Роль муниципальных органов при обеспечении безопасности населения от чрезвычайных ситуаций

В Венгрии переход к муниципальной системе в начале 1990-х годов имел вынужденный характер и произошёл под давлением изменений в мировой и во внутренней политике страны. Создание системы органов местного самоуправ­ления после четырёх десятилетий жёсткой государственной централизации бы­ло сопряжено с многочисленными трудностями. Из-за отсутствия опыта нор­мального функционирования демократических институтов в ряде случаев и по сей день отсутствует чёткое разграничение задач различных органов. С одной стороны, и сегодня местные муниципалитеты зачастую вынуждены заниматься решением вопросов, давно потерявших актуальность, с другой стороны, неко­торые задачи - совершенно необоснованно, просто "по привычке", - по-прежнему относятся к компетенции государства.

 

Один из основополагающих принципов муниципальной системы - реше­ние проблем непосредственно по месту их возникновения: возникает задача, к решению которой следует подходить со всей полнотой ответственности. Иначе говоря, ответственность за принятое решение необходимо нести на местном уровне. Отметим, что единственным органом, который в любое время суток может быть поднят по тревоге (тушение пожара, аварийно-спасательные рабо­ты), является пожарная охрана. Она располагает профессионально обученным кадровым составом, необходимым техническим оборудованием и дежурной системой. С учётом перечисленных факторов, её участие в операциях по лик­видации чрезвычайных ситуаций можно считать определяющим. Пожарные первыми приезжают на место происшествия, их контакт с гражданским населе­нием является практически непрерывным. Закон предоставляет им такие право­вые полномочия, какими в мирное время не обладают другие органы (напри­мер, беспрепятственный доступ в закрытую квартиру без предварительного разрешения). Сегодня в процессе пожаротушения и аварийно-спасательных ра­бот вся полнота ответственности ложится на руководителя тушения пожара, который фактически единолично принимает решения. При ликвидации чрезвычайной ситуации он первым получает доступ к информации, которая ка­сается гражданского населения. И здесь следует подчеркнуть, что эффективные меры по предотвращению паники среди населения способен принять именно муниципалитет (например, определить, сколько мест требуется для временного размещения жителей после эвакуации).

 

Муниципальные службы, входящие в систему органов самоуправления, обладают всеми необходимыми рычагами для эффективной защиты интересов гражданского населения без вмешательства со стороны государства. На сегодняшний день организационная система подготовки и принятия решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций регулируется на территори­альном, местном уровне. В сфере руководства обороной действуют комитеты обороны, а в системе органов местного самоуправления - местные комитеты обороны.
В "чрезвычайных ситуациях", указанных в Конституции страны, подго­товка к обороне и к мобилизации ресурсов производится в рамках единой ком­плексной системы. Это позволяет применять установленный законом порядок и в мирное время в ходе ликвидации последствий катастроф, аварий, массовых чрезвычайных происшествий и прочих опасностей. При решении задач "ком­плексной защиты" всё большее значение получает взаимодействие с граждан­ской сферой, тогда как ранее односторонняя практика подготовки к войне огра­ничивала деятельность органов территориального и местного уровней исполне­нием спущенных из центра решений. В связи с этим детальное законодательное определение компетенции указанных органов тогда не требовалось.
Вплоть до 1970-х годов в международной практике господствовала тен­денция, согласно которой проблемы безопасности рассматривались, главным образом, сквозь военную призму. В соответствии с сегодняшним подходом, безопасность нужно обеспечивать и укреплять, в первую очередь, непосредст­венно на месте.

Сейчас при ликвидации чрезвычайных ситуаций - наряду с пожарными, выполняющими первичные аварийно-спасательные работы, - в обороне участ­вуют органы, обеспечивающие защиту гражданского населения. Согласно вен­герской терминологии, их называют органами гражданской обороны. Это - государственные органы, которые образуют на разных уровнях "остов", позволяющий, с одной стороны, выполнять функции индивидуальной защиты жизни граждан и материальных благ, а с другой - осуществлять планирование защиты от катастроф. Структура и роль органов гражданской обороны в мир­ный период жизни государства ограничены рамками планирования и подготов­ки. В мирное время развитие гражданской обороны, её масштабное использо­вание (за исключением нескольких специальных заданий) не практикуются, по­скольку акции, требующие значительных технических средств, более эффек­тивно выполняются вооружёнными силами благодаря их оперативности и соот­ветствующему уровню подготовки.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что назрела необходимость ещё раз проанализировать задачи органов гражданской обороны в области за­щиты населения. Было бы целесообразно передать их функции в компетенцию муниципальных органов. Проблемы возникают на местном уровне, и именно органы местного самоуправления способны их оперативно решать. Назовём лишь важнейшие из потенциальных задач: временное размещение эвакуиро­ванного гражданского населения, а также весь спектр мероприятий (в рамках принятого в мирное время правопорядка) по защите граждан.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*