 10 м в воде, лишенной значительной терригенной мути. Небольшая примесь терригенного материала им особого вреда не приносит, так как они могут движениями своих щупалец отгонять засоряющие воду частицы. В таких же примерно условиях среды развивались колониальные рифостроящие кораллы и в прошлом. Другие рифостроящие организмы, как известковые водоросли, мшанки, серпулы, менее требовательны в отношении солености и температуры. Они могут успешно развиваться и присолености, пониженной против океанической, и не требуют температур тропических морей.
Комментарии
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ