Государство
Государство
Основным элементом политической системы общества, его политической организации является государство. Сложность проблемы изучения государства предопределяет и многообразие подходов, теорий, концепций. Теория божественного происхождение государства. Государство рассматривается как раз и навсегда данный институт государственной власти, ниспосланный богом.
Патриархальная теория. Основоположник этой теории английский мыслитель XV111 в. Роберт Филмер считал, что государство предстваляет собой форму патриархальной власти, осуществляемой в интересах всего народа. Само государство представляет собой результат механического объединения родов в племена, племен в объединения племен и так до государства. Верховный правитель осуществляет управление государством, как отец руководит большой семьей.
Теория «общественного договора» объясняет возникновение государственной власти соглашением между людьми (Т.Гоббс, Дж.Локк,_Ж.-Ж.Руссо, Дж.Мильтон. Б.Спиноза, И.Кант, И.-Г. Фихте, Радищев). Государство - это результат договору заключенного между властелином и его подданными.
Теория насилия, получившая особое распространение в XIX в., исходит из того, что зарождение государственной власти начинается с деления общества на сильных и слабых. А само государство возникает в результате одноразового акта захвата государственной власти.
Марксистская теория происхождения государства основана на классовом подходе. Эволюция государства состояла в постепенном обособлении осуществляющих власть институтов в определенные организации и учреждения, стоящие над обществом.
Оформившееся классовое деление общества привело к тому, что в силу обладания собственностью одна социальная группа могла навязывать свою волю другой. Тем самым сложились отношения «господства-подчинения», когда управление делами общества (а вернее государства) осуществляется в интересах экономически господствующего класса. По мере развития общественных отношений из среды господствующего класса выделяется отдельный, становящийся над обществом слой, который занимается сугубо управлением, т.е. происходит полное отчуждение власти от народа.
Таким образом, формирование государства— это естественно-исторический процесс.
Для управления делами всего общества государство формирует государственный аппарат. Понятия государство и государственный аппарат нетождественны. Государственный аппарат — это часть государства, хотя и самая важная. Он не исчерпывает сущности государства. Будучи составным элементом государства, государственный аппарат имеет свою внутреннюю структуру:
1) органы государственного управления (исполнительные, законодательные, распорядительные; высшие, центральные, местные; органы общей компетенции и специальные (отраслевые);
2) правоохранительные органы: правосудие, прокуратура, полиция, МВД, КГБ и т.д. (при диктаторском режиме — органы подавления, боевые отряды реакции и т.п.) и
3) контрольные, органы, осуществляющие конституционный контроль, экономический, финансовый и т.д.
B функционировании государственного аппарата важное значение имеет проблема разделения властей.
Государство характеризуют такие специфические признаки или основные сущностные черты:
1) наличие публичной власти, т.е. особой группы людей, занимающихся исключительно управлением общества и охраной его экономической и социальной структуры. Все это и есть государственный аппарат;
2) взимание налогов с населения, необходимых: для содержания государственного аппарата и формирования общенационального бюджета;
3) территориальное деление подданных взамен деления по кровнородственному признаку. Государство защищает интересы граждан от посягательств других государств и поддерживает интересы господствующей социальной группы, прежде всего, в границах данной территории;
4) определенная система права, с помощью которой государство охраняет собственность господствующей социальной группы. Государство, обеспечивая политическую организованность классового общества, является основой политической системы, придает ей целостность и устойчивость.
Наличие подданства (гражданства, принадлежности) для граждан, необходимость которого приобретает правовой характер (отсутствие принадлежности к государству (апатритизм) рассматривается Всеобщей декларацией прав человека как ненормальное явление).
Традиционно функции государства разделяют на внутренние и внешние.
1. Внутренние функции государства.
1) защита существующего способа производства, экономической и соответствующей социально-политической системы общества;
2) подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы, с противоположными интересами) или поиски путей сотрудничества с ними;
3) управление экономикой и развитием производительных сил в интересах господствующей социальной группы (класса);
4) регулирование отношений между различными социальными группами в обществе;
5) охрана общественного порядка и поддержание дисциплины, строгое соблюдение законности;
6) культурно-воспитательная, информационная, просветительская и идеологическая деятельность, осуществляемая в интересах идеологии господствующей социальной группы;
7) функция, которая хотя зачастую и не упоминается, но имеет важное значение — деятельность государства по созданию нации. Это выражается в том, что государство создает внешние рамки, в которых происходят процессы культурной, языковой и экономической интеграции, способствует возникновению общности исторических судеб, в частности, в отношениях с другими народами, создает общую для всей формирующейся нации государственную идеологию, отражающую национальные проблемы, поддерживает культурную деятельность, способствующую созданию нации, а в некоторых случаях оно выступает инициатором создания национальной религии (Англиканская церковь).
Когда нация сформировалась, эта функция приобретает форму национальной интеграции вокруг общих национальных ценностей.
2. Внешние функции государства:
1) защита экономических и политических интересов данного государства на международной арене;
2) обеспечение обороны страны либо военная и политическая экспансия в отношении других государств (агрессивные государства);
3) развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в решении глобальных проблем на основе принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем;
4) в современных условиях: развитие различных форм интеграции и участие в международном разделении труда.
Функции государства не являются неизменными и постоянными. Они видоизменяются по мере исторического развития в ходе изменения типа и формы государства, наполняются новым смыслом и содержанием. Некоторые функции могут в какой-то конкретно-исторический момент отсутствовать (т.е. не выполняться). Какие-то функции (в зависимости от условий) могут иметь первостепенное значение.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ