Влияние трианонского мирного договора на формирование политики Венгерской Республики по защите соотечественников и диаспоры
По итогам Первой мировой войны Венгрия как потерпевшая сторона в соответствии Трианонским мирным договором (был подписан 4 июня 1920 г. между странами победительницами в Первой мировой войне и Венгрией) лишилась двух третей своей территории с населением, составлявшим более половины от ее общей численности. Население страны сократилось с 18,3 до 7,6 млн. человек. Значительная часть венгерской территории была отдана новообразовавшимся государствам Румынии, Югославии и Чехословакии, а также небольшая часть Австрии, в них венгры стали типичными национальными меньшинствами. Прикольные
Сейчас общая численность венгров в мире составляет около 13,5 млн. человек. Большинство из них проживают в Венгрии, где они являются основным народонаселением страны (9,5 млн. из 10 млн. человек); 2,5 млн. этнических венгров живет в сопредельных странах за пределами своей исторической родины, бывшей Австро-венгерской монархии, и 1,5 млн. в других государствах мира.
Данный итог Первой мировой войны и сейчас остается весьма болезненной темой для венгерской общественности внутри страны и за ее пределами. По словам современного австрийского историка и публициста, венгра по происхождению Пауля Лендваи, речь идет о «великой катастрофе в истории страны», часть венгров до сих пор считает, что окружающие враждебные народы обманом захватили их наследие: две трети исторической Великой Венгрии, страны с более чем 1000летней историей, называют Трианонский мирный договор проклятием.
Державы Антанты подписанием договоров и пересмотром границ хотели добиться разрешения проблем национальных меньшинств в Центрально-Восточной Европе. Вместе с тем принудительное заключение мирных договоров, при отказе включить положения о меньшинствах в Устав Лиги Наций, новообразовавшимися государствами было истолковано как посягательство на их суверенитет и вмешательство во внутренние дела. Передел Европы после Первой мировой войны также не привел к образованию однонациональных государств: в них появились новые меньшинства. В восточноевропейском регионе, за редким исключением, утвердилась известная модель государства нации при наличии большего или меньшего количества национальных меньшинств, конституционный и международный статус которых в целом не был определен.
Положение венгров, оказавшихся после распада Австро-венгерской монархии вне венгерского государства оказалось сложным. Несмотря на то что отношение к национальным меньшинствам было различным в каждой стране, все же оно не удовлетворяло венгров по обе стороны границы, что создавало напряженность между сопредельными странами. В лучшем случае их существование и проблемы оставались не замеченными официальными властями новых стран. Народы, получившие государственность, не забыли старых обид, нанесенных своими бывшими «хозяевами», ставшими теперь национальными меньшинствами, помнили стремления Венгрии по их насильственной мадьяризации (венгеризации, самоназвание лиц венгерской национальности мадьяры) и прежнее подчиненное положение. Они также не без оснований опасались территориальных претензий со стороны Венгрии. Принято считать, что одной из основных причин участия Венгрии во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии была возможность возврата отобранных земель.
Европейский союз долгое время не занимался проблемами меньшинств. Но с расширением ЕС в восточном направлении, подчеркивании общих интересов по соблюдению прав человека, вопрос о положении меньшинств становился актуальнее. Странычлены ЕС четко хотели определить те условия, которые следует соблюсти, желающим присоединиться к ЕС, в том числе и в области защиты меньшинств. При определении этих положений за основу брались законодательные акты, существующая международная и внутренняя практика. В 1981 г. Европейский парламент принял постановление от 16 октября 1981 г., в котором в то время странычлены Европейского сообщества призвали оказывать поддержку региональным языкам и культурам. На все более возрастающее значение национальных меньшинств также указывает тот факт, что Европейское сообщество в 1991 г. при признании независимости государств Центрально-Восточной Европы одним из условий выдвинуло необходимость соблюдения прав меньшинств.
В июне 1993 г. Европейский совет на заседании в Копенгагене установил те критерии**, осуществление которых ожидает от государств, намеревающихся вступить в ЕС, среди них наряду демократическим правовым государством и соблюдением прав человека условием одного уровня выступает и защита меньшинств. Согласно им потенциальная страначлен ЕС обязана обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств. Непременным условием вступления ее в ЕС было приведение внутреннего законодательства в соответствие с общеевропейским. Однако вопрос меньшинств, занимающий важную роль во внешней политике ЕС и при приеме в него новых членов, пока полностью отсутствует в правовой системе ЕС, которая одинаково распространяется на все государствачлены ЕС. В настоящее время обязательным условием для присоединяющихся к ЕС государств является также представление информации о внутренней правовой базе и реальном положении национальных меньшинств.
В настоящее время отношения Венгрии с сопредельными государствами в основном упорядочены, большая часть их члены НАТО, а также ЕС. Таким образом, почти все этнические венгры оказались внутри границ европейской интеграции и европейских демократических ценностей, а положение оставшихся вне НАТО и ЕС стало более предсказуемым.
Следует отметить, что членство Венгрии и сопредельных стран в ЕС не является панацеей для поддержания устойчивой этнической идентичности венгров. Данная задача требовала активных действий в этом направлении и от самой Венгрии.
В настоящее время в лице Европейского союза как интегрирующего объединения, обладающего высокой правовой культурой и экономическим уровнем развития, Венгрии представилась возможность отстаивать права этнических венгров на международном уровне и заботиться об их благополучии, которую она старается использовать в полном объеме.
Венгрия принятием Закона № XII расширила возможности государства исторической родины по защите своих соотечественников и диаспоры на территории другой суверенной страны. Следует обратить внимание, что Венгерская Республика обладает внутренним законодательством по защите прав этнических и национальных меньшинств, соответствующим общепринятым международным стандартам.
По общему признанию экспертов, политика Венгрии по защите прав этнических венгров, проживающих в сопредельных странах, и обеспечению прав венгерских национальных меньшинств усилила в целом внимание в Европе к правам национальных меньшинств и рассматривается как один из факторов, влияющих на поддержание общеевропейской национальной и региональной стабильности и безопасности.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ