Отдача от образования в странах с переходной с переходной экономикой

Начиная с 2002 г. после продолжительного периода, в течение которого не представляется возможным говорить об определенных тенденциях в отдаче от образования вследствие их быстрых и противоречивых изменений, в большинстве стран начала прослеживаться тенденция увеличения заработной платы на 48% за каждый дополнительный год образования. По уровню отдачи от образования страны можно разбить на две группы. В первую входят государства с относительно высокой отдачей от образования (от 6,7% до 8,2%): Молдавия, Венгрия, Белоруссия и Болгария. Во вторую группу с низкой отдачей входят Грузия, Таджикистан, Россия и Румыния (не более 4,9%). Столь низкий показатель в течение длительного периода можно считать тревожным признаком, поскольку низкая отдача от образования может быть и причиной, и следствием низкой производительности труда, а также может отражаться на спросе на образовательные услуги и долгосрочном накоплении человеческого капитала. Однако среди позитивных тенденций можно отметить увеличение отдачи от образования за последние два года во всех странах, кроме Грузии и Таджикистана.

Отдача от образования в странах с переходной с переходной экономикой

В пяти из девяти стран с переходной экономикой в Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Польше и России выпускники средних специальных учебных заведений составляют самую большую группу среди трудоспособного населения с образованием выше начального. Однако их доля на рынке труда снижается во всех странах. Что касается высшего образования, разброс между странами довольно велик. Доля работников с высшим образованием составляет 27% в Грузии и всего 9% в Румынии и Таджикистане. В последние годы растет число получающих высшее образование в Молдавии, Польше и Румынии, в то время как в других странах оно остается неизменным и иногда даже снижается (в Таджикистане, Грузии и Болгарии). Наши оценки показывают, что в течение всего периода отдача от высшего образования в виде заработной платы росла или оставалась неизменной, а отдача от среднего специального образования снизилась.
В большинстве стран уровень отдачи от высшего образования в государственном секторе не отличается от уровня в частном секторе. Наконец, в частном секторе всех рассматриваемых стран отдача от среднего специального образования ниже, чем в государственном.
Проиграли ли работники старшего возраста, получившие навыки во времена социализма, по сравнению с более молодыми работниками? Детальное исследование по возрастным группам показывает, что во всех странах, кроме Грузии, молодым работникам легче найти работу, чем представителям более старших поколений. Видимо, новой экономикой больше востребованы «новые» навыки. Хотя никакой явной тенденции в рассматриваемых нами странах не наблюдается, в четырех из них больший опыт работы снижает отдачу от образования. Эти страны почти не отличаются от остальных по скорости преобразований, однако их население гораздо более образованно: 18,5% занятых в экономике имеют высшее образование при 11,4% в остальных странах. Таким образом, похоже, что низкая отдача от образования у работников старшего возраста в большей степени обусловлена конкуренцией квалифицированных трудовых ресурсов, чем глубиной реформ.

Отдача от образования в странах с переходной с переходной экономикой

По тендерному разрыву в доходах страны с переходной экономикой не отличаются от других государств, и, следовательно, он не является основной причиной низкой отдачи от образования. В течение рассматриваемого периода отставание женщин по доходам стало заметнее в Венгрии и России, а в Грузии, Молдавии, Румынии и Таджикистане тендерный разрыв в доходах постепенно снижался.
Несмотря на вышесказанное, нельзя забывать о возможном увеличении занятости женщин в областях, где отдача от человеческого капитала снижается. Традиционно в странах с переходной экономикой значительную часть рабочих мест в бюджетной сфере (здравоохранении и образовании, обучение наращиванию ногтей) занимали женщины. Если доля государственного сектора в общей занятости снижается, то тендерный разрыв в доходах может возрасти: в частном секторе восьми из девяти рассматриваемых стран (исключение Венгрия) тендерный разрыв в доходах больше, чем в государственном секторе.
Ловушка бедности?

По мере перехода к рыночной экономике можно ожидать усиления взаимосвязи между квалификацией родителей и средствами, которые они готовы вложить в образование детей. Увеличивающийся разрыв в заработной плате выпускников вузов, с одной стороны, и работников со средним специальным или начальным образованием с другой, свидетельствует о том, что перспективы работников с более низким уровнем образования будут ухудшаться как в отношении занятости, так и в отношении заработной платы. Сочетание обеих описанных выше тенденций может привести к устойчивой бедности, переходящей от поколения к поколению.
Действительно ли дети из бедных семей с большей вероятностью получают образование, приносящее низкую отдачу? В Болгарии доля детей из обеспеченных семей в возрасте 1618 лет с начальным или более низким образованием почти равна нулю, в то время как доля детей из бедных семей с таким же образованием превысила 60%. Более того, увеличилась доля детей из бедных семей, получающих среднее специальное образование, при том что в средних общеобразовательных школах такая тенденция отсутствует. И, наоборот, доля детей из обеспеченных семей, обучающихся в средних школах, значительно возросла примерно с 40% в 1995 г. до более 70% в 2003 г., а доля детей из бедных семей снизилась с 30% в 1995 г. до 20%. Практически ту же самую картину можно наблюдать и в Польше.
В Грузии подобного сценария, по которому дети из бедных семей получают среднее специальное образование, а дети из богатых семей учатся в общеобразовательных школах, не происходит, поскольку там не слишком развита система среднего специального образования. В Таджикистане доля выпускников средних специальных учебных заведений среди работников трудоспособного возраста тоже невелика 10,5% в 2003 г. Возможно, благодаря этому выпускники средних специальных учебных заведений достаточно успешны на рынке труда (и дети из бедных семей с меньшей вероятностью поступают в эти учебные заведения).

Несмотря на то что во многих государствах с переходной экономикой уровень отдачи от образования в целом остается низким, он постепенно начинает расти в большинстве стран из нашей выборки. Различия в уровне отдачи от образования отражают глубину рыночных реформ и институциональные особенности рынков труда. Кроме того, в условиях рыночной экономики снизился доход работников со средним специальным образованием в частном секторе. Исключение Таджикистан, где отдача от такого образования остается высокой в связи с небольшой долей выпускников средних специальных учебных заведений на рынке труда. Мы также показали, что, хотя негативный эффект «старых» навыков и тендерный разрыв в доходах существуют, они не так значимы, чтобы объяснить низкую отдачу от образования в странах с переходной экономикой.
Очевидно, что в результате преобразований одни слои населения выиграли, а другие проиграли. Выиграли выпускники вузов пучащиеся общеобразовательных средних школ, которые затем поступят в вузы (и даже те, которые не поступят). К сожалению, на этом фоне дети из бедных семей вынуждены получать образование, приносящее низкую отдачу. Тенденция такова, что дети старшего школьного возраста из бедных семей все чаще прекращают учебу или поступают в средние специальные учебные заведения вместо того, чтобы продолжить обучение в средней школе.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*