Югославские русины и украинцы во Второй Мировой войне (1941-1945 гг.)
Югославия во Второй мировой войне, наряду с СССР и Польшей, понесла самые большие человеческие и материальные потери. В противоборстве пало более 1,7 млн. человек, или 10,8 % всего населения страны. Большинство погибших составили жертвы кровавого межнационального конфликта. Среди них были и представители национальных меньшинств, в том числе русины и украинцы.
На балканских землях, отошедших под власть Вены в результате войн с Османской империей, с середины XVIII до начала ХХ в. поселилось несколько десятков тысяч выходцев из Закарпатья, Пряшевщины, Лемковщины, Галиции и Буковины. Около двух третей из них называло себя русинами, а переселенцы в Боснию конца XIX - начала ХХ в. уже использовали самоназвание украинцы. В созданном после распада Австро-Венгрии Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 г. - Королевстве Югославии) русины и украинцы оставались национальным меньшинством, представители которого компактно проживали в Бачке, Среме, Банате, Славонии и Боснии. В подавляющем большинстве это были крестьяне, весьма далекие от политической активности. Однако в результате социального расслоения в этой среде возрастало количество сельскохозяйственных рабочих и близких к ним малоимущих крестьян.

Часть из них еще в конце XIX в. начала воспринимать социалистические идеи. Кроме привлекательного для бедноты социального равенства, социалисты проповедовали также равенство национальное. А многим русинам и украинцам Придунайского региона эти идеи были близки. Лозунги хорватского или сербского национализма увлечь их не могли: они понимали, что в случае победы сторонников Великой Сербии или Великой Хорватии насильственной ассимиляции, подобной уже проводимой Будапештом, им не избежать.
На территории Бачки и Срема (нынешняя Воеводина) в 90-х гг. активно действовал социалистический агитатор Мыкола Гвожджак, русин по происхождению. А в русинском селе Петровцы неподалеку от г. Вуковара (в современной Хорватии), местную организацию социалистической партии даже возглавил сельский староста Дорокази, за что его в 1898 г. арестовали власти. Крестьяне, вооружившись вилами, мотыгами и лопатами, пытались освободить старосту, но были разогнаны полицией.
В период распада Австро-Венгрии и формирования Королевства СХС сторонники левых идей среди местных русинов и украинцев заметно радикализовались. В городе Вуковаре, селах Миклошевцах и Петровцах в 1919-1920 гг. возникают и укрепляются местные организации Компартии Югославии. Со временем им удалось провести несколько резонансных акций - например, успешную забастовку сельскохозяйственных рабочих в имении графа Элца в Грабове (1937 г.). Однако переоценивать влияние коммунистов на бачванско-сремских русинов не следует. Крестьяне были слишком погружены в повседневные заботы о хозяйстве, и времени на занятия политикой у них почти не оставалось. Их усилия в общественной жизни направлялись главным образом на сохранение этнической самоидентичности. Серьезные проблемы возникали в религиозно-церковной жизни, где усиливалась напряженность в отношениях с Сербской православной церковью, которую поддерживали королевские власти. Она резко отрицательно относилась к церковной унии, стремясь ограничить влияние Крижевацкой епархии, в юрисдикции которой пребывало около 40 тыс. греко-католиков.
Греко-католичество, сходные язык и культура объединяли русинов и украинцев, хотя нередко члены одной семьи пользовались разными этнонимами: образованная молодежь чаще воспринимала новое национальное имя «украинцы». Соседи разного этнического происхождения этих тонкостей, как правило, не знали. Сербы воспринимали русинов как часть русского народа и по традиции относились к ним неплохо. А к украинцам еще со времен Первой мировой войны отношение было отрицательное - как к австрофилам, потенциальным изменникам в случае немецко-югославского конфликта.
Кроме переселенцев конца XIX - начала ХХ в., в украинскую общину Югославии входили политэмигранты из бывшей Российской империи, осевшие на Балканах. В Загребском университете учились и выходцы из насильственно присоединенной к Польше Восточной Галиции, в большинстве своем - члены нелегальной Организации украинских националистов (ОУН). Они устанавливали контакты с бачванско-сремскими русинами, пропагандировали в их среде свои идеи.
Югославские спецслужбы, осведомленные о тесных связях ОУН с немецкими нацистами, итальянскими фашистами и хорватскими усташами, считали украинских националистов вражеской агентурой. Они не только арестовывали активистов ОУН, но и прилагали усилия к запрету общественных организаций, в которых те имели сильные позиции. В частности, преследованиям со стороны властей подверглась «Просвита», на протяжении ряда лет легально действовавшая среди украинцев и русинов Югославии. А общей для этого национального меньшинства культурно-национальной организацией было созданное в 1919 г. «Руске народне просвителне дружтво у Кральовини Сербох, Хорватох и Словенцох». В отличие от «Просвиты» там преобладали русофилы. Несмотря на различия, русины и украинцы в межвоенной Югославии преимущественно выступали как единая община.
Представители этого национального меньшинства проживали в этнически неоднородной среде, их соседями были потомки переселенцев из разных стран. После 1933 г. особую политическую активность среди них развивали члены организаций немецкого национального меньшинства. Спецслужбы гитлеровской Германии через легальную общественную организацию «Культурбунд» и молодежную - «Гитлер- югенд» готовили кадры для удара в спину Югославии в случае войны против нее. В селах с немецким населением действовали эмиссары из Германии, которые официально назывались Wanderlehrer, т.е. «странствующие учителя». Они формировали первичные организации «Гит- лерюгенда», обучая молодежь владению огнестрельным оружием и тактике действий отделения, взвода и роты. Через «Культурбунд» таким же обучением были охвачены и немцы-мужчины в возрасте до 35 лет. Военную подготовку прошли около 32 тыс. этнических немцев Югославии.
«Пятая колонна» формировалась под носом югославских властей, но те не предпринимали действенных мер по нейтрализации враждебной деятельности. И когда 6 апреля 1941 г. вермахт силами своих 2-й и 12-й армий (вместе - 30 дивизий) нанес удар по Югославии, с тылу им помогали полувоенные формирования этнических немцев, созданные до войны. Из югославской армии массово дезертировали хорваты, албанцы, венгры, итальянцы, украинцы и представители ряда других национальностей, крайне недовольных шовинистической политикой официального Белграда.
Вторая мировая война наложила заметный отпечаток на дальнейшую судьбу русинов и украинцев Югославии, поэтому память о грандиозном историческом событии у представителей этих этнических общин современных Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины по-прежнему сохраняется. Ее не смогли вытеснить даже трагические события конца ХХ ст., когда распалась единая Югославия и в ходе кровавых конфликтов погибли сотни тысяч людей. Среди погибших оказалось немало тех русинов и украинцев, которые выжили в аду Второй мировой войны, а также их детей и внуков. Когда нации- автохтоны при помощи оружия пытаются решать свои застарелые споры, неминуемо страдают национальные меньшинства, оказавшиеся меж двух огней.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ