Роль муниципальных органов при обеспечении безопасности населения от чрезвычайных ситуаций
В Венгрии переход к муниципальной системе в начале 1990-х годов имел вынужденный характер и произошёл под давлением изменений в мировой и во внутренней политике страны. Создание системы органов местного самоуправления после четырёх десятилетий жёсткой государственной централизации было сопряжено с многочисленными трудностями. Из-за отсутствия опыта нормального функционирования демократических институтов в ряде случаев и по сей день отсутствует чёткое разграничение задач различных органов. С одной стороны, и сегодня местные муниципалитеты зачастую вынуждены заниматься решением вопросов, давно потерявших актуальность, с другой стороны, некоторые задачи - совершенно необоснованно, просто "по привычке", - по-прежнему относятся к компетенции государства.
Один из основополагающих принципов муниципальной системы - решение проблем непосредственно по месту их возникновения: возникает задача, к решению которой следует подходить со всей полнотой ответственности. Иначе говоря, ответственность за принятое решение необходимо нести на местном уровне. Отметим, что единственным органом, который в любое время суток может быть поднят по тревоге (тушение пожара, аварийно-спасательные работы), является пожарная охрана. Она располагает профессионально обученным кадровым составом, необходимым техническим оборудованием и дежурной системой. С учётом перечисленных факторов, её участие в операциях по ликвидации чрезвычайных ситуаций можно считать определяющим. Пожарные первыми приезжают на место происшествия, их контакт с гражданским населением является практически непрерывным. Закон предоставляет им такие правовые полномочия, какими в мирное время не обладают другие органы (например, беспрепятственный доступ в закрытую квартиру без предварительного разрешения). Сегодня в процессе пожаротушения и аварийно-спасательных работ вся полнота ответственности ложится на руководителя тушения пожара, который фактически единолично принимает решения. При ликвидации чрезвычайной ситуации он первым получает доступ к информации, которая касается гражданского населения. И здесь следует подчеркнуть, что эффективные меры по предотвращению паники среди населения способен принять именно муниципалитет (например, определить, сколько мест требуется для временного размещения жителей после эвакуации).
Муниципальные службы, входящие в систему органов самоуправления, обладают всеми необходимыми рычагами для эффективной защиты интересов гражданского населения без вмешательства со стороны государства. На сегодняшний день организационная система подготовки и принятия решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций регулируется на территориальном, местном уровне. В сфере руководства обороной действуют комитеты обороны, а в системе органов местного самоуправления - местные комитеты обороны.
В "чрезвычайных ситуациях", указанных в Конституции страны, подготовка к обороне и к мобилизации ресурсов производится в рамках единой комплексной системы. Это позволяет применять установленный законом порядок и в мирное время в ходе ликвидации последствий катастроф, аварий, массовых чрезвычайных происшествий и прочих опасностей. При решении задач "комплексной защиты" всё большее значение получает взаимодействие с гражданской сферой, тогда как ранее односторонняя практика подготовки к войне ограничивала деятельность органов территориального и местного уровней исполнением спущенных из центра решений. В связи с этим детальное законодательное определение компетенции указанных органов тогда не требовалось.
Вплоть до 1970-х годов в международной практике господствовала тенденция, согласно которой проблемы безопасности рассматривались, главным образом, сквозь военную призму. В соответствии с сегодняшним подходом, безопасность нужно обеспечивать и укреплять, в первую очередь, непосредственно на месте.
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что назрела необходимость ещё раз проанализировать задачи органов гражданской обороны в области защиты населения. Было бы целесообразно передать их функции в компетенцию муниципальных органов. Проблемы возникают на местном уровне, и именно органы местного самоуправления способны их оперативно решать. Назовём лишь важнейшие из потенциальных задач: временное размещение эвакуированного гражданского населения, а также весь спектр мероприятий (в рамках принятого в мирное время правопорядка) по защите граждан.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ