Терроризм на море - угроза национальной безопасности России

Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.
Одним из главных направлений развития мировой цивилизации в треть­ем тысячелетии становится освоение пространств и ресурсов Мирового оке­ана. Интенсивная деятельность государств по освоению Мирового океана приво­дит к росту численности объектов водного транспорта, усилению зависимости гло­бальных экономических процессов от стабильности функционирования водного транспортного комплекса. Как следствие - морская деятельность становится в центре политического внимания. Сбой в ее осуществлении не может оставать­ся без внимания политического руководства иногда не одной, а сразу нескольких стран.

С точки зрения интересов наци­ональной безопасности Россий­ской Федерации такие угрозы имеют особое значение, т.к. РФ занимает лидирующее место в мире по площади морских про­странств. Такие географические характери­стики определяют важнейшее значение водных путей как в интересах обеспече­ния внутригосударственных перевозок, особенно в регионах, где морской и реч­ной транспорт является безальтерна­тивным видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности. Россия обладает Северным морским путем, к использованию которого при­влечено внимание многих зарубежных государств и международных организа­ций. Успешность его эксплуатации в интересах стабильного экономиче­ского развития страны во многом зави­сит от обеспечения безопасности судо­ходства по нему, в том числе и от угроз террористического характера.

Устойчи­вое и бесперебойное функционирова­ние водного транспортного комплекса страны оказывает значительное вли­яние на военно-политическую, эконо­мическую и экологическую безопас­ность Российской Федерации.

Вместе с тем, события последних лет показывают, что интенсивность преступных посягательств на безопас­ность судоходства имеет тенденцию к возрастанию. Причем, угроза при­сутствует в любой точке Мирового океана. Наибольшую опасность представ­ляют преступления террористи­ческого характера.

Исполнительная юрисдикция Рос­сийской Федерации в отношении объ­ектов, подвергшихся нападению на водных пространствах с такими право­выми режимами, определена на осно­ве международно-правовых докумен­тов и закреплена в национальном зако­нодательстве.

К основным преступлениям терро­ристического характера, представ­ляющих угрозу безопасному функци­онированию объектов водного транс­портного комплекса России, можно отнести террористические акты, за­хваты заложников, захваты и угоны судов (стационарных платформ), а так­же пиратские действия.

Здесь необходимо отметить, что рост экстремизма и терроризма в опреде­ленной степени «поглотил» проблему захвата заложников. Такой состав пре­ступления на практике все реже прояв­ляется самостоятельно. В частности, захваты заложников на морских про­странствах активно практикуются на международном уровне в виде захвата морских судов. В свою очередь, захват и угон судна нередко выступает в виде совершения пиратских действий.

Таким образом, можно выделить два наиболее опасных преступления террористического характера против объектов Российской Федерации, осу­ществляющих морскую деятельность на водных акваториях - террористи­ческие акты и пиратство.

Морские нападения обеспечивают террористам дополнительное средство экономической дестабилизации. Как считают аналитики, одним из опасней­ших сценариев террористической акции на водных путях является нападение с целью закрыть порт или заблокировать важнейшие пути морского сообщения для разрушения механизма глобального морского торгового комплекса. Конечно, долгосрочное или обширное разруше­ние мировой экономики маловероятно, но вероятность нанесения временного значительного материального ущерба и общественно-политического резонан­са достаточно высока.

Проведение террористиче­ских актов, помимо захвата заложни­ков, может выражаться во взрывах, поджогах или иных действиях диверси­онного характера. Кроме того, учиты­вая, что водным транспортом перево­зятся иногда очень крупные партии химических, биологических или радиационноопасных грузов, не трудно представить степень опасности совер­шения террористического акта в по­добных условиях. Даже утечка нефте­продуктов из танкера может вызвать экологическую катастрофу. Это предо­пределяет необходимость, наряду с ме­роприятиями по пресечению акций террористического характера на аква­тории, повышать оперативность и эф­фективность проведения мероприятий по локализации и ликвидации по­следствий, возникших в результате произошедших подобного рода со­бытий.

По мнению некоторых исследовате­лей, тенденции развития современной обстановки позволяют прогнозировать дальнейший рост вероятности совер­шения террористических актов на вод­ных пространствах Мирового океана, в том числе и в водах, находящихся под юрисдикцией Российской Феде­рации. В качестве тенденций, обуславли­вающих увеличение вероятности проявления терроризма на водных про­странствах Российской Федерации, можно выделить следующие:

Усиливающиеся воздействие терроризма на политическую и эконо­мическую жизнь государств, который в состоянии снизить инвестиционную привлекательность, дестабилизировать экономику и международные отноше­ния, а также стать реальной угрозой их конституционному строю и террито­риальной целостности.
Ужесточение борьбы за право владения ресурсами в Мировом океане.
Использование некоторыми ино­странными государствами террориз­ма в качестве инструмента вмеша­тельства во внутренние дела России для оказания выгодного им влияния на российскую внешнюю политику, а также одного из способов реализа­ции своих военно-политических, эконо­мических и стратегических целей в ущерб национальным интересам России.
Стирание границ между внутри­государственным и международным терроризмом.
Динамичная трансформация форм, методов, средств, целей, повы­шение уровня организации, оснащен­ности и конспирации в деятельности террористических организаций.
Сращивание организованной преступности с действиями террори­стов, в результате чего терроризм пре­вратился в доходный бизнес.

Указанные тенденции развития, в полной мере присущи действиям внутренних экстремистских сил в Рос­сии. Учитывая значительный матери­альный ущерб и общественно-полити­ческий резонанс от проведенной терро­ристической акции на объекте водного транспортного комплекса, преступные организации могут использовать такие акции для нанесения ущерба конститу­ционному строю и территориальной целостности Российской Федерации.

Наряду с терроризмом, актуальной проблемой, влияющей на разви­тие обстановки на море, является пи­ратство. Вместе с ростом количества актов насилия со стороны пиратов от­мечается и усиление их жестокости. Выросла степень организованности пи­ратских нападений. Пиратство стало разветвленной преступной структурой, борьба с которой вышла на междуна­родный уровень.

Терроризм на море - угроза национальной безопасности России

В решении этих проблем Россия принимает активное участие. На без­наказанность пиратов и неурегулиро­ванность порядка их уголовно-правово­го преследования указывал Президент Российской Федерации в своем Посла­нии Федеральному Собранию Россий­ской Федерации в 2010 г.

Анализируя тактику совершения пре­ступных действий пиратов, необходимо отметить, что все их успешные атаки приводят к захвату заложников, числен­ность которых зависит от количества на­ходящихся на борту людей. Проблема противодействия их преступным дейст­виям заключается в том, что пираты действуют очень быстро и неожиданно с «кораблей-баз», которые трудно отли­чить от обыкновенных судов. В связи с этим члены команды не всегда успева­ют вовремя заметить преступников и ока­зать сопротивление. Кроме того, экипаж не имеет средств эффективного противо­действия хорошо вооруженным бандам.

Военные корабли, если они осущест­вляют сопровождение, способны унич­тожить или отогнать морских бандитов только до того момента, как они подни­мутся на борт судна, то есть предотвра­тить захват. После захвата речь идет уже о проведении мероприятий по осво­бождению судна, а для этого необходи­мы специально подготовленные силы, средства и условия для их применения.

Представляет интерес также тот факт, что нередко акты пиратства но­сят заказной характер и могут осу­ществляться для оказания воздейст­вия на экономические или политиче­ские процессы в России.

Современный масштаб действий пиратов и способы реализации ими своих преступных замыслов (при­менение оружия, захваты заложников, убийства) позволяют говорить о том, что пиратство приобретает террори­стическую направленность. По мне­нию некоторых зарубежных экспертов, оно становится инструментом трансна­ционального терроризма.

Поэтому к терроризму на море сле­дует подходить как к проблеме, орга­нично связанной с пиратством.

У пиратства и терроризма есть схо­жие черты в организационных струк­турах и разведывательных методах по­лучения необходимой информации. Кроме того, оба явления угрожают че­ловеческим жизням и экономической деятельности в море и в портах.

Вопреки существующему мнению, что пираты действуют с единственной целью наживы, большинство из них в современных условиях, как и терро­ристы, подкованы идеологически и имеют далеко идущие политические планы. Многие террористические орга­низации стремятся обеспечить себе возможность действовать на море в це­лях дальнейшего распространения тер­роризма.

Что касается направленности со­вершаемых действий в целях воздейст­вия на принятие решения органами власти или международными органи­зациями, то в современных условиях преступники не всегда объявляют их целью своих действий, хотя отдельные деяния не что иное, как террористи­ческие акты. Можно предположить, что воздействие на государство и его ор­ганы можно оказывать без непосредст­венного предъявления требований.

Учитывая вышеизложенное, мож­но сказать, что особое геополитическое положение, современные тенденции развития внешней и внутренней поли­тической и экономической обстанов­ки, определяют актуальность вопроса обеспечения безопасности морской де­ятельности России в Мировом океане.

Общественная опасность преступлений террористического характера на вод­ных пространствах Российской Федерации чрезвычайно высока и определяется воз­можностью появления больших человеческих жертв и тяжелых экологических по­следствий, а также нанесения значительного ущерба в политической сфере.

С учетом этого, очевидна необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности акваторий и объектов водного транспортного комплек­са, в том числе за счет совершенствования системы подготовки специальных сил и средств, а также дальнейшее улучшение организационно управленческой структуры государственных органов по пресечению террористических и иных пре­ступных акций на водных акваториях.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*