Концепция международного маркетинга применительно к сфере услуг
Сотрудник Института внешней торговли (Белград, Югославия) рассматривает особенности международного маркетинга в сфере услуги его значение для практической деятельности югославских внешнеторговых предприятий. На сегодняшний день в России всё чаще можно увидеть, как люди переходят на строительство с обычных кирпичных на каркасные
Автор отмечает, что концепция маркетинга услуг вообще и международного маркетинга (MM) услуг в частности не получила достаточного развития ни в теоретических исследованиях, ни в практике югославских предприятий. В то же время опыт промышленно развитых стран (ПРС) свидетельствует о том, что использование MM является одним из факторов успеха на международном рынке.
В экономической литературе существует множество определений понятия "услуга", однако ни одно из них не получило всеобщего признания в связи с неоднородностью услуг. Поэтому теоретики и статистики классифицируют услуги исходя из цели исследования или статистического представления сферы услуг. Сточки зрения MM, особое значение имеет адекватно-дезагрегированная и методологически обоснованная система представления данных об услугах в международном масштабе, что дает возможность более объективно оценивать состояние сферы услуг в той или иной стране, ее долю в международной торговле услугами и проводить межстрановые сравнения. В этой связи автор упоминает о новой системе классификации, разработанной в рамках Международной стандартной отраслевой классификации 181С.

Одной из основных характеристик современной экономики является рост значения сферы услуг. На это указывают многие показатели, среди которых динамика роста производства в этой сфере по сравнению с другими областями хозяйственной деятельности, ее доля в общественном производстве и количество занятых в этой области. Значительное воздействие на состояние мирового хозяйства оказывает и развитие так называемых новых услуг (компьютерные услуги, услуги в области информатики и т.д.), привносящих революционные изменения в производство, распределение и потребление. Одновременно с ростом вклада сферы услуг в развитие мирового хозяйства расширяется и международная торговля услугами. По некоторым данным, на долю услуг приходится 20-30% мировой торговли (с.16), в которой участвуют все страны, хотя доминирующие позиции занимают ПРС.
Одновременность процесса производства и потребления услуг требует непосредственного контакта между производителем и потребителем, поэтому при осуществлении международной торговли услугами необходимо создавать хозяйственные единицы предприятия за границей. При этом особое внимание следует уделять подбору работников, вступающих в непосредственный контакт с потребителями, который является одним из важных инструментов продвижения услуги на рынок. Невозможность создания запасов также ставит перед менеджерами дополнительные проблемы, связанные с обеспечением пространственного и временного совпадения предложения и спроса. В отличие от промышленных товаров, доставка которых от производителя к заказчику часто требует много времени, большинство услуг предоставляется по электронным каналам или непосредственно клиенту. Разнородность качества предоставляемых услуг, требования к которому определяются в результате непосредственного контакта между производителем и потребителем, не дает возможности стандартизировать услуги.
Дня принятия качественных решений специалисты no MMуслуг должны не только хорошо знать специфику сферы услуг, но и своевременно получать информацию о состоянии международного рынка услуг, на котором действует жесткая конкуренция. При этом выявлению расстановки сил на международном рынке услуг способствует отслеживание деятельности ТНК, что дает дополнительную информацию о MM услуг.
Интеграционные процессы на макроуровне, в частности развитие ЕС, также оказывают воздействие на международную торговлю услугами. Поэтому необходимо своевременно приспосабливаться к стандартам и потребностям различных экономических объединений. Приспособление к условиям рынка необходимо также в связи с постоянными изменениями объема и структуры спроса, требований клиентов к качеству и условиям предоставления услуг.
Останавливаясь на проблемах практического использования MM, автор отмечает, что югославские предприятия выходят на международный рынок в основном с такими услугами, как перевозки, туризм и инвестиции за границей. После начала военных действий на территории бывшей СФРЮ и введения международных санкций в отношении Югославии общее экономическое положение страны значительно ухудшилось, внешняя торговля, включая сектор услуг, прекратилась. В результате продолжилось отставание в развитии этой сферы по сравнению с ПРС. Для эффективного участия югославских предприятий в международной торговле услугами необходимо создать в стране условия для усиления рыночных механизмов, поскольку только в условиях рынка югославские предприятия будут иметь стимулы для использования MM.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ