Государство

Государство

Основным элементом политической системы общества, его политической организации является государство. Сложность проблемы изучения государства предопределяет и многообразие подходов, теорий, концепций. Теория божественного происхождение государства. Государство рассматривается как раз и навсегда данный институт государственной власти, ниспосланный богом.

Патриархальная теория. Основоположник этой теории анг­лийский мыслитель XV111 в. Роберт Филмер считал, что государство предстваляет собой форму патриархальной власти, осуще­ствляемой в интересах всего народа. Само государство представляет собой результат механического объединения родов в племена, племен в объединения племен и так до государства. Верховный правитель осуществляет управление государством, как отец руководит большой семьей.

Теория «общественного договора» объясняет возникновение государственной  власти соглашением между людьми (Т.Гоббс, Дж.Локк,_Ж.-Ж.Руссо, Дж.Мильтон. Б.Спиноза, И.Кант, И.-Г. Фихте, Радищев). Государство - это результат договору заключенного между властелином и его подданными.

Теория насилия, получившая особое распространение в XIX в., исходит из того, что зарождение государственной власти начи­нается с деления общества на сильных и слабых. А само государство возникает в результате одноразового акта захвата государственной власти.

Марксистская теория происхождения государства основана на классовом подходе. Эволюция государства состояла в постепенном  обособлении осуществляющих власть институтов в определенные организации и учреждения, стоящие над обществом.

Оформившееся классовое деление общества привело к тому, что в силу обладания собственностью одна социальная группа могла навязывать свою волю другой. Тем самым сложились отношения «господства-подчинения», когда управление делами общества (а вернее государства) осуществляется в интересах экономически господствующего класса.  По мере развития общественных отношений из среды господствующего класса выделяется отдельный, становящийся над обществом слой, который занимается сугубо управлением, т.е. происходит полное отчуждение власти от народа.

Таким образом, формирование государства— это естественно-исторический процесс.

Для управления делами всего общества государство формирует государственный аппарат. Понятия государство и государственный аппарат нетождественны. Государственный аппарат — это часть государства, хотя и самая важная. Он не исчерпывает сущности государства. Будучи составным элементом государства, государственный аппарат имеет свою внутреннюю структуру:

1) органы государственного управления (исполнительные, законодательные, распорядительные; высшие, центральные, мест­ные; органы общей компетенции и специальные (отраслевые);

2) правоохранительные органы: правосудие, прокуратура, полиция, МВД, КГБ и т.д. (при диктаторском режиме — органы подавления, боевые отряды реакции и т.п.) и

3) контрольные, органы, осуществляющие конституционный контроль, экономический, финансовый и т.д.

B функционировании государственного аппарата важное значение имеет проблема разделения властей.

Государство характеризуют такие специфические признаки или основные сущностные черты:

1) наличие публичной власти, т.е. особой группы людей, за­нимающихся исключительно управлением общества и охраной его экономической и социальной структуры. Все это и есть государ­ственный аппарат;

2) взимание налогов с населения, необходимых: для содержа­ния государственного аппарата и формирования общенациональ­ного бюджета;

3) территориальное деление подданных взамен деления по кровнородственному признаку. Государство защищает интересы граждан от посягательств других государств и поддерживает ин­тересы господствующей социальной группы, прежде всего, в гра­ницах данной территории;

4) определенная система права, с помощью которой государ­ство охраняет собственность господствующей социальной группы. Государство, обеспечивая политическую организованность классового общества, является основой политической системы, придает ей целостность и устойчивость.

Наличие подданства (гражданства, принадлежности) для граждан, необходимость которого приобретает правовой характер (отсутствие принадлежности к государству (апатритизм) рассматривается Всеобщей декларацией  прав человека как ненормальное явление).

Традиционно функции государства разделяют на внутренние и внешние.

1. Внутренние функции государства.

1) защита существующего способа производства, экономичес­кой и соответствующей социально-политической системы обще­ства;

2) подавление классовых противников (в обществах, разде­ленных на классы, с противоположными интересами) или поиски путей сотрудничества с ними;

3) управление экономикой и развитием производительных сил в интересах господствующей социальной группы (класса);

4) регулирование отношений между различными социальны­ми группами в обществе;

5) охрана общественного порядка и поддержание дисципли­ны, строгое соблюдение законности;

6) культурно-воспитательная, информационная, просветитель­ская и идеологическая деятельность, осуществляемая в интересах идеологии господствующей социальной группы;

7) функция, которая хотя зачастую и не упоминается, но имеет важное значение — деятельность государства по созданию нации. Это выражается в том, что государство создает внешние рамки, в которых происходят процессы культурной, языковой и экономи­ческой интеграции, способствует возникновению общности исто­рических судеб, в частности, в отношениях с другими народами, создает общую для всей формирующейся нации государственную идеологию, отражающую национальные проблемы, поддерживает культурную деятельность, способствующую созданию нации, а в некоторых случаях оно выступает инициатором создания национальной религии (Англиканская церковь).

Когда нация сформировалась, эта функция приобретает фор­му национальной интеграции вокруг общих национальных ценно­стей.                                                        

2.  Внешние функции государства:

1) защита экономических и политических интересов данного государства на международной арене;

2) обеспечение обороны страны либо военная и политичес­кая экспансия в отношении других государств (агрессивные госу­дарства);

3) развитие нормальных отношений с другими государства­ми, развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в решении глобальных проблем на основе принципов мирного сосуществова­ния государств с различным социальным строем;

4) в современных условиях: развитие различных форм интег­рации и участие в международном разделении труда.

Функции государства не являются неизменными и постоян­ными. Они видоизменяются по мере исторического развития в ходе изменения типа и формы государства, наполняются новым смыслом и содержанием. Некоторые функции могут в какой-то конкретно-исторический момент отсутствовать (т.е. не выполнять­ся). Какие-то функции (в зависимости от условий) могут иметь первостепенное значение.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*