Фашизм и германский империализм
Нацизм – консенсус Запада
О фашизме и его ипостасях (немецкий, итальянский, английский, французский фашизм 20–30-х годов и неофашизм) написаны горы научной и не очень литературы. Фашизм рассматривается как идеология, как социальное явление, как мировоззрение, как лекарство для немцев от унизительного для них Версальского мирного договора и, наконец, как один из глобальных проектов.
Один из исследователей фашизма В.А.Литвиненко пишет: «Как политическое явление фашизм – это изобретение именно первой половины XX века, призванное сыграть вполне определенную роль в мировой истории это инструмент. И возникает вполне уместный вопрос – инструмент чего? Что именно необходимо было осуществить с помощью столь одиозного явления? И самый главный вопрос – чей это инструмент»
Группа немецких генералов – участников Второй мировой войны выпустила в Гамбурге (1953 г.) книгу, посвященную анализу причин поражения гитлеровской Германии в войне. Это не просто исследование, а руководство по созданию нового миропорядка на основе анализа не только Второй мировой войны, но и Первой мировой войны, а также событий 20–30-х годов, приведших к власти в Германии Гитлера.
Так вот, об итогах войны 1914– 1919 гг . генерал Хассо фон Мантейфель писал: «С поражением Германии и, следовательно с поражением самого сердца Европы, с уничтожением ее военной силы в лице немецкого народа, с разрушением старых европейских традиций, с разложением всей Юго-Восточной Европы, с ликвидацией австрийской монархии и с возникновением в России большевизма, враждебного всей старой Европе, задача создания в ней нового порядка поставлена перед Францией и Англией, перед Западом». Начались поиски путей.
Малоизвестно, что
Действительно, после Октябрьской революции фашистские партии стали возникать по всей Европе. Казалось, что их появление в различных европейских странах – это естественная реакция правящего класса на русскую революцию и ее отголоски в Европе. В идеях Октябрьской революции им виделась прямая угроза западному миру, его ценностям и устоям.
Но большевистская революция в России не имела непосредственного отношения к фашистской идеологии, которая в конце XIX века возникла впервые во Франции и в Великобритании, когда Советской России еще и в проекте не было.
Значит, причины появления фашизма иные, и связано это было с социально-политическими и экономическими кризисными явлениями в европейских странах. Именно тогда во Франции и Великобритании появилось то, что впоследствии назовут фашизмом. Первая мировая война со всеми ее поводами и причинами была именно попыткой преодолеть кризис развития западного мира, поменять лидера, которым в то время была, безусловно, Британская империя. На роль лидера претендовали и Франция, и кайзеровская Германия, и Австро-Венгрия.
Между этими странами, безусловно, были противоречия, но было и общее, что их объединяло – это неприятие Российской империи, страх того, что при определенных условиях именно она может выйти в лидеры, а ее ресурсный потенциал (на конец XIX – начало ХХ в.) превосходил аналогичные показатели ведущих европейских стран даже с учетом всех их колоний. Поэтому, несмотря на то что «каждый из основных участников глобального конфликта решал свои собственные задачи, решалась также и общая задача по устранению Российской империи с европейской политической сцены».
Но все произошло не совсем так, как хотелось. После Октябрьской революции Россия осталась, она только ушла из душного и тесного «общеевропейского дома» и при этом стала «опорной» государственностью коммунистического проекта.
Теперь Западу пришлось искать новые силы в противовес коммунизму. Им оказался фашизм. Свое наступление на коммунизм Европа начала с Испании и Италии.
Стоит особо подчеркнуть, что советский проект основывался, в первую очередь, на духовности или идейных началах. А что стояло за фашизмом Б.Муссолини? Ничего духовного, только деньги Ватикана, позволившие прийти к власти вполне посредственному политику.
С этого момента вступает в действие Святой престол, предложив Западу в качестве идейного стержня вечное противостояние двух христианских конфессий – католицизма и православия. При определенных условиях европейским лидером при поддержке Ватикана должна была бы стать Италия. Но ни Франция, ни Великобритания на это никогда бы не согласились, а военно-экономический потенциал Италии не воспринимался другими странами Старого Света всерьез как самостоятельная сила возможного лидера. Для Великобритании и Франции как советский, так и итальянский проекты по разным причинам были недопустимы. Кризис в борьбе за лидерство грозил новой войной в Европе, но она могла не достичь главной цели – ликвидации России как оплота коммунистической идеологии.
Именно поэтому приемлемым оказался нацистский (германский) проект. Фашизм там обрел германский колорит, апеллирующий к исконно германским ценностям, эпосу, к униженной Версальским договором национальной гордости, и опирался на эзотерику в современной интерпретации и характерную для германской ментальности мистику.
Сделав опорной государственностью фашистского проекта Германию, а Италию – ее первой союзницей, ведущие европейские игроки притормозили католический проект и связанные с ним конфликты в Старом Свете.
Выбор пал на Германию и потому, что там была велика вероятность прихода к власти коммунистов, что означало бы полную катастрофу как западного, так и католического проектов.
Только этим можно объяснить, что Франция терпела усиление Германии, а Великобритания приложила немало сил, чтобы убедить французов в том, что опасности в этом нет.
После прихода нацистов к власти Германия захватывает лидерство в фашистском проекте, а Гитлер получает власть под то (понимая это или нет – это другой вопрос), что составляет суть общеевропейского консенсуса, – «уничтожение России как исторической данности».
Немецкий философ В. Шубарт писал в 1938 г.: «Я сейчас ставлю вопрос не о том, что значит большевизм для России, а о том, что он значит для Европы… речь идет о мировом историческом конфликте между частью света Европой и частью света Россией, между западноевропейским и евразийским континентами».
Истоки фашизма
Многие исследователи идеологии Третьего рейха подчеркивают, что немецкий фашизм, как один из видов фашизма, – это смесь идей, заимствованных из философских, исторических и экономических трудов авторов различных эпох и социально-экономических формаций, вырванных из контекста и поэтому зачастую приобретших совершенно иную смысловую нагрузку по сравнению с первоисточником.
При этом утверждается, что это было обусловлено кругом чтения самого Гитлера, весьма разнообразным, но поверхностным и эклектичным.
Фашистская доктрина Гитлера основывалась на идеях:
- расового неравенства;
- классовой гармонии («народного сообщества»);
- сильной личности (вождизма);
- безоговорочного и всеобъемлющего доминирования государства над личностью;
- военной экспансии.
Нельзя сказать, что базовые положения фашистской идеологии возникли спонтанно и не имеют под собой достаточной политико-философской базы. Скорее наоборот.
Идеи расового неравенства. Еще в древнейшей истории можно найти аргументацию в пользу избранности того или иного народа (например, «дети Израилевые» во Второзаконии Пятикнижья 10.15), той или иной страны.
В Средние века деление шло уже по конфессиональному принципу: христиане и язычники, иноверцы; правоверные и неправоверные; католики и протестанты (гугеноты, гуситы, кальвинисты, лютеране и т. д.); католики и православные.
Великие географические открытия (середина XV – середина XVII в.) и связанное с ними освоение новых территорий поставили вопрос об аборигенах. В теологическом споре католики считали, что индейцы (имелись в виду, прежде всего, индейские племена Северной и Центральной Америки) – низшая раса, так как они не в силах руководствоваться рациональным мышлением.
Развитие естественных наук (эволюционная история в биологии, зарождение в середине XIX в. генетики и евгеники) позволило обосновать идею о делении людей на расы. Именно это стало теоретической основой фашизма.
Известные историки, экономисты, политические деятели (А.Тойнби, А.Смит, Б.Дизраэли) писали и говорили о делении человечества на «низшие подвиды», о «расе рабочих», о «расе богатых» и «расе бедных».
Следующим этапом развития расистской теории были работы А.Габино, В. де Лапуша и Х. С. Чемберлена. Антисемитские взгляды обосновывались Е.Дюрингом, К.Грингмутом, В.Пуришкевичем и др.
Когда настойчиво твердят об «общечеловеческих ценностях», а в СССР в 80-е годы с пиететом говорили еще и об «общеевропейском доме», то имеют в виду прежде всего ценности западной демократии с доведенными до абсурда правами личности. Всего остального многообразия мира для «просвещенного» Запада просто не существует.
Эту ханжескую психологию шеф гестапо Мюллер охарактеризовал так: «эта западная свалка мусора все толкует о Боге и других возвышенных материях, но сможет заморить голодом целый народ, если придет к выводу, что это соответствует ее интересам».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ