Размышления географа о «Гибели империи». Часть 1
Эта статья была задумана и частично написана при жизни Егора Тимуровича Гайдара - как полемика с ним. Надо сказать, что автор, во многом не приемля экономических взглядов Егора Тимуровича, лично к нему всегда относился с большим уважением, выделяя его из плеяды единомышленников - как человека интеллигентного, человека большой личной порядочности. Уже одно его отношение к памяти знаменитых дедов, понимание, что они в свое время боролись за то же самое, за что и он в свое - очень многого стоит.
Мечталось, что удастся послать эту статью Егору Тимуровичу, подождать, что он ответит на замечания, порой довольно ехидные, но, надеюсь, всегда корректные. Не довелось. Остров

Егор Тимурович Гайдар - имя хорошо известное. Правда, не в географической науке. Однако картоид, изображенный на суперобложке его монографии «Гибель империи», можно трактовать только так: географические сюжеты в книге как минимум присутствуют, и занимают очень важное место.
А что же это за картоид? Сразу видно: это Советский Союз, но распавшийся на отдельные «островки». Современная компьютерная техника позволяет создавать такие островки достаточно легко. Приглядевшись (а кто, кроме географа, станет приглядываться?), мы замечаем, что три бывшие союзные республики отсутствуют (Молдавия, Туркмения и Таджикистан), зато почему-то присутствует Монголия. Не стоит искать в этом какую-либо тенденциозность или просто логику. Перед вами не карта и не картосхема. О географической точности никто и не думал заботиться, не это важно - важно общее впечатление. Вполне нормальный прием.
И вообще не стоило бы об этом говорить. Но, к сожалению, подобную легковесность можно проследить и в самой книге.
Обложка обещает: речь пойдет о явлении, которое В. В. Путин назвал (эта фраза в книге цитируется) «величайшей геополитической катастрофой ХХ века». О том, как на месте одного государства оказалось 15. Да еще и плюс 4 непризнанных или не вполне признанных - еще совсем недавно их было 5, но будем считать, что с Чечней все определилось, хотя полной уверенности в этом нет. Не будем говорить и о других потенциальных очагах внутри России и некоторых других постсоветских государств - пока только потенциальных.
Но ведь этим дело не закончилось. Одновременно на две части распалась Чехословакия, а Югославия - сначала на 5, потом все-таки отделилась и 6-я - Черногория, есть еще и не вполне признанное Косово, а государство Босния и Герцеговина фактически состоит из двух полусамостоятельных частей, и только в Хорватии с сепаратизмом, похоже, покончено (навсегда ли?).
Но книга Е. Т. Гайдара - в основном о другом. Пять ее глав из 8, да отчасти и еще одна - последняя - полностью посвящены истории макроэкономической политики советского государства в застойные годы. И, прежде всего, одному аспекту этой политики: ориентации на безудержный экспорт углеводородов. Безусловно, автор - крупный специалист в этих вопросах. Он убедительно показывает, как подобная политика привела к развалу экономики и как следствие - к падению политического режима. Этот анализ откровенно задуман как «Уроки для современной России» (именно таким подзаголовком снабжена монография). Тем не менее, и это, на взгляд ученого, несомненное достоинство, об уроках, выводах читатель должен судить самостоятельно, а автор, вооруженный цифрами и фактами, с научной объективностью излагает их, позволяя эти уроки извлекать и эти выводы делать.
Однако мы уже заинтересовались «сюжетом с обложки». И у нас рождаются вопросы, о которых автор едва ли задумывался. Обязательно ли неразумная экономическая политика приводит к территориальному распаду государства? И, между прочим (хотя это уже другой сюжет), к смене идеологической, экономической и политической парадигмы?
Да, другой сюжет. Политические потрясения на почве экономических неудач имели место в последнее десятилетие и в Аргентине, и в уже постсоциалистической Албании. Это приводило к падению правительства, но новое не было ни коммунистическим, ни теократическим, ни нацистским - политическая и экономическая система под сомнение не ставилась. А вот в результате просчетов, описываемых Е. Т. Гайдаром, рухнула именно система, и не только в СССР, но и в странах, где она была аналогичной (8 в Европе и 1 в Азии); причем это не всегда можно списать на «освобождение» от советского насилия: хотя режимы во всех этих странах были в свое время установлены под советским влиянием, к 80-м гг. некоторые из них были от этого влияния вполне независимы.
Очевидно, здесь есть своя закономерность, которая, несомненно, входит в сферу компетенции Е. Т. Гайдара, но он предпочел этот вопрос не обсуждать, ограничившись малоубедительной 2-й главой, где в обтекаемых выражениях говорится о недолговечности авторитарных режимов вообще (и ни слова о специфике ни коммунистической идеологии, ни даже плановой экономики).
Но воздержимся от рассмотрения негеографических вопросов. Возвращаемся к «сюжету с обложки». Нам известно: из 10 государств, охваченных вышеупомянутым процессом, сегодня на карте мира сохранились 6. ГДР влилась в состав ФРГ, а о судьбе трех уже говорилось. Следовательно, перспективы страны, охваченной кризисом и меняющей экономико-политическую систему, могут быть неоднозначны. Вместе с тем и территориальный распад страны не всегда связан со сменой системы: когда распалась Австро-Венгрия, все ее составные части остались капиталистическими по экономической системе, а Венгрия сохранила еще и авторитарный характер правления, да и Австрия чуть позже вернулась к нему.

И кстати, ведь не все годы советской власти были годами тоталитаризма. Уже в 1989 г. прошли вполне демократические выборы в высший законодательный орган страны. Кто-нибудь посмеет сказать, что 14 «колониальных владений империи» там были не представлены? Верховные Советы республик, принимавшие законы о языках, о республиканском хозрасчете и т. п., были избраны по советским законам, как только этим законам дали работать.
Да и в худшие годы федеративная система никогда не оставалась только на бумаге. В уголовном законодательстве, в системе образования, в ряде других аспектов республики оставались независимыми друг от друга. Да, был приоритет общесоюзных законов, были некие общеобязательные принципы, а разве в США это не так?
Заметим, что ни один антиимперский деятель после 1991 г. не сказал прямо: мол, несмотря на то, что по Конституции СССР был федерацией, фактически это была империя. Нет, о федерации стараются не упоминать - в том числе и ретроспективно (имперский характер СССР - некая аксиома). Если вот так сказать, то неумолимо напрашивается вопрос: а почему бы вместо дорогостоящих и зачастую бесчеловечных ломок существующего порядка не попробовать просто восстановить конституционную систему? (В советское время о Конституции и ленинских принципах национальной политики вспоминали - пока это было выгодно).
Итак, Советский Союз был не империей, а федеративным полиэтническим государством (хотя, как мы покажем ниже, с некоторыми, сохранившимися в качестве пережитка, признаками империи). Другими словами, если признать его наследником Российской Империи, то придется согласиться, что этой империи хотя бы отчасти удалось то, что не удалось Австро-Венгрии.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ