Терроризм на море - угроза национальной безопасности России
Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.
Одним из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии становится освоение пространств и ресурсов Мирового океана. Интенсивная деятельность государств по освоению Мирового океана приводит к росту численности объектов водного транспорта, усилению зависимости глобальных экономических процессов от стабильности функционирования водного транспортного комплекса. Как следствие - морская деятельность становится в центре политического внимания. Сбой в ее осуществлении не может оставаться без внимания политического руководства иногда не одной, а сразу нескольких стран.
С точки зрения интересов национальной безопасности Российской Федерации такие угрозы имеют особое значение, т.к. РФ занимает лидирующее место в мире по площади морских пространств. Такие географические характеристики определяют важнейшее значение водных путей как в интересах обеспечения внутригосударственных перевозок, особенно в регионах, где морской и речной транспорт является безальтернативным видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности. Россия обладает Северным морским путем, к использованию которого привлечено внимание многих зарубежных государств и международных организаций. Успешность его эксплуатации в интересах стабильного экономического развития страны во многом зависит от обеспечения безопасности судоходства по нему, в том числе и от угроз террористического характера.
Устойчивое и бесперебойное функционирование водного транспортного комплекса страны оказывает значительное влияние на военно-политическую, экономическую и экологическую безопасность Российской Федерации.
Вместе с тем, события последних лет показывают, что интенсивность преступных посягательств на безопасность судоходства имеет тенденцию к возрастанию. Причем, угроза присутствует в любой точке Мирового океана. Наибольшую опасность представляют преступления террористического характера.
Исполнительная юрисдикция Российской Федерации в отношении объектов, подвергшихся нападению на водных пространствах с такими правовыми режимами, определена на основе международно-правовых документов и закреплена в национальном законодательстве.
К основным преступлениям террористического характера, представляющих угрозу безопасному функционированию объектов водного транспортного комплекса России, можно отнести террористические акты, захваты заложников, захваты и угоны судов (стационарных платформ), а также пиратские действия.
Здесь необходимо отметить, что рост экстремизма и терроризма в определенной степени «поглотил» проблему захвата заложников. Такой состав преступления на практике все реже проявляется самостоятельно. В частности, захваты заложников на морских пространствах активно практикуются на международном уровне в виде захвата морских судов. В свою очередь, захват и угон судна нередко выступает в виде совершения пиратских действий.
Таким образом, можно выделить два наиболее опасных преступления террористического характера против объектов Российской Федерации, осуществляющих морскую деятельность на водных акваториях - террористические акты и пиратство.
Морские нападения обеспечивают террористам дополнительное средство экономической дестабилизации. Как считают аналитики, одним из опаснейших сценариев террористической акции на водных путях является нападение с целью закрыть порт или заблокировать важнейшие пути морского сообщения для разрушения механизма глобального морского торгового комплекса. Конечно, долгосрочное или обширное разрушение мировой экономики маловероятно, но вероятность нанесения временного значительного материального ущерба и общественно-политического резонанса достаточно высока.
Проведение террористических актов, помимо захвата заложников, может выражаться во взрывах, поджогах или иных действиях диверсионного характера. Кроме того, учитывая, что водным транспортом перевозятся иногда очень крупные партии химических, биологических или радиационноопасных грузов, не трудно представить степень опасности совершения террористического акта в подобных условиях. Даже утечка нефтепродуктов из танкера может вызвать экологическую катастрофу. Это предопределяет необходимость, наряду с мероприятиями по пресечению акций террористического характера на акватории, повышать оперативность и эффективность проведения мероприятий по локализации и ликвидации последствий, возникших в результате произошедших подобного рода событий.
По мнению некоторых исследователей, тенденции развития современной обстановки позволяют прогнозировать дальнейший рост вероятности совершения террористических актов на водных пространствах Мирового океана, в том числе и в водах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. В качестве тенденций, обуславливающих увеличение вероятности проявления терроризма на водных пространствах Российской Федерации, можно выделить следующие:
Усиливающиеся воздействие терроризма на политическую и экономическую жизнь государств, который в состоянии снизить инвестиционную привлекательность, дестабилизировать экономику и международные отношения, а также стать реальной угрозой их конституционному строю и территориальной целостности.
Ужесточение борьбы за право владения ресурсами в Мировом океане.
Использование некоторыми иностранными государствами терроризма в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела России для оказания выгодного им влияния на российскую внешнюю политику, а также одного из способов реализации своих военно-политических, экономических и стратегических целей в ущерб национальным интересам России.
Стирание границ между внутригосударственным и международным терроризмом.
Динамичная трансформация форм, методов, средств, целей, повышение уровня организации, оснащенности и конспирации в деятельности террористических организаций.
Сращивание организованной преступности с действиями террористов, в результате чего терроризм превратился в доходный бизнес.
Указанные тенденции развития, в полной мере присущи действиям внутренних экстремистских сил в России. Учитывая значительный материальный ущерб и общественно-политический резонанс от проведенной террористической акции на объекте водного транспортного комплекса, преступные организации могут использовать такие акции для нанесения ущерба конституционному строю и территориальной целостности Российской Федерации.
Наряду с терроризмом, актуальной проблемой, влияющей на развитие обстановки на море, является пиратство. Вместе с ростом количества актов насилия со стороны пиратов отмечается и усиление их жестокости. Выросла степень организованности пиратских нападений. Пиратство стало разветвленной преступной структурой, борьба с которой вышла на международный уровень. В решении этих проблем Россия принимает активное участие. На безнаказанность пиратов и неурегулированность порядка их уголовно-правового преследования указывал Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2010 г.
Анализируя тактику совершения преступных действий пиратов, необходимо отметить, что все их успешные атаки приводят к захвату заложников, численность которых зависит от количества находящихся на борту людей. Проблема противодействия их преступным действиям заключается в том, что пираты действуют очень быстро и неожиданно с «кораблей-баз», которые трудно отличить от обыкновенных судов. В связи с этим члены команды не всегда успевают вовремя заметить преступников и оказать сопротивление. Кроме того, экипаж не имеет средств эффективного противодействия хорошо вооруженным бандам.
Военные корабли, если они осуществляют сопровождение, способны уничтожить или отогнать морских бандитов только до того момента, как они поднимутся на борт судна, то есть предотвратить захват. После захвата речь идет уже о проведении мероприятий по освобождению судна, а для этого необходимы специально подготовленные силы, средства и условия для их применения.
Представляет интерес также тот факт, что нередко акты пиратства носят заказной характер и могут осуществляться для оказания воздействия на экономические или политические процессы в России.
Современный масштаб действий пиратов и способы реализации ими своих преступных замыслов (применение оружия, захваты заложников, убийства) позволяют говорить о том, что пиратство приобретает террористическую направленность. По мнению некоторых зарубежных экспертов, оно становится инструментом транснационального терроризма.
Поэтому к терроризму на море следует подходить как к проблеме, органично связанной с пиратством.
У пиратства и терроризма есть схожие черты в организационных структурах и разведывательных методах получения необходимой информации. Кроме того, оба явления угрожают человеческим жизням и экономической деятельности в море и в портах.
Вопреки существующему мнению, что пираты действуют с единственной целью наживы, большинство из них в современных условиях, как и террористы, подкованы идеологически и имеют далеко идущие политические планы. Многие террористические организации стремятся обеспечить себе возможность действовать на море в целях дальнейшего распространения терроризма.
Что касается направленности совершаемых действий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, то в современных условиях преступники не всегда объявляют их целью своих действий, хотя отдельные деяния не что иное, как террористические акты. Можно предположить, что воздействие на государство и его органы можно оказывать без непосредственного предъявления требований.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что особое геополитическое положение, современные тенденции развития внешней и внутренней политической и экономической обстановки, определяют актуальность вопроса обеспечения безопасности морской деятельности России в Мировом океане. Общественная опасность преступлений террористического характера на водных пространствах Российской Федерации чрезвычайно высока и определяется возможностью появления больших человеческих жертв и тяжелых экологических последствий, а также нанесения значительного ущерба в политической сфере.
С учетом этого, очевидна необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности акваторий и объектов водного транспортного комплекса, в том числе за счет совершенствования системы подготовки специальных сил и средств, а также дальнейшее улучшение организационно управленческой структуры государственных органов по пресечению террористических и иных преступных акций на водных акваториях.
Одним из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии становится освоение пространств и ресурсов Мирового океана. Интенсивная деятельность государств по освоению Мирового океана приводит к росту численности объектов водного транспорта, усилению зависимости глобальных экономических процессов от стабильности функционирования водного транспортного комплекса. Как следствие - морская деятельность становится в центре политического внимания. Сбой в ее осуществлении не может оставаться без внимания политического руководства иногда не одной, а сразу нескольких стран.
С точки зрения интересов национальной безопасности Российской Федерации такие угрозы имеют особое значение, т.к. РФ занимает лидирующее место в мире по площади морских пространств. Такие географические характеристики определяют важнейшее значение водных путей как в интересах обеспечения внутригосударственных перевозок, особенно в регионах, где морской и речной транспорт является безальтернативным видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности. Россия обладает Северным морским путем, к использованию которого привлечено внимание многих зарубежных государств и международных организаций. Успешность его эксплуатации в интересах стабильного экономического развития страны во многом зависит от обеспечения безопасности судоходства по нему, в том числе и от угроз террористического характера.
Устойчивое и бесперебойное функционирование водного транспортного комплекса страны оказывает значительное влияние на военно-политическую, экономическую и экологическую безопасность Российской Федерации.
Вместе с тем, события последних лет показывают, что интенсивность преступных посягательств на безопасность судоходства имеет тенденцию к возрастанию. Причем, угроза присутствует в любой точке Мирового океана. Наибольшую опасность представляют преступления террористического характера.
Исполнительная юрисдикция Российской Федерации в отношении объектов, подвергшихся нападению на водных пространствах с такими правовыми режимами, определена на основе международно-правовых документов и закреплена в национальном законодательстве.
К основным преступлениям террористического характера, представляющих угрозу безопасному функционированию объектов водного транспортного комплекса России, можно отнести террористические акты, захваты заложников, захваты и угоны судов (стационарных платформ), а также пиратские действия.
Здесь необходимо отметить, что рост экстремизма и терроризма в определенной степени «поглотил» проблему захвата заложников. Такой состав преступления на практике все реже проявляется самостоятельно. В частности, захваты заложников на морских пространствах активно практикуются на международном уровне в виде захвата морских судов. В свою очередь, захват и угон судна нередко выступает в виде совершения пиратских действий.
Таким образом, можно выделить два наиболее опасных преступления террористического характера против объектов Российской Федерации, осуществляющих морскую деятельность на водных акваториях - террористические акты и пиратство.
Морские нападения обеспечивают террористам дополнительное средство экономической дестабилизации. Как считают аналитики, одним из опаснейших сценариев террористической акции на водных путях является нападение с целью закрыть порт или заблокировать важнейшие пути морского сообщения для разрушения механизма глобального морского торгового комплекса. Конечно, долгосрочное или обширное разрушение мировой экономики маловероятно, но вероятность нанесения временного значительного материального ущерба и общественно-политического резонанса достаточно высока.
Проведение террористических актов, помимо захвата заложников, может выражаться во взрывах, поджогах или иных действиях диверсионного характера. Кроме того, учитывая, что водным транспортом перевозятся иногда очень крупные партии химических, биологических или радиационноопасных грузов, не трудно представить степень опасности совершения террористического акта в подобных условиях. Даже утечка нефтепродуктов из танкера может вызвать экологическую катастрофу. Это предопределяет необходимость, наряду с мероприятиями по пресечению акций террористического характера на акватории, повышать оперативность и эффективность проведения мероприятий по локализации и ликвидации последствий, возникших в результате произошедших подобного рода событий.
По мнению некоторых исследователей, тенденции развития современной обстановки позволяют прогнозировать дальнейший рост вероятности совершения террористических актов на водных пространствах Мирового океана, в том числе и в водах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. В качестве тенденций, обуславливающих увеличение вероятности проявления терроризма на водных пространствах Российской Федерации, можно выделить следующие:
Усиливающиеся воздействие терроризма на политическую и экономическую жизнь государств, который в состоянии снизить инвестиционную привлекательность, дестабилизировать экономику и международные отношения, а также стать реальной угрозой их конституционному строю и территориальной целостности.
Ужесточение борьбы за право владения ресурсами в Мировом океане.
Использование некоторыми иностранными государствами терроризма в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела России для оказания выгодного им влияния на российскую внешнюю политику, а также одного из способов реализации своих военно-политических, экономических и стратегических целей в ущерб национальным интересам России.
Стирание границ между внутригосударственным и международным терроризмом.
Динамичная трансформация форм, методов, средств, целей, повышение уровня организации, оснащенности и конспирации в деятельности террористических организаций.
Сращивание организованной преступности с действиями террористов, в результате чего терроризм превратился в доходный бизнес.
Указанные тенденции развития, в полной мере присущи действиям внутренних экстремистских сил в России. Учитывая значительный материальный ущерб и общественно-политический резонанс от проведенной террористической акции на объекте водного транспортного комплекса, преступные организации могут использовать такие акции для нанесения ущерба конституционному строю и территориальной целостности Российской Федерации.
Наряду с терроризмом, актуальной проблемой, влияющей на развитие обстановки на море, является пиратство. Вместе с ростом количества актов насилия со стороны пиратов отмечается и усиление их жестокости. Выросла степень организованности пиратских нападений. Пиратство стало разветвленной преступной структурой, борьба с которой вышла на международный уровень. В решении этих проблем Россия принимает активное участие. На безнаказанность пиратов и неурегулированность порядка их уголовно-правового преследования указывал Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2010 г.
Анализируя тактику совершения преступных действий пиратов, необходимо отметить, что все их успешные атаки приводят к захвату заложников, численность которых зависит от количества находящихся на борту людей. Проблема противодействия их преступным действиям заключается в том, что пираты действуют очень быстро и неожиданно с «кораблей-баз», которые трудно отличить от обыкновенных судов. В связи с этим члены команды не всегда успевают вовремя заметить преступников и оказать сопротивление. Кроме того, экипаж не имеет средств эффективного противодействия хорошо вооруженным бандам.
Военные корабли, если они осуществляют сопровождение, способны уничтожить или отогнать морских бандитов только до того момента, как они поднимутся на борт судна, то есть предотвратить захват. После захвата речь идет уже о проведении мероприятий по освобождению судна, а для этого необходимы специально подготовленные силы, средства и условия для их применения.
Представляет интерес также тот факт, что нередко акты пиратства носят заказной характер и могут осуществляться для оказания воздействия на экономические или политические процессы в России.
Современный масштаб действий пиратов и способы реализации ими своих преступных замыслов (применение оружия, захваты заложников, убийства) позволяют говорить о том, что пиратство приобретает террористическую направленность. По мнению некоторых зарубежных экспертов, оно становится инструментом транснационального терроризма.
Поэтому к терроризму на море следует подходить как к проблеме, органично связанной с пиратством.
У пиратства и терроризма есть схожие черты в организационных структурах и разведывательных методах получения необходимой информации. Кроме того, оба явления угрожают человеческим жизням и экономической деятельности в море и в портах.
Вопреки существующему мнению, что пираты действуют с единственной целью наживы, большинство из них в современных условиях, как и террористы, подкованы идеологически и имеют далеко идущие политические планы. Многие террористические организации стремятся обеспечить себе возможность действовать на море в целях дальнейшего распространения терроризма.
Что касается направленности совершаемых действий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, то в современных условиях преступники не всегда объявляют их целью своих действий, хотя отдельные деяния не что иное, как террористические акты. Можно предположить, что воздействие на государство и его органы можно оказывать без непосредственного предъявления требований.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что особое геополитическое положение, современные тенденции развития внешней и внутренней политической и экономической обстановки, определяют актуальность вопроса обеспечения безопасности морской деятельности России в Мировом океане. Общественная опасность преступлений террористического характера на водных пространствах Российской Федерации чрезвычайно высока и определяется возможностью появления больших человеческих жертв и тяжелых экологических последствий, а также нанесения значительного ущерба в политической сфере.
С учетом этого, очевидна необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности акваторий и объектов водного транспортного комплекса, в том числе за счет совершенствования системы подготовки специальных сил и средств, а также дальнейшее улучшение организационно управленческой структуры государственных органов по пресечению террористических и иных преступных акций на водных акваториях.
Комментарии
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ