Истоки фашизма
Идеи классовой гармонии, по мнению исследователей идеологии Третьего рейха, скорее всего, заимствованы у Арнольда Тойнби – английского историка и экономиста, специализировавшегося в области политической экономии.
Идея сильной личности. Если имя А.Тойнби не часто упоминается, когда говорят об истоках фашистской идеологии, то имя Фридриха Ницше и его идея сильной личности связаны с фашизмом напрямую.
Считается, что фашистская доктрина почерпнула из философии Ф.Ницше идею деления людей на подвиды; образ «сверхчеловека», который освобождается от «человеческого, слишком человеческого»; идею пангерманизма; антисемитизм и славянофобию.
Отдельные положения теории власти фашистская идеология позаимствовала также у О.Шпенглера, который в своей работе «Закат Европы», вышедшей в 30-е годы, пытался представить всемирную историю как совокупность историй цивилизаций. При этом сами цивилизации (Египта, Индии, Китая и т. д.), по его мнению, – это завершение культуры, ее вырождение. Согласно Шпенглеру, стадия превращения культуры в цивилизацию – это империализм. С учетом работ А.Шопенгауэра и Ф.Ницше он развил учение о власти.
Основные идеи О. Шпенглера нашли отражение в «Mein Kampf», в том числе:
- Положение о «мировом городе», в котором господствует исключительно рациональный ум, не связанный с национальным менталитетом и традициями. В нем нет народа, а есть только космополитическая масса, свободная от оков науки, культуры, воспитания и образования и строящая отношения с себе подобными на праве сильного.
- Утверждение, что «схема “Древний мир – Средние века – Новое время” передана нам церковью и является созданием гностики, то есть семитского, в особенности сиро-иудейского мирочувствования» (это было интерпретировано Гитлером, как сознательная историческая еврейская мистификация).
- Положение об изменении созерцательной этики Иисуса Христа на этику повелевания, когда каждый выступает с притязаниями на всеобщее и вечное знание. Это Шопенгауэр рассматривал как социалистическую мораль и сформулировал понятие социализма: «Социализм – вопреки внешним иллюзиям – отнюдь не есть система милосердия, гуманности, мира и заботы, а система воли и власти». С учетом этого и еще некоторых аналогичных высказываний Гитлер пришел к мысли, что социализм является порождением еврейского менталитета.
- Наконец, опираясь на сочинения А.Шопенгауэра, Л.Фейербаха, Ф.Энгельса, К.Маркса, Ч.Дарвина, Г.Ибсена, Ф.Ницше и Б.Шоу, О.Шпенглера* была обоснована концепция воли к власти, создав своего рода формулу власти.
Доминирование или обсолютизация государства. При разработке идеи тоталитарного государства Гитлер отталкивался от трудов Т.Гоббса и Дж.Локка.
В мировой науке общепринятым был взгляд на человека как существо двуединое: в нем присутствует и биологическое, и социальное начала. Причем преобладающим, отличающим его от других особей фауны является социальное. Ученые расистского направления считают, что определяющей является биологическая сущность. Поэтому, на их взгляд, возможны, и даже неизбежны, катастрофические потрясения в мире, вызванные разногласиями, межнациональными и межгосударственными противоречиями, военными столкновениями стран и народов.
В конце концов, эти идеи, возникшие в начальный период новой истории в протестантской Германии и пуританской Англии, были взяты на вооружение в идеологической борьбе сторонниками расистских концепций и способствовали рождению фашизма.
Томас Гоббс разработал общественно-политическую теорию государства, в которой утверждал, что государство и собственность являются величайшим благом. Поэтому власть государства должна быть и не иметь ограничений.
Повторил и отчасти дополнил идеи Т.Гоббса о роли государства и его лидера Джон Локк. Анализируя опыт английской конституционной монархии, он обосновал вывод о том, что в благоустроенном государстве власть должна принадлежать большинству (как в Британской империи – на союзе английской аристократии и буржуазии) во главе с «правильно» мыслящим королем. Единолично правящий и преисполненный благоразумия глава страны – вот в чем нуждается справедливо организованное общество.
В конце XIX – начале ХХ в. идеи Т.Гоббса и Дж.Локка о сильном («тотальном») государстве были развиты и дополнены в трудах Ф.Ратцеля, Р.Геллена и К.Хаусхофера.
Идеи военной экспансии. Вопросы территориальной экспансии были краеугольным камнем идеологии Третьего рейха. Они динамично видоизменялись от пересмотра условий Версальского договора в части возврата немецких земель и колоний Германской империи до переориентации решения всех вопросов территориального расширения Рейха в основном за счет Восточной Европы.
Учитывая позднее вхождение Германской империи в число мировых держав в связи с продолжавшейся до второй половины XIX в. административно-политической раздробленностью, идеи борьбы за территорию и ресурсы всегда были для нее актуальны, и, соответственно, были актуальны разработки немецкой школы классической геополитики. Это особенно касалось концепции борьбы за жизненное пространство (der Lebensraum), которая пользовалась поддержкой всей нации и, в конечном счете, оправдывала необходимость ревизии унизительного для Германии Версальского мирного договора (1919 г.). Но эта одна сторона, а другая заключалась в том, что многие разработчики немецкой школы классической геополитики жили под влиянием идей Томаса Мальтуса (конец XVIII в.), который считал, что темпы экономического роста существенно отстают от темпов роста населения, и человечество столкнется с проблемой голода. Поэтому в концепции борьбы за жизненное пространство были тесно связаны между собой экономические и демографические факторы.
Отсюда появились два термина: «народ без пространства» (das Volk ohne Raum) и «пространство без народа» (der Raum ohne Volk). К первому было отнесено население Западной Европы, Китая и Японии, а ко второму – Африки, Латинской Америки, Австралии.
В число «народов без пространства» попали и немцы, но решение этой проблемы за счет снижения рождаемости (что соответствовало взглядам Мальтуса) в Германии считалось неприемлемым, так как страна, по мнению немецких геополитиков, с низкой плотностью населения станет жертвой политического давления, обусловленного ее географическим положением. К этому добавлялись следующие веские аргументы: Великобритания, Франция и некоторые страны Европы, обладавшие обширными колониями с большой численностью населения, будут оказывать демографическое давление на Германию.
Эту позицию немецкой школы геополитики сформулировал Й.Фолькерс: «На западе нашим соседом является не Франция в традиционном смысле, а Великая Французская империя, раскинувшаяся от Рейна и Ла-Манша до Конго со 107 млн французов, из которых 66 млн являются «цветными французами». На востоке мы подвергаемся давлению 172 млн русских… Если мы посчитаем население более мелких государств, с которыми граничит Германия, то получится, что на нас оказывается демографическое давление величиной 325 млн чел., которое постоянно возрастает за счет повышенной рождаемости, особенно на востоке. Совершенно ясно, что немецкий народ не выдержит такого демографического давления в политическом и военном отношении при сокращении своего населения или медленных темпах его роста».
Первоначально представители немецкой школы геополитики рассматривали «жизненное пространство» исключительно как территорию компактного проживания немцев в Германии и за ее пределами, то есть продолжали в каком-то виде основную линию политики О.Бисмарка на объединение страны. Поэтому речь шла прежде всего о возвращении территорий, отторгнутых по Версальскому договору, о воссоединении с компактно проживающими в соседних государствах немецкими диаспорами, а также о возврате колоний.
Следует отметить, что в середине 20-х годов ХХ в. в научных изданиях появились публикации, в которых требование возврата колоний прикрывалось идеями этического империализма, хотя на самом деле преследовались вполне прагматические цели. В частности, Германии, из-за того что многие государства отошли от принципов свободной торговли и установили высокие таможенные барьеры, нужны были новые рынки сбыта, источники сырья и дешевая рабочая сила. Без этого она не имела возможности выплачивать репарации странам Антанты, установленные Версальским мирным договором. Кроме того, в колонии могло бы переселиться избыточное население метрополии.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ